Интервью, Интервью — 9 апреля 2021, 13:37

Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем

Таллинца Томми Кэша сложно описать в конкретных рамках. Вроде бы он тусуется с Little Big, но не блогер и его треки совсем не пародия на жанр. Его нельзя причислить к локальным представителям новой школы типа Моргенштерна, потому что фиты Томми выходят далеко за рамки американского рэпа, задающего сегодняшний звук: на альбоме ¥€$ тусуются резиденты PC Music, Charli XCX и Каролин Полачек. Карты окончательно путает дружба с Риком Оуэнсом: участие в показах и совместная выставка современного искусства. 

Его новый EP Moneysutra c RiffRaff, Элджеем и $uicideboy$ на фитах в очередной раз демонстрирует диапазон. И что самое интересное в этой всеядности — Томми Кэш остается собой. Специально для SRSLY Даниил Трабун поговорил с музыкантом и художником о новом EP, коллаборациях с Adidas и Maison Margiela и о том, как дождаться вдохновения.

Привет! Где ты сейчас находишься?

Я в своем офисе в Таллине, это наша маленькая база. (Показывает офис.)

Вау, да вы в небоскребе сидите. Вид классный.

Вообще, раньше наш офис вместе со студией находился в башне в старом городе, которой 400 лет, но там реально дубак зимой. В начале года мы переехали в башню поновее.

Перед тем, как перейти к делу, хочу сказать, что тапки-батоны из твоей коллаборации с Maison Margiela уже летят ко мне. Заказал, пока готовился к интервью.

О@#енно, чувак.


Когда я их увидел, понял, что есть две главные модели тапок: фомраннеры и батоны. (Оба смеются.) Как ты их вообще придумал? У тебя же давно в голове эта идея жила, правильно?

Где-то в 2017 году мы сидели дома и играли с хлебом (почему-то оставалось много булок) — так что идея родилась органично. Два года спустя мы делали выставку с Риком Оуэнсом, и я эти тапки уже показывал как предмет искусства официально c Maison Margiela. Уже тогда понимал, что хочу их превратить в продукт, который люди могли бы купить. Чтобы эти пары не портились и не рассыпались. И вот спустя еще два года после миллионов переговоров, контрактов и прочего эта невероятная коллаборация свершилась.

Меня всегда восхищают такие истории, когда идея долго живет, копит энергию и потом воплощается. Мы с тобой только минут пять говорим, а ты уже упомянул о двух своих коллаборациях. Ты постоянно сотрудничаешь с абсолютно разными художниками, которые иначе как в твоих работах не встретились бы. С одной стороны, у тебя на фите Элджей, с другой — Рик Оуэнс. Я не знаю, где они еще могли бы пересечься.

Да, это как в том меме The crossover we didn't know we needed. Думаю, что меня на такой подход вдохновило несколько людей и брендов. Дай подумаю… На ум приходят Balenciaga и их постоянные коллабы. Помнишь, три года назад они выпустили вместе с Crocs тапки на платформах? Или Вирджил Абло, который взял эйрфорсы и подвинул свуш. И эти коллаборации заходят все дальше и дальше, становятся все более невероятными, так что даже я такой: «Это нереально, такого не может быть!» Каждая коллаборация уникальна, внутри есть идея. К примеру, с Элджеем у нас музыкальная коллаба, но больше такой broski-подход (братанский, дружеский. — Прим. SRSLY), знаешь. С кем-то все по-другому. Все разные, но встречаются на территории Томми Кэша.


Интересно, что тебя это не расщепляет. Ты остаешься Томми Кэшем вне зависимости от того, как много брендов или артистов с тобой что-то делают.

Да, мы с Марджелой тоже об этом говорили. Почему им я интересен? Я могу рисковать. Чем ты больше становишься, тем меньше можешь рисковать. Но мой бренд сам по себе построен на риске, и таким образом это свойство не теряется. Джону Гальяно было бы не так просто от лица многомиллиардной компании выпустить лапшу быстрого приготовления и хлебные тапочки, а вместе мы можем легко это сделать.

Как ты убеждаешь людей и компании принять участие в рисковых вещах? Например, в длинных кроссовках Adidas Originals и прочих странных штуках.

Ты знаешь, может быть, у меня получается это, потому что они давно за мной наблюдают: с Maison Margiela, Гальяно мы знакомы сколько-то уже лет, с $uicideboy$ тоже, Diplo какое-то время за мной наблюдал. За это время ко мне появилось доверие. Думаю, они фанаты идей, как и я. Кстати, у меня есть одна теория, но я не буду ее озвучивать.

Ну давай, раз уж начал.

Короче, я считаю, что Lil Nas X сделал devil shoes, вдохновившись мной. Он меня фолловит уже давно. У меня кампания вышла намного раньше его Call me by your name. Но я не буду твитить: «Он это у меня с@#$%ил» — наоборот, воспринимаю это как респект.

Кстати, на той самой совместной с Риком Оуэнсом выставке в Таллине, где первый раз появились хлебные тапочки, ты среди прочих вещей выставил скульптуру волка из «Ну, погоди!». И в новом EP MONEYSUTRA есть сэмпл из мультфильма.

Да! Я пропел этот мотив в треке Zuccenberg c $uicideboy$. Смотри, я всегда иду в будущее, но мои корни остаются со мной. Тащу свое детство с собой и не хочу его забывать. Не собираюсь делать что-то очень американское и, более того, не умею это делать, поэтому не хочу фальшивить, быть кем-то, кем не являюсь. Такие отсылки как к «Ну, погоди!» — автоматические, естественные. Так просто получается. То есть у меня не было специальной задумки...

...типа, волк — хулиган, а у нас тут рэперский трек, добавлю-ка славянской аутентики.

Да, такого абсолютно не было! Это просто случилось, и мы в студии: «Точно, это же оно!» Понимаешь, художники же просто рисуют картину, и что-то появляется. У музыкантов такое тоже часто бывает. Ты как будто впадаешь в транс, движешься куда-то, и появляются правильные вещи.


У тебя есть твои любимые панчи на MONEYSUTRA?

Я всегда хотел сделать этот лайн, который в итоге попал на Zuccenberg: Victoria Secret underwear but your pussy not that secret. You can't hide like El Chapo, everyone knows where you keep it («У тебя белье Victoria Secret, но твоя вагина не такой уж и секрет. Ты можешь спрятать ее как Эль Чапо, но все знают, где ты ее хранишь»). Это такая легкая фраза, немного каньеуэстовская. Мне нравится прямолинейный подход, в минимализме есть магия.

Riff Raff на треке просто убил! Он читает про то, как покупает Lamborghini и с Chief Keef едет домой, там накладывает в миску Versace своему хаски еды… Я просто о@#еваю от этого.

Я включил EP, и там первый трек Zuccenberg начинается как будто с середины. Перепроверил, но точно, просто увеличивается громкость трека. Это особенность копии для журналистов?

Не-не, так и должно быть. Вообще, концепт MONEYSUTRA в том, чтобы делать магию с кем-то другим. Как в Камасутре всегда участвуют два человека, так и тут. А кроме того, я хотел, чтобы этот EP был не про чилл, а скорее про энергию, страсть. Поэтому в нем с самого начала понятно, что происходит. Как если бы ты сел в быструю тачку и сразу нажал на газ.

У меня было ощущение, что Zuccenberg начинается так, как если бы я открыл дверь и попал на шумную вечеринку. Как будто я не трек включаю, а захожу в комнату с громкой музыкой.

Да, такое есть! Пять минут назад переслушивал. Увидел, что The Needle Drop поставил в Best Tracks, и я в а@#е. Он говорит: «Надо следить, Томми Кэш чего-то мутит».


Почему это EP, а не лонгплей?

Мы живем в такой эре, что лонгплей не всегда нужен. Кто-то любит проходить целые альбомы, и я тоже, в зависимости от настроения, но чувствую, что EP достаточно. Больше треков было бы просто too much.

Да, сегодня нужно, чтобы запись полностью состояла из бэнгеров. И Racked на MONEYSUTRA — это как бы бэнгер из бэнгеров.

Хочешь, расскажу про Racked? Мы с моим продюсером Дэнни Цукерманом всю работу проделали в длинной галерее с белыми бетонными стенами. В конце ее стоит бетонный стол, а за столом работает Дэнни. Так вот мы там сидели и на протяжении десяти часов пробовали сделать трек, как если бы это была Мисси Элиотт. И в какой-то момент, когда я уже бился об стенку головой, он попал в эти габберские ноты, с которых начинается трек. И я такой: «Чувак, стоп! Это оно!» Текст я написал моментально, он у меня просто вылетел, как у шаманов, когда они закатывают глаза и начинают говорить. И мы сразу записали трек, на месте. Это было так естественно. Я потом несколько раз пытался сделать трек еще чище — знаешь, всегда можно сделать лучше. Но, как говорил Канье, ты не можешь переписать ту энергию, которая уже случилась. Этот флоу в словах чувствуется, и второй раз я это не достану.

Ты сказал о вайбе Мисси Эллиот, и я сразу понял, что мне нравится в нем это ретроощущение, которое сочетается с новым хип-хопом. А еще вспомнил другой момент такого магического флоу. Помнишь свой лайв на шоу Colors?

Бро, вот смотри, я говорил тебе сейчас про Racked с первого раза. Мое выступление на Colors называют одним из самых легендарных, которое у них было. До сих пор делают мемы. Чувак, это был первый дубль. Этот тейк пришел ко мне, а не я к нему. Я зашел, первый тейк, все стоят за камерами, и такие: «А нам вообще нужно еще что-то делать или нет?»


Это самое легендарное использование слова «@#$%ь» в песне. Там оно так сочно сказано, так волшебно вылетает. (Смеются.)

Да! Кто-то из артистов сказал, что ты ходишь каждый день в свою студию или галерею не для того, чтобы сделать что-то, а чтобы дождаться, когда оно само придет к тебе. Ты не знаешь, когда гениальность случится. Будешь ты в этот момент на работе или нет. Поэтому люди хотят каждый день куда-то идти и что-то делать, потому что ждут, когда это придет. Это можно стараться родить или зафорсить, но магия приходит сама.

Это похоже на телефонный звонок, который можно пропустить, если не быть у телефона. Типа ты ждешь звонка, раз в полгода звонит точно, ну когда уже?

Знаешь, мне иногда задают вопрос, как к тебе приходит вдохновение, откуда берутся идеи. Бро, это реально не я, это мне кто-то кидает. Все последние blessings за месяц — это реально кто-то очень хорошо управляет мной как джойстиком, слишком хорошо. Я — independent, у меня нет лейбла, меня не подписывал большой дом типа LVMH, я в таком положении и такой геолокации, что кажется, будто то, что со мной происходит, просто невозможно! Я смотрю на это со стороны и сам фанатею от тех вещей, которые происходят.

Что ты обычно делаешь ночью, когда на стримингах выходит твой релиз?

Помню, до выхода Zuccenberg был очень тяжелый день. Когда трек вышел, я, как какой-то фанат, стал слушать его на репите.


Я как-то закинул в сторис клип «Сестер» с Musica36 буквально через минуту после его выхода на YouTube, то есть ночью, отметил их. А они пока не мегапопулярные, поэтому для них такие упоминания важны. Прислали мне сердечко, видимо, не спали в этот момент тоже.

Блин, Скриптонит такой прошаренный. У меня когда вышел альбом Yes с PC Music два года назад, я просыпаюсь и вижу смску от Скрипа: «Чувак, респект, крутой альбом». Понимаешь?! Он настолько шарит. Mass respect Скриптониту.

Кажется, тебя никогда не спрашивают про это. Для меня то, как ты раскрываешь секс в творчестве, — это не просто провокация и хип-хоп сам по себе. Это какой-то твой естественный взгляд на мир. Для тебя как будто секс не табу, а естественная часть жизни. Например, название EP — MONEYSUTRA.

Ты знаешь, я не занимался сексом месяца три уже, наверное. Вся энергия уходила в музыку. Трудно сказать. Секс это большая тема, как любовь или смерть. Он может быть очень разным. Я бы скорее сделал упор на passion, страсть. Этот огонь в треках, наверное, и есть секс.

То есть секс как страстный подход ко всему?

Да, я очень страстно подхожу ко всему. Все от треков до обложки — мы всегда все делаем вместе с командой.

Я не артист, которому просто приносят результат, а отвечаю за все, что исходит от меня. Я в этом на 100 процентов.

Как ты, например, делал обложку MONEYSUTRA?

Очень трудно. Кастинг девчонок, работа с художниками — кто-то рисует марсианку, кто-то девчонку в стиле Dior (имеется в виду коллаборация Dior с Хадзимэ Сарояма. — Прим. SRSLY). Обложка была сложной, но про нее было сразу понятно, что она сработает. Это довольно редкое чувство, когда понимаешь, что получается легендарно — минималистично и легко. Добиться этого, как говорила Марина Абрамович в одном интервью, очень сложно.

Ты как-то сказал, что скорее уходишь в свой выдуманный мир, тебе близко быть эскапистом. Как жить с такой гедонистической эскапистской позицией в мире, который очень политичен и где требуют высказать позицию?

Политика никогда не была моей темой. Но я все равно отражаю актуальное в музыке, в идеях, ситуация вокруг вдохновляет меня. Тот же самый COVID-19 отразился на коллаборации с Maison Margiela. Почему быстрая лапша? Может, мы будем бомжами через год, так как работа остановилась? Я чувствую, что во всем, что мы делаем, есть второе дно, пусть даже мы прямо о нем не говорим. Мне нравится, когда люди открыто высказывают свои мысли, но в то же время я считаю, что классно создавать собственную реальность, вбирая то, что происходит вокруг. В новых треках я тоже немного говорю явно. Не разгоняю свою работу на говне, если ты понимаешь, о чем я. Если посмотреть мою ленту, то она очень чистая. Моя задача — сделать очень крутой продукт и создать идеологию, которая будет расходиться сама, а не взять рабочую вирусную механику и с ее помощью стать популярным.

Да, я заметил, что ты не хайпишь на остроактуальном. Твой контент как бы самостоятельно живет и расходится сам по себе. Мне понравилось видео, которое пару лет назад ты снял с прозрачным кейсом, где приближаешь и отдаляешь как будто невидимую камеру смартфона. Где и как вы это сделали?

Это придумала моя хорошая подруга. Знаешь Skoot Apparel? Такой кастомный разрисованный вручную стритвер, вещи этого бренда любит Билли Айлиш. А делает их MeLoveMeAlot, девчонка из Кореи, с которой мы очень дружим. То видео — ее идея.


Что ты думаешь по поводу концертов в видеоиграх и VR? Туда все идут: например, в прошлом году Трэвис Скотт, The Weeknd и тот же Lil Nas X.

У нас тоже был фестиваль с 100 Gecs в Minecraft, это очень интересно. Но мне очень нравится физический мир, где вещи можно потрогать. Если ты спросишь, что бы я купил — NFT-арт Beeple за 69 миллионов евро или фигурку KAWS, то я выберу второе. Мне нравится, что происходит с NFT, но в то же время я слишком люблю реальные вещи. Думаю, у нас это идет из детства, когда в Хэппи Милах были красивые фигурки. Но я с удовольствием залечу в виртуальность. Когда идея придет, тогда это и свершится.

Представь себе идеальный американский пригород — такой с одноэтажными домами. Допустим, ты там живешь. Кого бы поселил на свою улицу? Можешь взять любого человека из любой точки мира.

Знаешь, я же до сих пор живу в Эстонии, в Таллине. Если сравнить с Москвой или Петербургом, это довольно маленький город. И думаю… Может, это и хорошо, что я не в Нью-Йорке. Может быть, хорошо, что лично не знаю многих артистов и что у меня до сих пор такое чувство, будто я существую отдельно от всего мира. В этом есть какая-то магия. Поэтому на твой вопрос отвечу так: я бы поселил в этот район друзей из родного города и свою команду. Конечно, можно было бы сказать, что я собрал бы всех классных людей со всего мира, с кем коллаборировал когда-либо, но все-таки нет. Мне кажется, тот факт, что я один, что-то мне придает как артисту.

А не хотел бы вывезти всех коллабораторов в одно место и записать там эпический альбом? Как Канье сделал, когда вывез всех артистов на Гавайи и там записал My Beautiful Dark Twisted Fantasy.

То же самое надо сделать, только в Египте. Я никогда там не был и так хочу поехать. Ты спросишь: а почему не полетишь? Это же недорого, и границы открыты. Но знаешь… Это просто такая тупая мечта. Представь, записать следующий проект с видом на пирамиды.

Идея — супер. Еще про Канье: ты как-то назвал себя Канье Истом, и я подумал задать вопрос, который на первый взгляд может показаться шуточным, но на самом деле серьезный. У Канье Уэста сейчас происходит большой этап перехода, драматичный, сложный: развод, переосмысление себя в музыкальном плане. Какой этап сейчас у Канье Иста?

Ха-ха! Сколько ему было лет, когда он сделал My Beautiful Dark Twisted Fantasy? 30? 

33, возраст Христа. Тебе сейчас 29.

Я думаю, что сейчас у меня не момент госпел-альбома, а скорее постепенное приближение к моей собственной My Beautiful Dark Twisted Fantasy. С каждым днем я все больше понимаю, что я делаю. То, что мы осуществили в последний месяц, в моей карьере происходит впервые: длинные кроссовки Adidas Originals, тапки Maison Margiela — все это разошлось так, как никогда ни одна вещь не расходилась. Как будто бы я потихоньку превращаюсь в того, кем и хотел бы быть.


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова