Обзоры, Кино — 25 марта 2021, 08:53

Картошка, мультяшки и видеосвязь: главные фильмы техасского кинофестиваля SXSW

С 16 по 20 марта в режиме онлайн прошел ежегодный техасский кинофестиваль South by Southwest (SXSW), на котором показывают новинки американского и мирового независимого кино. Иван Афанасьев рассказывает о шести наиболее интересных картинах фестиваля.

«Деми Ловато: Танцы с дьяволом» / Demi Lovato: Dancing with the Devil

Четырехсерийная документальная фреска, в центре которой — знаменитая актриса и певица, автор таких хитов, как Heart Attack и Sorry Not Sorry, звезда диснеевских фильмов для подростков. В 2018 году Ловато попала в клинику из-за передозировки героином — о ее проблемах с наркотиками знали и до этого, но певица была известна тем, что поборола зависимость и какое-то время считалась настоящим символом успешной реабилитации.


В фильме Майкла Д. Рэтнера, ранее работавшего над доком про Джастина Бибера, покровы срываются, и зритель узнает подробности нешуточных страстей, которые окружали Ловато, с детства ставшую звездой экрана, почти всю ее жизнь. Это, конечно, классический фильм в любимом многими жанре «изнанка индустрии в неглиже», но его отличает, во-первых, стремление к объективности, во-вторых, нежелание создателей смягчать острые углы. Это касается и самой Ловато: она без стеснений рассказывает шокирующие факты о собственной жизни (например, о сексуальном насилии), развенчивая образ гламурной поп-звезды.


«Ниндзенок» / Ninjababy

Настоящий sleeper этого года, неожиданный фестивальный хит из еще более неожиданной страны Норвегии, который совершенно неожиданным образом подходит к обсуждению важной и насущной темы. Главная героиня дебютной картины Ингвилд Све Фликке — 23-летняя Ракель, живущая по принципам эскапизма: отсыпается до обеда, от скуки посещает лекции по дзюдо, спит со своим тренером, играет в настолки — короче говоря, по жизни особо не парится. Но однажды живот героини зловеще раздувается, и она узнает, что шесть месяцев в ней жил, не подавая никаких сигналов, будущий ребенок, — и в ее интересах теперь решить, что с дитем делать.


К такой серьезной и в общем-то совсем не веселой теме автор подходит с оптимизмом, легкостью, даже легкомыслием: беременность не превращает героиню в жертву обстоятельств, а, напротив, подстегивает к активным действиям. Она остается собой, люди вокруг не превращаются в обозленных скотов, а чувство юмора и находчивость помогают девушке не унывать. Для полной картины в кадре иногда появляется мультяшный будущий ребенок Ракель, дающий ей остроумные советы. После этого кино хочется жить и ценить жизнь — особенно тех, кто еще не родился.


«Я в порядке, спасибо, что спросили» / I’m Fine (Thanks for Asking)

Еще один хит фестиваля, получивший специальный приз жюри с трудно переводимой на русский язык формулировкой For Multi-hyphenate Storyteller. Примерный смысл этого словосочетания можно было бы передать так: «Швецу, жнецу и на дуде игрецу». Создательница фильма, пришедшая в игровое кино из документального и ТВ-программ, Келли Кали (использующая также актерский псевдоним Келли Четмен) — обаятельная веснушчатая дама в самом расцвете сил, выступившая на своем полнометражном дебюте как режиссер, сценарист, исполнительница главной роли, продюсер и второй оператор.


Фильм рассказывает историю матери-одиночки Дэнни, которая вынуждена в срочном порядке найти 200 долларов для оплаты задолженности по жилью, чтобы не остаться вместе с дочкой без дома. Как и героиня Ninjababy, она старается не унывать, несмотря на полный раздрай в жизни, наслаждается общением с ребенком, ищет работу, катается на роликовых коньках под энергичный хип-хоп и плетет косички друзьям. Фильм можно охарактеризовать как роуд-муви по настроению, но фишка в том, что приставка «роуд» здесь будет лишней: для Дэнни путь не обязательно значит движение куда-то — порой достаточно просто быть в потоке жизни.


