Обзоры, Образ жизни — 8 июня 2021, 10:30

Женщины французских комиксистов: классики европейского графического романа и их героини

Все, кто хоть немного интересуется культурой комиксов, несомненно, знают Эрже, автора «Приключений Тинтина», и, скорее всего, знакомы с впечатляющими работами Мебиуса — человека, принимавшего непосредственное участие в создании миров «Чужого» и «Пятого элемента». Но огромное количество французских графических романов — до сих пор загадка для широкой отечественной публики. Чтобы хоть как-то исправить эту несправедливую ситуацию, рассказываем о трех выдающихся французских авторах комиксов — Андре Жюйяре, Жан-Пьере Жибра и Жаке Тарди. А точнее — об их героинях, прославивших своих создателей на весь мир.

Любящая выпить писательница-анархистка, которая не доверяет власти, двойная агентка, хорошо разбирающаяся в искусстве и путешествующая по всему миру, две сестры-красавицы, борющиеся с нацистами в оккупированной Франции, и юная изобретательница, живущая в стимпанковском Париже с говорящим котом: героини французских комиксов отличаются поистине яркими характерами, а их создатели — смелой фантазией.

Андре Жюйяр и его Лена Майбридж 

Графические романы: трилогия «Одиссея Лены» (Le long voyage de Léna, 2006), «Лена и три женщины» (Léna et les trois femmes, 2009), «Лена в огне» (Léna dans le brasier, 2020)

Героиня: Лена Майбридж, любительница строгих черных платьев и водных процедур, двойная агентка, чей главный козырь заключается в том, что таможенники больше интересуются ею, чем содержимым ее багажа. 

Автор: Андре Жюйяр (André Juillard)

Lena's Odyssey / Europe Comics

Заглавная героиня недавней трилогии Андре Жюйяра, короткостриженая брюнетка Лена Майбридж путешествует через всю Восточную Европу. Престижный пригород Восточного Берлина сменяется окраиной Будапешта, на смену пасторальным пейзажам Румынии приходит обветшалый центр украинской столицы. Из бухты Одессы Лена отправляется к берегам Турции. Грузовое судно, приютившее героиню, ходит под флагом Панамы, его фрахтователь — Литва, капитан — индонезиец, команда из Шри-Ланки, груз из Чехии, а принимающая сторона — Грузия. С побережья Турции героиня отправляется в Алеппо, откуда вылетает в зимнюю Аргентину.

Lena's Odyssey / Europe Comics

Обязательно стоит отметить, что пейзажи, на фоне которых Лена путешествует, самые что ни на есть настоящие. Если вы бывали в вышеперечисленных местах, то обязательно узнаете здания, улицы, кафе, отели, аэропорты.

Lena's Odyssey / Europe Comics

Лена колесит по странам не просто так: у нее есть секретное задание, смысл которого она не понимает, просто следует инструкции. Героиня встречается с людьми и передает им предназначенные для них предметы — коробку с марципанами, скетчбук, все такое незначительное, не вызывающее подозрений. Выполнив очередное задание, Лена всегда находит время для себя: то искупается голышом в озере в предместьях Берлина, то сходит в знаменитую купальню Геллерт в Будапеште, то научится готовить овощи по-турецки. 

А еще Лена умеет очень красиво и мирно спать — кажется, у Жюйяра какая-то фишка насчет его спящей героини. Причем неважно, где она спит, получается всегда изящно, даже в самых, казалось бы, неподходящих для этого местах — тесной и душной каюте проржавевшего рыболовецкого суденышка или кресле самолета, совершающего многочасовой перелет из Аргентины в Австралию. При этом Лена всегда настороже, всегда готова, что ее миссия пойдет не так и придется использовать план Б.

Lena's Odyssey / Europe Comics

В дороге Лена постоянно меняет наряды, как правило, строгие черные платья, которые не принадлежат ей (мы слышим мысли героини), крутит в кассетном плеере старые французские хиты — Нино Феррер, Les Rita Mitsouko — и постоянно делает наброски встречающихся ей в путешествии людей и животных в блокноте. Как и ее создатель, Лена прекрасно рисует. Встречаясь с нужными людьми, она предпочитает минимизировать общение с ними, но если новый знакомый оказывается полиглотом-болтуном, готова обсудить достоинства картины «Сталин и дети»(!).

