Экранизация романа «Уборщица: тяжелая работа, низкая оплата и воля матери к выживанию»
Мало мысли о побеге, нужно еще и решиться. Однажды, еще затемно, Алекс (Маргарет Куэлли) с маленькой дочкой на руках поспешила уехать куда глаза глядят. Что еще делать, когда больше не чувствуешь себя в безопасности дома (и вправе ли ты тогда называть это место «своим») и кажется, что любая жизнь лучше той, что пришлось познать, даже кочевая. В быту бедлам и страшно. Алкоголик-супруг Шон (Ник Робинсон) изводит морально и ходит по краю — неделя, другая, и Алекс замазывала бы синяки тональным кремом. Без сожалений, но с большой тревогой на сердце героиня сначала ищет пристанище у подруги (ненадежно), затем направляется в город, где все вокруг, как кажется поначалу, равнодушны, но есть и исключения. Начать с нуля страшно, но лапочка-дочка обязывает стремиться к высокому и трудиться: во благо, смирение и надежду на самое лучшее впереди. Новая работа Алекс — клининг, уборка квартир разной степени запущенности. Заросшие плесенью и грибком потолки. Умеренно захламленные комнаты. Застекленные домики с видом на море. Кроме себя положиться не на кого. Мать Алекс Пола (Энди МакДауэлл) — хиппи с биполярным расстройством, обитающая со своим бойфрендом в трейлере. А больше не найти даже хлипких тылов. Алекс не сдается, главное испытание впереди — грядет суд по опеке над дочерью.
Многосерийная экранизация бестселлера «Уборщица: тяжелая работа, низкая оплата и воля матери к выживанию» — далеко не сентиментальный мотивационный тренинг для самых отчаявшихся, как может показаться по обложке и банальному названию. Этот проект полон внутренней воли и упорства, которые воспитывает в себе Алекс. Пока она приводит в порядок чужие дома, ясность обретает и ее образ мысли. Терпение и труд позволяют чувствовать, думать и не бояться. Когда-то Алекс училась в колледже и надеялась стать писательницей, но помешала беременность и семейный быт. Теперь, в одиночку, приходится познать, что система безжалостна к таким, как она — уязвимым, лишенным высшего образования и опыта работы. Авторы «Уборщицы» обходятся без разделения мира на черное и белое. Каждый, как кажется, самый запутавшийся персонаж, которого встречает Алекс, способен быть хорошим (но мало кто старается). Шон пытается бросить пить. Пола нет-нет, да и готова быть заботливой и конструктивной, когда в ее взгляде рассеивается пелена легкомысленной распущенности.
Феноменальный критический и зрительский (как минимум для жанра) успех «Уборщицы» связан с тем, что взгляд ее авторов полон едва ли не дарденновского гуманизма. Каждый здесь в чем-то виноват, но зла не заслуживает. Ручная камера следует за злоключениями Алекс. Артистка Куэлли мастерски держит крупный план, в ее взгляде с каждым эпизодом все сильнее разгорается огонек веры в себя и собственные силы. В пилоте мы видим героиню в состоянии отсутствия — хрупкое тело, растерянность в моторике, тихий, еле слышимый голос. Соразмерно тому, как она проходит через новые и новые испытания, меняется и ее интонация, уверенной становится походка. Сама Алекс словно впервые со времен учебы в колледже начинает существовать в том состоянии, когда ее тело всецело принадлежит рассудку, а не мучается от неврозов. «Уборщица» вызывает неподдельный, легко объяснимый интерес. Как и любая мелодрама, сериал построен на сочувствии к Алекс, и не сопереживать ей практически невозможно, настолько убедительна Куэлли, не унывающая под ударами обстоятельств. На ее счету все меньше средств. Ребенок просит еды. Шон вот-вот покажется на хвосте, нагоняя и догоняя. Хочется, чтобы у Алекс все было хорошо, и на протяжении десяти эпизодов неминуемо держишь за нее кулаки, лишь бы все получилось. Завидный и редкий эффект для современной мелодрамы, тем и ценно.
Ник Робинсон и Маргарет Куэлли снимались в фильме «Сын Америки» Рашида Джонсона.