«Уроки языка» / Language Lessons

Фильм, приехавший на SXSW из Берлина, новая картина звезд нью-йоркского мамблкора Марка Дюпласса и Натали Моралес. Первый играет парня по имени Адам: его супруг ушел из жизни, и он остался один, очевидно, вынужденный соблюдать изоляцию в силу известных событий (хотя сам COVID-19 за весь фильм ни разу не упоминается). Перед этим муж подарил герою тысячу часов занятий испанским языком по видеосвязи — этот не слишком желанный подарок оказывается настоящим спасением для Адама, а его преподавательница Карино (ее играет Натали) — единственным другом, способным поддержать мужчину в его горе.


Это классическое для Дюпласса независимое кино: он вместе с Моралес стал сценаристом фильма, взяв за основу собственный опыт изучения испанского на весеннем карантине, а его партнерша также выступила в качестве постановщика ленты. Хотя на первый взгляд режиссировать тут особо нечего: весь фильм — это беседы по видеосвязи двух людей, один из которых намертво привязан к своему местоположению. Но именно минимализм в средствах в сумме с обаянием создателей картины делает ее невероятно притягательной и человечной. Возможно, лучший фильм про «дистанционку» с момента возникновения тренда.


«Соединенные штаты Картошки» / Potato Dreams of America

Трагикомедия, снятая по одноименной пьесе, которая, в свою очередь, основывается на фактах из жизни Уэса Херли — режиссера, перформансиста и журналиста из Сиэтла, урожденного Василия Науменко, в 1990-х вместе с матерью эмигрировавшего из Владивостока в США. По сюжету еще в детстве главный герой осознал свою гомосексуальность, в чем признался матери. Та сына поддержала, но из-за нетолерантного окружения он был вынужден хранить тайну до переезда в более свободные Штаты. Однако и там молодому человеку пришлось несладко, особенно после того, как найденный в интернете «жених» матери, обеспечивший ей грин-карту, узнал об ориентации приемного сына.


На самом деле, как и «Ниндзенок», фильм Херли на удивление оптимистичен и не лишен юмора, хотя временами и слегка мрачноватого: приставку «основано на реальных событиях» словно добавили в подражание братьям Коэн — настолько происходящее на экране порой кажется сюрреалистичным и невероятным. Тут вам и целых три канала по российскому ТВ, включая запрещенный американский, и абсурдная встреча Картохи (так зовут главного героя) в американской школе с русским сородичем, предлагающим stick his dick в учительницу, и максимально неожиданный сюжетный поворот в середине, связанный с тайной приемного отца мальчика. Местами смешное, местами печальное, но совершенно точно невероятно живое кино.


«Темные дни в темном лесу: История фолк-хоррора» / Woodlands Dark and Days Bewitched: A History of Folk Horror

Монументальный док длиной в 193 минуты, посвященный истории фолк-ужасов в кино. Под этим определением чаще всего подразумевают фильмы, в центре внимания которых в большинстве случаев — сельская или просто дикая местность, где творится какая-нибудь страшная мистическая хтонь: сатанисты устраивают жертвоприношения на цветущем лугу, сумасшедшие сектанты едят забредших путников, а ведьмы в лесу танцуют канкан, обагренные кровью младенцев. Самый каноничный фильм в этом жанре — «Плетеный человек» Робина Харди, а также свежие образцы вроде «Солнцестояния» Ари Астера и «Ведьмы» Роберта Эггерса.

Последний появляется в картине Кир-Ла Джанисс в качестве приглашенного гостя наравне с еще примерно 50 спикерами. Они рассказывают о забытых вехах жанра, разбирают феномен фолк-хоррора с точки зрения социальных механизмов (например, расслоение городского и сельского населения в «Техасской резне бензопилой») и, конечно, советуют кино. Для фанатов жанра это настоящий подарок: в фильме использованы кадры более чем 200 (!) фильмов, так что при просмотре стоит иметь поблизости блокнот с ручкой. А для людей, не интересующихся ужасами, это отличный повод открыть для себя жанр фолк-хоррора как уникальное культурологическое явление.



Новости — 18:00, 6 июня
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости — 16:00, 6 июня
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости — 13:50, 6 июня
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости — 11:34, 6 июня
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Кино — 19:50, 5 июня
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»