Lena's Odyssey / Europe Comics

Незаметно для читателей неспешное и, кажется, очень личное путешествие загадочной красавицы с крепким телом и железными нервами раскручивается в геополитическое полотно внушительных масштабов. Оригинальный графический роман «Одиссея Лены» (2006) в дальнейшем получил два продолжения — «Лена и три женщины» (2009) и «Лена в огне» (2020).

Создатель героини, Андре Жюйяр, — один из самых заслуженных, плодовитых и влиятельных французских комиксистов. Начав карьеру еще в середине 1970-х, он уже в 1980-х прославился как автор исторических комиксов. Вышедший в 1982 году графический роман «Семь жизней Ястреба» (Sept Vies de l'Épervier) мгновенно стал классикой. Впоследствии Жюйяр создал целое новое течение в сфере исторических графических романов. В 1995 году его достижения были официально признаны: графический роман «Синяя записная книжка» получил ряд престижных премий. 

Именно благодаря «Синей записной книжке» Жюйяр прославился не только как художник-иллюстратор, но и как автор. Обманчиво прямолинейная история девушки Луизы, которая не задергивает шторы в своей парижской квартирке, расположенной рядом с надземной линией метро, заставила критиков говорить о том, что комиксы гораздо ближе к поэзии, чем к литературе. Атмосфера комикса очень созвучна знаменитой трилогии Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета», а главная героиня, Луиза, — явная предтеча Лены. Очевидно, что образ, представленный в приключениях Лены, Жюйяр разрабатывал многие годы. 

Художник знаменит своим умением рисовать женщин. Этому его таланту посвящено несколько увесистых артбуков, последний из которых — Carnets Secrets (2004–2020) — вышел в прошлом году.  


Жан-Пьер Жибра и сестры Сесиль и Жанна

Графические романы: дилогия «Отсрочка» (Le Sursis, 1997–1999), «Полет ворона» (Le Vol du corbeau, 2002–2005)

Героини: сестры Сесиль и Жанна, бесстрашные юные участницы французского Сопротивления, пытающиеся жить и любить в весьма смутные времена для своей родины — период фашистской оккупации Франции.   

Автор: Жан-Пьер Жибра (Jean-Pierre Gibrat)

Жан-Пьер Жибра, Le Vol du Corbeau. Источник: pinterest.com

Сестры Сесиль и Жанна — центральные персонажи двух знаменитых графических романов Жан-Пьера Жибра «Отсрочка» (1997–1999) и «Полет ворона» (2002–2005), действие которых разворачивается в начале 1940-х в оккупированной нацистами Франции. Изящные красавицы предпочитают скромные красные платья в горошек и красные же французские береты. Иллюстрациям с сестрами посвящен внушительный двухтомный артбук: Сесиль и Жанна, без сомнения, самые любимые героини плодовитого художника-иллюстратора, а их за его долгую карьеру было немало. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто пролистать графический альбом «Зима летом» (L’hiver en été), посвященный его творчеству. 

Жибра — последователь Жюйяра. Многие его графические романы содержат благодарность старшему товарищу. Жибра тоже знает, как рисовать женщин, но его типаж совсем другой — в отличие от Жюйара, он предпочитает хрупких голубоглазых шатенок с высокими скулами. Но, так же, как и героини Жюйара, Сесиль и Жанна обладают поистине железными нервами и способностью засыпать в самых неподходящих местах — девушки стойко переносят тяготы судьбы и ночуют на исключительно не предназначенных для этого парижских крышах и в трюме баржи, таскающейся вдоль Сены. Зато и с крыш, и с баржи открываются шикарные виды! Париж середины прошлого века у Жибры — это просто загляденье. Пульс всех франкофилов рискует заметно подскочить, когда они будут разглядывать детали французской столицы на страницах «Полета ворона». 

Le Vol du corbeau / Aire Libre

Но не только винтажными видами французской столицы знамениты произведения Жибры. До того как выпустить прославившую его на весь мир дилогию «Отсрочка» — «Полет ворона», художник среди прочего засветился в качестве создателя весьма откровенного комикса «Пиннокия» (Pinocchia), выполненного в духе знаменитых работ Мило Манары, итальянского мастера эротических комиксов. Жибра до сих пор чувствует неловкость, когда ему задают вопросы о том периоде его карьеры. И пусть в знаменитой дилогии художник не использует столь прямолинейные приемы, чувственная составляющая занимает в обоих произведениях далеко не последнее место. Так что довольно трудно определиться, что в дилогии важнее — кропотливо воссозданный исторический фон или описания взаимоотношений двух молодых пар.

