Во имя правды
Штат Юта, 1984 год. Молодая 24-летняя женщина была найдена мертвой в собственном доме. Ее горло перерезано и перетянуто вакуумным шлангом. В соседней комнате находилось обезглавленное тело ее 15-месячной дочери. Рядом с местом преступления был найден муж и отец жертв, Аллен Лафферти, который в запятнанной красным рубашке и с окровавленными по локоть руками пытается убедить следствие, что непричастен к этому поражающему своей жестокостью двойному убийству. Так звучит завязка сериала «Под знаменем небес» — нового тру-крайм-проекта от Hulu, основанного на одноименной книге Джона Кракауэра, писателя и журналиста, расследовавшего одно из самых нашумевших религиозных убийств в Америке 80-х.
В девяти случаях из десяти единственного подозреваемого, оказавшегося на месте преступления, не стали бы и слушать. Но по счастливой для Лафферти случайности за дело берется детектив Джеб Пайр. И счастливой эту случайность сделали не столько добросовестность и компетентность Пайра (хотя в этом, пожалуй, сомневаться не приходится), сколько небольшое, но важное обстоятельство: Пайр и Лафферти являются прихожанами одной церкви — церкви Иисуса Христа Святых последних дней, проще говоря, мормонами. Будучи верным прихожанином, хорошо знавшим Аллена и всю его многочисленную семью, состоящую из патриарха с супругой, нескольких братьев, их жен и десятков детей, Пайр, несмотря на все убеждения своего напарника Билла, цепляется за малейшую возможность поверить в невиновность Аллена и берет в разработку незначительные наводки, брошенные отчаявшимся вдовцом.
Довольно скоро становится ясно, что это убийство несет в себе более глубинный смысл, чем простая расправа. И чем дальше Пайр погружается в эту темную историю, тем меньше шансов оставляет самому себе выйти из этого прежним. Шаг за шагом новые обстоятельства дела заставляют его усомниться в тех незыблемых мормонских идеалах и ценностях, которые сопровождали его на протяжении жизни. Кроме захватывающего саспенса, который буквально не дает возможности оторваться от экрана, сериал заставляет поразмышлять над такой сложной и неоднозначной темой, как религия. Что стоит за его верой? Можно ли одновременно служить церкви и закону? В какой момент праведность и приверженность заповедям переходят границу безумия? И, если такая граница есть, по какую сторону окажется сам Пайр?
В сериале интереснее всего наблюдать за развитием персонажа Пайра, роль которого исполнил номинант на премию «Оскар» Эндрю Гарфилд. Как актер, Гарфилд очень органичен в роли эмпатичных и чувственных героев, и в этом смысле Джеб Пайр на 100% попадает в его психотип. На протяжении нескольких эпизодов мы наблюдаем его метания между желанием беспрекословно подчиняться взрастившей его церкви и сомнениями, медленно, но верно пробирающимися через годами выстраиваемый барьер религиозности. «Бьюсь об заклад, вы думаете, что ваша вера является пуленепробиваемой, что вы знаете всю нашу историю Евангелие и всю нашу правду. Позвольте сказать вам это: если вы уверены, так уверены, то вы ничего не знаете», — говорит Аллен Лафферти на одном из допросов.
Второй ролью, заслуживающей многочисленную похвалу, стала роль самой Бренды (той самой убитой женщины), исполненная актрисой Дэйзи Эдгар-Джонс. Девушка впервые привлекла внимание массовой аудитории после главной роли в сериале «Нормальные люди». За нее актриса даже была номинирована на «Золотой глобус» в категории «Лучшая актриса мини-сериала или фильма на ТВ», но уступила Ане Тейлор-Джой. Здесь девушка играет смелую и амбициозную мормонку, которая ставит под сомнение второстепенное положение женщины в семье и мечтает построить карьеру на телевидении. И хотя героиня Эдгар-Джонс была убита уже в первом эпизоде, на экране актриса появляется довольно часто, так как флешбэки занимают добрую половину хронометража.
Над проектом работала группа режиссеров — обладатель «Оскара» Дастин Лэнс Блэк («Харви Милк»), один из создателей сериалов «Карточный домик» и «Друзья» Томас Шламми, номинантка на «Оскар» Кортни Хант («Замерзшая река»), номинантка на премию Венецианского кинофестиваля Изабель Сандовал («Лингва франка») и обладатель трех медведей Берлинского кинофестиваля Дэвид Маккензи («Безумие», «Последняя любовь на Земле»). Режиссеры проделали блестящую работу. Это один из редких случаев, когда воплощение реального преступления на экране не вызывает желания погуглить дело и узнать все детали — хочется пройти эту историю с героями от начала до конца. Сюжетные повороты сменяют подозреваемых одного за другим так быстро, что невозможно поверить в правдивость происходящего. Темп сериала не проседает ни в одном эпизоде, лишь сменяя активные кадры задержания душевными переживаниями героев. Сериал однозначно заслужил свое место в списке лучших проектов года.
Сериал основан на фундаментальном труде журналиста и писателя Джона Кракауэра — «Под знаменем небес»