Возвращение синих человечков
Джеймс Кэмерон оказался Джорджем Мартином от мира кино. Потому что писатель тоже вот уже несколько десятков лет переносит выпуск своих суперпопулярных книг. Вот и Кэмерон, несмотря на оглушительный успех первого «Аватара», о котором до сих пор в киноиндустрии ходят легенды, как-то не торопится снимать и показывать два запланированных продолжения. Первый фильм вышел в 2009 году, релиз второго был запланирован на 2014-й, а третьего — на 2015-й. Однако, как мы видим из 2021-го, планам не суждено было сбыться. Говорят, перенос дат (а их объявляли уже трижды) связан с кропотливой работой над сценарием. При этом в сентябре 2020 года съемки наконец завершились. Премьера второй части состоялась в конце 2022 года, а выход третьей намечен на 2024 год. И, более того, Кэмерон уже самозабвенно хвастается, что у команды готовы сценарии для четвертого и пятого фильмов. Как говорится, фильм готов, осталось только снять. Посмотрим, уже как-то не хочется загадывать. Ранее режиссер говорил, что триквелу дадут «зеленый свет», если «Аватар: Путь воды» соберет в прокате более 2 млрд долларов. Как мы знаем, фильм успешно преодолел эту планку, так что третьей части быть. Вопрос только когда.
Впрочем, плюс такого растянутого во времени выпуска кино — о нем уже много чего известно, включая главных действующих лиц и примерный сюжет. Так, например, доподлинно известно (со слов самого Джеймса Кэмерона), что во втором фильме будет более подробно показана флора и фауна Пандоры (у нас до сих пор замирает сердце, когда мы вспоминаем чудесные светящиеся цветы и животных, к которым местные жители «подключаются» по особой связи). Между прочим, к проработке сказочного инопланетного мире Кэмерон и впрямь подошел крайне серьезно. В 2011 году он вместе с актерами ездил в экспедицию в бразильские тропически леса, чтобы изучить местную природу, похожую на ту, которая будет показана в фильме. А в 2021 году режиссер сам спускался на дно Марианской впадины — вдохновлялся для создания океанского ландшафта Пандоры, которого во втором фильме было очень много.
Сложно показать, как работает история, когда вышел только один фильм, а была запланирована сага на три. Мы с командой писали сценарий всех трех фильмов одновременно, чтобы все сюжетные ходы прослеживались в каждой части. Мы не планировали придумывать сначала один кусок, а потом подтягивать к нему следующие — это изначально цельный продукт.
Вторая часть рассказывает историю новой семьи Джейка Салли и Нейтири. Землянин остался в облике на'ви и стал вождем клана Оматикайя. В фильме появояются дети пары, двое сыновей и дочь, названные традиционными именами клана (чем-то напоминающими имена коренных жителей Северной Америки, совпадение..?): Нетейам, Ло'ак и Туктирей. К компании подростков присоединятся другие дети клана на'ви и молодой землянин, родившийся на базе людей Адские Врата. Едва ли стоит ждать от второй части переизбытка coming-of-age movie, но все же проблемы нового поколения как-то да отражены . Кроме того, отдельную значимую роль в сюжете играет клан Меткайина, проживающий на морском рифе. Актриса Сигурни Уивер также вернудась в сиквеле, несмотря на то, что по сюжету доктор Грэйс Огустин умерла и стала частью великого Дерева Душ. Сигурни Уивер сыграла Кири — приемную дочь Нейтири и Джейка, родившуюся от аватара доктора Грейс и неизвестного отца. Кири обладает особой связью с коллективным разумом Пандоры — вероятно, в третьей части девочка станет кем-то вроде шамана. А вот Стивен Лэнг, герой которого умер в первой части, вернулся в форме аватара и продолжил портить жизнь главным героям. Парадоксально, но, оказавшись в синем теле, полковник Куорич внезапно стал более человечным и задумался о семейных ценностях.
Качество картинки второй части еще более ошеломительное, чем в первой. Если тогда 3D-съемка изумляла и поражала воображение, сейчас она вряд ли станет для кого-то новостью, более того, этот формат уже практически канул в Лету. Однако Кэмерон делает ставку на то, чтобы увеличить частоту смены кадров с 24 до 60 в секунду. Кроме того, для второго «Аватара» была разработана технология, позволяющая реалистично изображать не только подводный мир, но и события, происходящие на границе воздушной и водной среды, где происходит преломление лучей света.