Le Vol du corbeau / Aire Libre

В «Отсрочке» молодая официантка Сесиль укрывает от фашистов своего школьного друга Жюльена в захолустном городишке Камберак на юге Франции. Поначалу Жюльен особенных симпатий не вызывает. Молодой человек, отправленный в нацистский трудовой лагерь, спрыгивает с поезда и с помощью своей тетки прячется в пустой квартире бывшего учителя, которого арестовали за коммунистические взгляды. С чердака дома, где засел Жюльен, открывается отличный вид на городскую площадь и кафе, в котором работает прекрасная Сесиль. Конечно же, Жюльен не сможет высидеть в четырех стенах и отправится покорять сердце девушки, даже несмотря на то, что ее кузен записался во французскую милицию, тесно сотрудничающую с гестапо.

Le Sursis / Aire Libre

В завязке «Полета ворона», события которого стартуют сразу после финала «Отсрочки», парижанка Жанна, состоящая в Сопротивлении, попадает в лапы французской полиции. Сбежать от скользкого комиссара, похожего на Пингвина, ей удается с помощью нового знакомого — афериста Франсуа, который по счастливой случайности оказался в одной камере с девушкой. Он укрывает беглянку на барже своих знакомых — эксцентричных супругов, вечно выпивающего Рене и болтушки Юггеты. К сожалению, молодому человеку, кажется, плевать на неоднозначную политическую ситуацию, сложившуюся во Франции. До поры до времени его заботит только собственное обогащение, но вскоре ситуация сильно осложняется, и шустрому мошеннику придется сделать выбор. 

Le Vol du сorbeau / Aire Libre

Если из этого синопсиса вам показалось, что дилогия похожа на классические французские военные комедии, то спешим предупредить: финал у обеих историй очень непростой. Поначалу Жибра щедро сыплет разного рода сантиментами и шутками (например, бабушка Сесиль — большая фанатка Сталина и по вечерам горланит «Интернационал»), но ближе к концу тучи над головами молодых людей становятся все темнее. 

Le Vol du сorbeau / Aire Libre

Темп обеих графических новелл размерен: автор не спешит переходить к активным действиям, тратя разворот за разворотом на подробные портреты героев, в том числе эпизодических. С таким неспешным темпом идеально гармонирует фирменная «ламповая» техника рисунка Жибры: многие думают, что он рисует акварелью, но, по заверениям самого художника, такой эффект достигается с помощью акриловой туши.       


Жак Тарди и его Адель Блан-Сек (а также юная Аврил Франклин)  

Графические романы: серия комиксов «Необыкновенные приключения Адель Блан-Сек» (Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec) (1976 – …), а также артбук «История поддельного мира» (L'histoire d'un monde truqué) (2015)

Героини: Адель Блан-Сек, невозмутимая писательница из Парижа начала XX века, любит выпить, много курит, живет с мумией. Аврил Франклин, сирота-беспризорница, живущая в альтернативной реальности в Париже начала XX века в голове гигантской статуи Наполеона IV. Любит химию, а еще у нее есть говорящий кот. 

Автор: Жак Тарди (Jacques Tardi)


«Необыкновенные приключения Адель Блан-Сек»

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

Задолго до Сесиль с Жанной, и уж тем более Лены Майбридж, в мире французских комиксов была отважная и невозмутимая Адель Блан-Сек. Одна из самых известных комиксовых героинь Франции появилась на свет еще в 1970-х благодаря необузданной фантазии комиксиста Жака Тарди и серии его пародийных графических новелл в жанрах криптоистории и газолампового фэнтези. 

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

У Адель непростой характер. Девушка нелюдима, можно сказать, мизантроп, живет одна в компании с древнеегипетской мумией, которую ей подарил дедушка, с ней же, как правило, и общается. Адель очень самостоятельна и привыкла полагаться только на саму себя. О служителях закона и власть имущих отзывается в основном негативно. Полицейские ей попадаются сплошь все глупые и «от них ничего хорошего ждать не приходится», а всякие чиновники, как показывает ее собственный опыт, вообще «состоят в разнообразных жутких сектах помешанных». Героиня много курит и не прочь опрокинуть рюмочку-другую, возможно, этим и объясняется ее тотальная невозмутимость. Даже когда на нее падает гигантская чугунная стрелка часов с Лионского вокзала, все, чего можно дождаться от Адель в этой, без сомнения, экстремальной ситуации, — это фразы «Ну ничего себе, пойду домой выпью чего-нибудь».

