Рецензии, Кино — 17 апреля 2021, 10:01

В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского

На экранах кинотеатров «Чернобыль» Данилы Козловского. Новый, вслед за «В субботу» Александра Миндадзе, русскоязычный взгляд на катастрофу на атомной АЭС, спродюсированный Александром Роднянским. Фильм Козловского неминуемо будут сравнивать с одноименным сериалом HBO. Искать в нем соответствия и несоответствия реальности. Подходить к его просмотру с предубеждением. Бесконечно спорить. Обвинять в жанровости. Говорить об этичности любых обращений к трагедии. Полярность и острота реакций — хороший повод посмотреть «Чернобыль» бесстрастно. Для SRSLY о фильме рассказывает кинокритик Антон Фомочкин.

Пожарный Алексей (Данила Козловский) наизусть знает атомную АЭС в Припяти, но не останавливаться же на достигнутом. Родной город — прочитанная книга, пора переезжать. В Киеве и Пугачева выступает чаще, и возможностей больше. Алексей празднует увольнение и выслушивает от начальства едкое: «Завидую я тебе, по-мужски, делаешь что хочешь», но совесть подъедает, мучает. Незадолго до прощальной гулянки все меняет встреча с парикмахером Ольгой (Оксана Акиньшина). У женщины растет десятилетний сын Леша (Петр Терещенко), примерно столько же весн назад Алексей с ней встречался, а потом бесследно пропал, разбив сердце. Выводы напрашиваются сами. Надо бы держаться вместе и создать полноценную семью, но как-то сложно. Приближается 26 апреля 1986 года, когда взорвался четвертый энергоблок станции. Заспанных пожарных отправят тушить пламя. В автобусы набьются семьи, оставляя все хозяйство позади — за закрытой дверью пустой квартиры. Стационар переполнен, одежду поступивших на скорых немедленно сжигают. Леше придется особенно плохо, он застанет взрыв лично. Должное лечение получить можно только в Швейцарии. Отправить туда ребенка получится, если Алексей решится на опасную миссию: выкрутить вентиль в водопроводной системе под АЭС, остановить еще большую катастрофу и наверняка живым оттуда не выбраться. 


Разговоры советских людей — нарочито литературный текст без косноязычия. Предметно-вещевая среда проработана до узнаваемых и осязаемых мелочей. Первую треть «Чернобыля» деталей в кадре даже слишком много. Журналы в руках посетительниц салона красоты. Развешенные на стенах постеры со Сталлоне и Шварценеггером. Вырезки из журналов мод и афиши гастролей Пугачевой — все это микромир раздевалки пожарной станции. Импортные, а от того особенно желанные духи Opium от Yves Saint Laurent (выше только Chanel, но для таких даров нужно быть послом Чехословакии). После взрыва на АЭС частная история становится общечеловеческой трагедией. Классовые различия стираются, радиация не щадит ни взрослых, ни детей. Пространство хаоса и осязаемого безумия отторгает декоративность. Траектория творческого поиска режиссера Козловского привела к интонационному цитированию экранной традиции Алексея Германа-младшего. Из прочих параллелей — подбор аутентичных лиц, напоминающих советскую интеллигенцию. Любая сцена с артистом Бесчастным (играл в «Довлатове» Бродского), появляющимся во второстепенной роли человека-дела с вечно грустным и тягостным взглядом, связь только укрепляет. Эта именно режиссерская потребность усилить драматургию экранным миром, существующим в своей органике, лучшие моменты картины позволяет характеризовать через поэтическое «Когда падали аисты». Название, с которым проект изначально и запускался.

  

«Чернобыль» — комментарий к притягательной природе любого фильма-катастрофы. Происходящее оглушает, пугает, раздражает, завораживает (в зависимости от степени эмоциональной вовлеченности), но многие не могут оторваться от того, как самозабвенно рушится привычный мир. Вчерашний день, когда повседневные потребности ограничивались думами о том, как бы раздобыть магнитофон, начинает напоминать сказку, рассказанную на ночь во время эпидемии чумы. Так и в фильме Козловского сразу несколько персонажей не могут оторваться от манящих огней бездны. Что юный Леша, в отличие от своих друзей, остается смотреть на полыхающую АЭС. Что Борис (Николай Козак) — деятельный мужчина в форме, готовый сделать все для предотвращения глобального катаклизма, забравшись в самое сердце станции, смотрит на свечение, без сил сдвинуться с места. 

Метафизическое осмысление жанра. Мелодраматическая история любви на фоне катастрофы. Масштабное полотно о цене человеческих жизней. «Чернобыль» состоит сразу из нескольких противоречащих друг другу картин. Это его уязвимость: не получается цельной рефлексии по одной из центральных трагедий в истории СССР. Это его достоинство: беспорядочная манера менять тональность соответствует звучащей в кадре многоголосице судеб, настроений, стадий принятия.

   

Проект Козловского неуютен и нескладен, но впечатляет. Лучше всего его описывает сцена падения аистов, врезающихся в асфальт, землю, капот несущегося по дороге автомобиля. Роль героя, что выпадает волею случая на плечи Алексея, обнуляет прошлое своего носителя, будь тот даже не самым приятным, самонадеянным пьяницей, рвущимся куда подальше от прошлой жизни, где слишком много обязательств и тягостных проблем. Абсурдизм микросюжетов внутри «Чернобыля» — отблеск правды, которая давно стала мифом, таким большим, что за контекстом велик риск не заметить самого фильма. 


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова