Новый фильм с Вином Дизелем «Бладшот» на днях появился в российских онлайн-кинотеатрах. А мы предлагаем взглянуть на актера с непривычной лирической стороны и увидеть в нем не просто изрядно уставшего экшен-героя, который уже давно не ассоциируется ни с чем, кроме космически глупой автомобильной франшизы.
Недавно в интервью изданию The National Вин Дизель (он же Марк Синклер Винсент) признался, что Стивен Спилберг как-то ему сказал не забывать про режиссуру, мол, с его стороны это преступление против кино. Немногие, кто это прочитал, ухмыльнулись, удивились, обозвали профнепригодным, в очередной раз посмотрев безобидного «Бладшота», и снова забыли про актера. А хотелось бы, честно говоря, подумать.
Вин Дизель — плотный, добрый, вышедший из-за стола после семейного воскресного обеда Доминик Торрето. А 25 лет назад все было иначе: никакого картофельного супергеройства, небольшого живота и очков-авиаторов.
В 1994 году Вин как режиссер снимает короткометражный фильм «Многоликий» по своему сценарию и исполняет в ленте главную роль. Это грустная история парня, которому не везет с голливудскими прослушиваниям из-за его нетипажности, разносторонней межэтинической внешности. Вин не останавливается и идет дальше. Его полнометражный режиссерский дебют «Бродяги» выходит в 1997-м. Схема та же: сам написал сценарий, сам поставил и сам сыграл. Между прочим, «Бродяги» попали в драматический конкурс кинофестиваля «Сандэнс». И, надо сказать, совершенно заслуженно. По-хорошему пацанская элегия точно обозначила круг интересов и возможностей американских неблагополучных повес слегка под тридцать. Главный герой Рик (Дизель) извлекает уроки дружбы и любви и с приятной дизелевской околохристианской моралью доносит их до зрителей.
В «Бродягах» Дизель красивый, подтянутый, знает, что делает, прекрасно справляется и как актер, и как режиссер. Дальше первую в карьере роль не в своем кино Вин играет у Стивена Спилберга в «Спасти рядового Райана». Это небольшое, эпизодическое появление, в котором, впрочем, Дизель успел себя проявить. Рядовой Капарцо в его исполнении снимает с себя большой крест и вешает на маленькую французскую девочку, семью которой солдаты находят в оккупации.
Возможно, креста не было в сценарии и это дизелевская импровизация, поскольку тогда, вероятно, он не отложил режиссерских амбиций, еще горел кинопроизводством, был рад сниматься у Спилберга и далее по списку. В дальнейшем благодаря «Форсажам» крест его героя Доминика Торрето стал именем нарицательным и интернет-мемом. Дошло до того, что крест Доминика Торрето предлагают купить разные сайты.
После актерских рвений метущейся очень доброй души Вин, кажется, ступил туда, куда не следовало. Короткометражный дебют «Многоликий» предсказал карьеру Дизеля. Актер, который не нашел себя в чем-то по-настоящему авторском, вынужден был стать заложником собственного амплуа — высокого лысого накачанного мужчины. Бытует мнение, что Вину не везло с большими и серьезными ролями, потому что он все-таки не очень хороший актер. Но, будем честны, Дизель — харизматичный и талантливый человек (аргументы для сомневающихся — «Многоликий» и «Бродяги»), которому не выпало шанса проявить себя в радикально ином воплощении.
С другой стороны, не каждый голливудский актер боевика может похвастаться работой с самим Сидни Люметом («Признайте меня виновным», где Вин сыграл возрастную роль мафиози Джеки Диноршо) и Энгом Ли (роль военного философа Шрама в «Долгом пути Билли Линна в перерыве футбольного матча»). То, что происходит с Вином сейчас, грустно. Он и сам как машинка в мультфильме «Тачки», которая постоянно прокачивает себя разными «усилками» и запалами «нитры», но все тщетно. В «Бладшоте», к примеру, зрители не увидели в меру ироничного и качественного экшена, но заметили, как Вин изо всех сил пытается запрыгнуть на крышу уходящей из-под ног новой франшизы. Другой предположительный новый франчайз «Последний охотник на ведем» в 2015 году также с треском провалился.
Вин и сейчас продолжает плыть на трех китах своей фильмографии — это «Форсаж», «Риддик» и «Три икса». Еще у Дизеля есть Грут во вселенной Marvel, но там только «Я есть Грут», а самого Вина не видно. Актеру сейчас 52 и, быть может, это самое время для перезагрузки. Время взять и наконец написать своего «Калигулу», о котором он говорил в интервью тому же The National, поставить его и сыграть в нем. Вин, при всем уважении, — не Дуэйн Джонсон и не Джейсон Стэтем. Дизель другой. Путник. Бродяга.
Та самая сцена из «Форсажа 7», которую Вин так любит, где он прощается с Полом Уокером, — отпечаток. Понятно, не Годар с Антониони, но на душе светло. Где Дизель — там теплый летний день и пикник, накрытый в самом зените. Ухмылка, знакомая с детства. Баритон, который скажет тебе, что все будет хорошо. Родной наш человек Вин в белой-белой майке.