Гайд по тому, как выжить в женской тюрьме
Заботливые родители вечно переживают за то, что их дети могут по доброте душевной ввязаться не в ту компанию. Обычно эти страхи необоснованны и люди все-таки подбирают друзей себе под стать, но и на старуху бывает проруха и примерная девочка может связаться с оторвой-парнем. Или девушкой. Так случилось и с Пайпер Чапман, главной героиней сериала «Оранжевый — новый черный». Пайпер — типичная представительница миллениалов среднего класса. Она пьет смузи, работает в коворкинге и собирается выйти замуж за парня, который сделал ей предложение. Красота, счастливый ромком. Если бы не одно «но». Девушка по молодости оступилась: десять лет назад влюбилась в девушку-наркоторговца и помогла перевезти ну очень много денег за товар. Про это уже все счастливо забыли, ведь жизнь не стоит на месте, но Алекс Воуз, бывшая Пайпер, загремела в тюрьму и сдала свою ex-girlfriend как соучастницу. Пайпер предстоит провести в тюрьме пятнадцать месяцев. Контраст между жизнью Пайпер до заключения и ее днями в тюрьме служит источником комедийной (и устрашающей) игры на противоречиях: богатая белая дамочка «из другого мира», не по своей воле изучающая абсурдные и пугающие правила мира, в котором группы явно разделены на расовые категории и, казалось бы, невинная жалоба на еду может привести к кампании принудительного голода. Вот так заварушка.
В основу сериала «Оранжевый — новый черный» лег одноименный автобиографический роман Пайпер Керман. Автор провела год в американской тюрьме и после выхода из нее стала активисткой, выступающей за права женщин-заключенных и борющейся за улучшение тюремных условий в женских тюрьмах.
Частью очарования шоу является его документальный вуайеризм: как работает душ, как работает одиночное заключение, как живут в тюрьме влюбленные, как создаются и поддерживаются сети власти. В этом смысле Чепме — не более чем объектив для аудитории, которая, по мнению Netflix, смотрит шоу: это люди из того же класса, что и Пайпер, с тем же интеллектуальным образованием, читают «Пропавшую девушку», отчаянно хотят попасть в подкаст Modern Love в New York Times.
Однако настоящая сила сериала, помимо физиологичных элементов, заключается в его ансамблевой структуре: в тюрьме находятся десятки персонажей, женщин, которые убивали, контрабандой провозили наркотики, грабили и которые при этом так разнообразны в своих мотивах для ужасных преступлений. Тюрьма показывает, кто они такие и как они приняли решение свернуть не туда. Истории их происхождения рассказываются в кратких, отрывочных воспоминаниях, которые заставляют вас смотреть сериал в надежде, что в следующем эпизоде будет больше предыстории одного из персонажей, которых вы полюбили. А здесь так много персонажей, которых можно любить.
Такой необычайно сложный, оригинальный женский портрет возможен только на Netflix. Сериал полностью полагается на характерность своих персонажей и ни разу в этом не прогадывает. Как только вы попадаете в мир Чепмен, в мир тюрьмы, оторваться от него почти невозможно.
Самое увлекательное в сериале «Оранжевый — хит сезона» — социальная повестка. Первая тема — об отдельных персонажах, пытающихся выжить в разрушающемся обществе; вторая — о том, как люди строят общество, когда все уже развалилось, с акцентом на сотрудничество и разумное достижение консенсуса, а не на грубую агрессию и индивидуализм. С этим сдвигом возникает целая новая вселенная возможных значений для изучения и последующих поворотов сюжета.
Сериал основан на мемуарах Пайпер Керман, чей персонаж в «Оранжевом» назван Пайпер Чепмен. Каждый эпизод содержит воспоминания, которые дают представление о прошлом другого персонажа — структура, знакомая по «Потерянному», а до этого — по «Стране ОЗ». Но, в то время как воспоминания интригуют и все более удивляют, именно сцены, происходящие в настоящем, когда Пайпер попадает в тюремную систему, действительно привлекают вас.
У сериала уже вышло семь сезонов.