16+

Балет
(1 сезон)

Дата выхода
18 мая 2023 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Евгений Сангаджиев
Телеканал/Видеосервис
Wink
Серий в сезоне
8
Продолжительность
55 мин
О сериале
В лебедином озере черти водятся
В ролях
Анна Харитонова
Игорь Корнеев
Кира Пронина
Игорь Гордин
Андрей Пронин
Алла Сигалова
Рута Майерс
Полина Агуреева
Татьяна Корнеева
Мария Абашова
София
Игорь Миркурбанов
Лазовский
Сергей Бондарчук
Павлик
Рейтинг сериала
7.2 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание

В лебедином озере черти водятся

О балете «на Руси» принято говорить с придыханием, а снимать — не принято вовсе. Оно и понятно: почти все редкие попытки побеседовать со зрителем о знаменитой сцене и ее небожителях заканчивались крахом. То ли из-за преступной неправдоподобности (как в фильме «Большой»), то ли из-за недопустимой реалистичности, подрывающей общественные каноны (вспоминаем «Матильду»). И беда в том, что отечественный зритель готов простить кинематографистам неудачи в чем угодно, кроме сакральной темы национального достояния. Пусть хоть весь мир распадется на атомы, а величие российского театра и мастерство его артистов — нерушимы и вечны. Актер и режиссер Евгений Сангаджиев спорить с традициями не стал, но решил на это самое национальное достояние посмотреть чуть пристальнее, отодвинув благородно красный шелковый занавес и вооружившись путеводителем по закулисью.

Несмотря на говорящее название и соответствующий флер возвышенности, «Балет» — сериал не столько про искусство (хотя и про него, конечно, тоже), сколько про людей. Грациозная Рута (магнетическая Алла Сигалова) возвращается в Россию спустя почти 40 лет эмиграции. В 1984 году поменять Москву на Нью-Йорк, заковыристую фамилию Адамкуте — на певучую Майерс, а звание примы Большого — на зарубежную карьеру ей пришлось не ради, а вопреки. Виной тому и коварство соперницы, и консерватизм советской власти, и, вероятно, банальный рок. События картины разворачиваются как раз тогда, когда Рута перестает быть персоной нон грата и возвращается на родину. «Прорубить окно в Европу» прямо в стене главного национального театра и «втащить» в него хореографа с современным подходом решает хваткий управленец и свежеиспеченный директор Корнеев (Федор Бондарчук). Он-то и делает Майерс предложение, от которого невозможно отказаться, — поставить спектакль с лучшими российскими танцорами на первой сцене мира. Но, естественно, это оказывается не так-то просто.

Участие реальных балетных танцовщиков было моей изначальной концепцией, хотя я и понимал, что вступаю на сложный и рискованный путь. Как войти в историю, когда у тебя в кадре 18 непрофессиональных артистов, и половина из них говорит? Даже с двумя непрофессиональными актерами на съемочной площадке иногда рвешь на себе волосы. Я стараюсь договориться с актерами и внушить им веру в то, что у них нет никаких границ и они могут решить любую актерскую задачу, потому что я всегда рядом и поддержу. Я не тот режиссер, который съедает кого-то, а потом чего-то требует
Евгений Сангаджиев, режиссер-постановщик

Действие ленты в основном происходит в наше время, однако авторы умело переносят зрителя в прошлое. Любовная линия развернется в двух временных плоскостях. В первой — юная Рута будет самозабвенно любить Андрея Пронина (Игорь Гордин) и бунтовать вместе с ним против системы. А во второй, уже спустя 40 лет, — подталкивать бывшего возлюбленного, заядлого семьянина и нынешнего худрука театра, сделать хоть что-то, что отходит от принятых норм. Но перемещение между прошлым и настоящим будет не только формальным. Проблема столкновения всего закостенелого со всем новаторским отразится в отношениях молодых артистов и их педагогов, детей и их родителей, когда-то точно так же танцевавших замшелого «Щелкунчика». Более того, в некоторых эпизодах 1980-е и 2020-е будут абсолютно повторять друг друга. Окажется, что сейчас, как и тогда, за красивым фасадом с колоннами прячутся серые кардиналы, искусством управляет власть, процветает кумовство и интриганство и едко пахнет нафталином.

