«Бумажный дом» вверх дном, или Bella, ciao
После того как испанский триллер о банде грабителей занял второе место в рейтинге самых просматриваемых сериалов Netflix, появление 3-го, 4-го и 5-го сезонов стало вопросом времени. Новый хитроумный план по захвату очередного банка ждал своего часа… И дождался. Теперь уже закаленная опытом команда (правда, с небольшими потерями) отправилась на новое задание: вызволить из плена самого юного члена группы — Рио, а заодно выкрасть весь золотой запас из Национального банка Испании, измельчив его в крошку и пустив по канализации. Но стоило ли ждать очередного продолжения? И почему деньги Netflix не всегда являются панацеей, а испанский сериал превратился в «испанский стыд»?
Уже с момента запуска 3-го сезона сериал как будто стал энциклопедией по новой этике. Сначала появление нового персонажа Палермо, который оказался давним другом погибшего Берлина, безответно в него влюбленного. Потом внезапное позиционирование Найроби как сильной и независимой феминистки, управляющей командой мужчин. И в конце концов присоединение к операции девушки-трансгендера Манилы (крестницы погибшего Москвы). В этом читается ДНК «Нетфликса», который уже делал подобное в других своих сериалах.
Вопросов было бы меньше, если бы новые персонажи органично вписывались в сюжет, как в той же испанской «Элите». Но Манила на протяжении двух сезонов молча сидит в «заложницах», выполняя роль внедренной шпионки, а ретроспективная линия Берлина и Палермо не несет никакой смысловой нагрузки, кроме их несчастной истории дружбы и безответной любви. Возникает ощущение, что персонажей вводили для того, чтобы поставить галочку рядом с графой «толерантность», не заботясь о пробелах в сюжете.
После просмотра 1-й части нового сезона возникает острое ощущение, что сериал потерял свой прежний накал. Многие вещи, происходящие в 5-м сезоне, выглядят не как режиссерская версия, а как воплощение зрительских ожиданий. Мы вновь видим воссоединение полюбившейся всем пары Рио и Токио, получаем еще больше беснующегося Артуро в попытках стать национальным героем и в очередной раз наблюдаем за «флешбэками» из прошлой жизни Берлина.
Поворотным моментом для сериала стало попадание Профессора под прицел Алисии Сьерры, в результате чего тот лишается связи с группой и больше не может контролировать их действия. В этот момент сериал становится чуть меньше триллером и чуть больше экшен-боевиком. Неожиданные повороты сюжета и заранее продуманные финты в 5-м сезоне сменяются топорными перестрелками и взрывами боевых гранат. Герои дают отпор то полиции, то заложникам, то испанской армии. Это, конечно, добавляет сериалу зрелищности и держит в некотором напряжении, ведь чего не отнять у «Бумажного дома», так это способности с легкой руки режиссеров избавляться от главных героев, которой бы позавидовал сам Джордж Мартин.
Безусловно, бюджет Netflix помог сериалу заменить «хромакей» на дорогие декорации и воплотить многие режиссерские задумки — теперь в роли острова выступал реальный остров, а над Мадридом поднимался самый настоящий дирижабль (купюры, конечно, все же были фальшивые). Но вместе с деньгами в сериал пришли банальные развязки и предсказуемые сюжетные повороты, которые маскируются динамикой боевых действий. Стоит ли смотреть сериал до конца? Стоит, хотя бы ради того, чтобы узнать, чем все кончится для героев — виллой на Филиппинах или одиночной камерой в испанской колонии.