2015 год. В Эр-Ракке, оккупированной силами ИГИЛ (запрещенной в России организации) царит хаос. Дроны атакуют террористов, фанатики казнят подозрительных сограждан прямо на площадях. В руки Первин, жены одного из боевиков, попадает мобильник. Дрожа от страха — по закону халифата женщинам запрещено иметь свои средства связи — главная героиня звонит на родину, в Швецию. Сигнал бедствия привлекает внимание агента шведской госбезопасности Фатимы. Она соглашается вывезти Первин из Сирии в обмен на сведения о терактах в Европе, которые планируют провести соратники ее мужа. Для Первин это чудовищное испытание. Муж делиться подробностями своей работы не спешит, крупицы информации приходится передавать урывками, каждый звонок может стать последним. А счет идет на дни: в Швеции хитрый вербовщик уже заканчивает плести свою сеть.
Восьмисерийный триллер «Халифат» добрался до подписчиков Netflix уже после шведской премьеры. Она получилась шумной, успешной и, как и следовало ожидать, скандальной. Критика была предъявлена от самых разных лагерей: шоураннеров обвинили и в исламофобии, и в романтизации террористов.
Откуда взялись такие претензии, понять можно. Сериал выдержан в документальной манере. Ручная камера. Неряшливые, будто взаправду обжитые, интерьеры. Никаких звезд — даже по меркам шведского телевидения. Авторы признают, что равнялись на «Гоморру» — эталонно непарадный итальянский сериал о неаполитанской мафии. Внушительный ресерч, проделанный сценаристами, ощущается за каждой мало-мальски значимой деталью.
Однако обилие информации не гарантирует глубокого погружения в тему. Многие вопросы в «Халифате» очерчены скупо и приблизительно: от нюансов идейных противоречий в мусульманской среде до психологической подоплеки важнейших сюжетных мотивов.
Так происходит, например, с пропагандистской линией. Бациллу радикального исламизма разносит Иббе, циничный манипулятор, скрывающийся под маской безобидного улыбчивого хипстера. К каждой жертве он подбирает свой ключик — и раз за разом попадает в десятку. Вот школьница, возмущенная ксенофобией шведов — ее гнев можно распалить ютубными роликами. Вот два брата-арийца: оба приняли ислам, надеясь искупить грехи — им можно пообещать прощение в обмен на службу. Вот бесплодная египтянка, обозленная на мир — она вообще готовая боевая единица.
Каталог способов зомбирования внушительный. Тут, казалось бы, и приблизиться к героям, дать прочувствовать опыт этой манипуляции. Ведь это едва ли не самая страшная — и поразительная! — особенность истории с «Исламским государством» (запрещенной в России организации). Одно дело — вызвать в человеке национальную солидарность и убедить соблюдать харам (в шариате — греховные деяния, запрещённые в исламе. — Прим. SRSLY), и совсем другое — толкнуть на путь смертника или побег в Сирию. Но именно здесь шоураннеры предпочитают сохранять уважительную дистанцию. Механизм радикализации понять до конца не получается. По-человечески самым убедительным получается сюжет про первую любовь: две одноклассницы, умница Сула и забияка Карима, попадают под чары своего искусителя. Будет здесь и мстительная ревность, и огонь надежды в глазах, и тяжелые ссоры с близкими, и душераздирающий финал.
Весь мир — это горячая точка, и от запаха крови не укрыться даже в тиши икейных интерьеров. Ощущение тревоги возникает не на ровном месте. Экранная Швеция буквально населена жертвами катаклизмов новейшей истории. Умных девочек беспокоят призраки израильско-палестинских конфликтов и теракта 11 сентября. Отец одной из них — запойный ветеран Чеченской войны. Семья агента Зукич прибыла из Югославии. Еще одна черта нового мира — у его войны женское лицо. Кровавый движ — по-прежнему дело молодых мужчин, однако цель побоищ им почти неведома. Высокие идеи обесцениваются фигурой хамелеона Иббе. Террористы в Эр-Ракке не составляют боевого братства. Дух тотального сомнения витает над станами воинов всех мастей: что бородатых экстремистов, что шведских спецслужб. На этом фоне особенно очевидна настоящая война, которую ведут женщины. Их борьба не эфемерна, она — за жизнь, за голос, за реализацию своей воли. Речь не идет о плакатном феминизме; пятерка главных героинь — это живые, очень разные и, конечно, несовершенные люди, которые могут заблуждаться и совершать серьезные ошибки. Но их ошибки — это следствие невероятной смелости, с которой они идут требовать у мира справедливость.