Лента о танцорах, вполне естественно, не избежала сравнения с почти одновременно вышедшими «Актрисами» Федора Бондарчука. Проекты роднит смелость и непредвзятость высказывания и масштабность действия. И все-таки кажется, что ученик превзошел учителя: Сангаджиев, который в свое время перенимал опыт у Федора Сергеевича, создал картину более увесистую и менее карикатурную. «Балет» вскрывает реальность, но не ставит ей диагнозов; показывает обратную сторону высокого мира искусства, но не искажает его лица; напоминает, что и в жизни за любой Одеттой кроется Одиллия, но не лишает «черного лебедя» права на существование.

Мы пытались избежать устоявшихся штампов. У нас не было стекла в пуантах или черного человека, который подкрадывается к герою ночью. Мы пытались реализовать простую историю: человек уехал 40 лет назад из России и вернулся в совершенно новую страну, новую реальность. Но по сути здесь мало что изменилось. В этом фильме мы попытались не просто затронуть тему балета, сделав ее фасадом истории, а пойти глубже. Рассказать о принадлежности, о личной борьбе с сильными мира сего, о том, есть ли свобода воли у артиста
Владимир Варнава, хореограф

Сериал стал лишь второй работой Сангаджиева в качестве режиссера. Дебютировал он в 2021 году с провокационной картиной Happy End об индустрии вебкама. Создавать новый масштабный проект начинающему автору помогала продюсерская компания Федора Бондарчука и Сергея Бондарчука-младшего. А за хореографическую составляющую отвечал Владимир Варнава — значимое лицо в современном танцевальном сообществе, лауреат премии «Золотая Маска». Вместе с командой профессиональных артистов балета он поставил целый ряд перформансов, раскрывающих сущность искусства и танца. Творческие номера дополнили сюжет и сделали сериал по-настоящему эстетским. Ну и, конечно, проект не получился бы настолько ярким без выдающегося актерского состава, во главе которого — до изящности строгая и притягательная Алла Сигалова.

Про балет вообще снимают мало, а если снимают, то настолько неприлично, что и говорить не стоит. Сложная задача — как снимать о врачах, чиновниках или людях цирка. Это специфическая среда, обитатели которой для достижения целей готовы на все. Чтобы понять тонкости, нужно здорово потрудиться. Тут стоит сказать, что наш сериал — вообще не про балет, а про людей, погруженных в бульон конкуренции и страстей, с этим связанных.
Алла Сигалова, хореограф

Так Сангаджиеву одному из немногих удалось снять честную работу о российском балете, просто по-честному показав людей. В искусстве же все как в жизни. Или наоборот?

Постановка, показанная в финале сериала, в ходе съемок превратилась в реальный спектакль «О природе», который можно увидеть в репертуаре Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ее и другие номера в картине вместе с режиссером Евгением Сангаджиевым создал хореограф-постановщик Владимир Варнава.
Режиссер картины Евгений Сангаджиев сам знаком с миром танца не понаслышке. В 2005 году он окончил отделение хореографии в Училище искусств им П. Чонкушова в Элисте.
В съемках участвовали балетные труппы ведущих театров страны — театра «Балет Москва», Театра балета Бориса Эйфмана, а также солисты Большого театра, Новосибирского театра оперы и балета, Мариинского театра и ансамбля «Березка».
Производство сериала длилось целых три года, а заявленную изначально исполнительницу главной роли Ингеборгу Дапкунайте уже на этапе продакшена заменила Алла Сигалова.

Лучшие цитаты:

Травмы, боль, пот, слезы.
Там не осталось ни музыки, ни балета. Вечная подковерная возня, срачи, скандалы.
Сцена все проявит. Здесь многие пытаются притворяться, только правда всегда проявляется.
Все циклично. Все повторяется — и в природе, и в жизни, и в любви.
Тебя здесь обучили, профессию тебе дали, а ты высосала эту сиську и сбежала. Так что не надо говорить про Родину, у тебя ее нет.
Сцена все проявит. Это ведь опаснейшее из мест. Здесь многие пытаются притворяться, только правда всегда проявляется. Притворства сцена не прощает никогда.
Сцена не прощает нам мертвого, пустого действия, которое не основано на моем переживании, на переживании артистов, на переживании осветителя... Без этого наша работа просто «мертвечина». И эта мертвечина просочится со сцены в зал и начнет душить людей! А вот живой театр освобождает сознание от тела и отправляет в путешествие — в интересный мир, созданный на сцене.
Если бы я могла говорить, я бы не танцевала.
Мария Наумова
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)