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

В определенной степени эта весьма неоднозначная героиня — альтер эго самого Тарди, человека, который в 2013 году отказался от звания Кавалера Ордена Почетного легиона, высшего знака отличия во Франции, аргументируя это тем, что «хочет остаться свободным и не станет заложником какой бы то ни было власти». «Не забывайте, что Адель Блан-Сек — это я, — заявил как-то Тарди. — Я смолю без остановки, пью много виски и всех ненавижу». Сам художник называет свою героиню «анархисткой, которая старается держаться подальше от государственных институтов».

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

Серия комиксов про похождения Адель до отказа набита абсурдным черным юмором и чрезмерно витиеватыми сюжетными переплетениями. С каждым томом приключений Адель дела, которые расследует отважная писательница, становятся все более невероятными и запутанными. В определенный момент можно поймать себя на том, что ничего не понимаешь, но при этом удовольствие от прочтения не уменьшается. Возможно, все так и задумывалось.

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

Стремительное действие и сложность структуры комиксов об Адель никак не отражаются на их популярности. Графические детективы-пародии Тарди пользуются неизменным успехом не только во Франции и выходят до сих пор — вот уже 13 лет мир ждет десятую часть приключений Адель, которая будет называться «Дитя Бют-Шомон» (Le Bébé des Buttes-Chaumont).

Les Aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec / Casterman

В 2011 году вышла киноверсия комикса «Необычайные приключения Адель», снятая Люком Бессоном. Главную роль сыграла актриса и модель Луиз Бургуан, известная также по сериалу «Романовы» и экранизации романа Фредерика Бегбедера «Любовь живет три года». 


«Аврил и поддельный мир»

«Аврил и поддельный мир». Источник: «Кинопоиск»

Еще одна героиня Тарди, которая отчаянно борется с несправедливостью системы, — юная Аврил Франклин, героиня анимационной антиутопии в жанре стимпанк «Аврил и поддельный мир» (Avril et le monde truqué). Мультфильм, основанный на рисунках Тарди и снятый под его чутким руководством, увидел свет в 2015-м. В том же году вышла книга «История поддельного мира» (L'histoire d'un monde truqué), рассказывающая о создании этой необычной анимационной вселенной, в которой дружеские подмигивания шедеврам Миядзаки сочетаются с едкой сатирой.


В мире, в котором живет Аврил, никогда не изобрели электричество и уж тем более атомную энергию, так как кто-то методично похитил всех выдающихся ученых, живших и работавших в конце XIX – начале XX веков. Поэтому вся цивилизация пользуется паровыми машинами, из-за чего запасы угля давно закончились, леса полностью вырублены, а люди ходят по улицам городов исключительно в противогазах из-за жуткой копоти, окутавшей планету. Человечество на пороге мировой войны за обладание лесами Канады, единственными оставшимися нетронутыми на Земле.

«Аврил и поддельный мир». Источник: «Кинопоиск»

В нежном возрасте Аврил потеряла родителей, талантливых химиков. А все из-за алчности французского правительства и глупости полиции, охотившихся за остатками ученых, которых еще не похитили. В попытке избежать рабского труда на Французскую империю родители погибли при взрыве дирижабля. Предок Аврил, прадед Густав Франклин, самый выдающийся из семьи ученых, в свое время работал над сывороткой, благодаря которой человечество должно было избавиться от всех болезней и даже смерти, но в результате изобрел вещество, значительно повышающее интеллект, в том числе и у животных. Очевидно, именно поэтому во всех похождениях Адель сопровождает говорящий кот Дарвин, не расстающийся с томиком французской поэзии.


Главная героиня на рисунках Тарди, представленных в артбуке, значительно отличается от анимационной. Аврил из книги выполнена в довольно минималистичной манере, напоминающей газетные карикатуры, в том время как анимационные герои чем-то неуловимо напоминают персонажей мультфильмов Леонида Носырева «Волшебное кольцо» и «Архангельские новеллы».    


Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»