Обзоры, Кино — 16 марта 2021, 09:51

Что там в кино: «Никто» и «День курка»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Два боевика про день сурка. Месть уставшего парня от Ильи Найшуллера и временная петля от Джо Карнахана.

«Никто» (Nobody)

Хатч Манселл (Боб Оденкерк), в дубляже почему-то названный Хитчем (Хатч, вероятно, не так благозвучно), влачит заурядное существование: счетоводная деятельность на заводе, кофе и вынос мусора по расписанию, секс с женой пару раз в месяц, никаких сюрпризов. Однажды ночью к нему в дом вламываются грабители в масках, но ничего не уносят, кроме памятных для героя часов: брать нечего, деньги на картах, глупые воришки XXI века. Хатч, впрочем, знатно прикипает от своего дня сурка и в итоге не сдерживается. Идет по следу преступников, но находит врагов куда более серьезных.


Сценарист «Джона Уика» Дерек Колстад все недурно придумал и предусмотрел. Невероятные боевые навыки главного героя — военное прошлое, месть — неминуемо благородная. Не за собаку, как у Джона Уика, а за украденный у дочки браслет с котиками. Хатч — герой, не вызывающий сомнений, подуставший Джон Макклейн образца четвертой части напополам с подзадолбавшимся клерком Уэсли из «Особо опасен». В этом плане для героического образа Оденкерка ничего нового, но вполне себе фансервис. А что, если бы Сол Гудман был last action hero? А что, если Кристофер Ллойд из «Назад в будущее» сыграет его отца? Дальше подключается молодой и талантливый режиссер Илья Найшуллер, который, кажется, все делает верно, но как только набор из котяток на браслете, пасхалок, садистского экшена для тринадцатилетних мальчишек с едва пробивающимся пушком над губой перевалил за полчаса, ощущаешь, что будто стоишь с потными гиками и фурри в очереди за пиццей на втором этаже «Крокус Экспо» на Comic Con Russia. То есть поскорее бы все это уже закончилось.

Метод достаточно предсказуем. Симулякр режиссуры. Почти каждая экшен-сцена сопровождается американским шлягером, а в самый жирный момент, понятно, звучит It’s a wonderful world. Разумеется, в Голливуде очень хочется сделать ТАК, но ТАК дозволено в итоге только Заку Снайдеру. 

В репертуаре «да он же russki» работает артист Алексей Серебряков, который после водочно-кокаинового возлияния орет в микрофон: «Бухгалтер, милый мой бухглатер». Сентиментальный любитель микрофонов и караоке под маской жестокого психа — образ, знакомый кинематографу. Вариант поизвестнее — «Только бог простит», вариант пореже — «Партизан» с Венсаном Касселем. Хотя, кажется, это было и в какой-то из игр серии Yakuza. 

Тем не менее Найшуллер, само собой, молодец: снять VOD-боевик и получить под его рекламу слот на «Супербоуле» — штука не последняя. Но после действительно умного и филигранного «Хардкора» ожидаешь, что такой автор будет долгое время что-то на ходу придумывать, пересобирать в воздухе десятки штурмовых винтовок и падать без парашюта, а не включит вам «РЭД» и «Мачете», словно говоря: «Да, это тот самый фильм с Оденкерком, который я делал на студии Universal несколько лет подряд».

[STAT_ART_2.0]


«День курка» (Boss Level)

Рою Палверу (Фрэнк Грилло) до того злополучного дня, когда он попал во временную петлю, в общем-то сильно везло. Жена Джемма (Наоми Уоттс) — ученая, сын Джо (Рио Грилло) — очаровашка, любимая работа спецназовцем. Но Рой был знатным говнюком, с сыном не виделся, с женой поступил некрасиво, спал со всеми направо-налево и беспробудно пил. Дальше — внимание (не раскрывая важных сюжетных условностей) — начались дни, что каждый раз кончаются разными смертями, но начинаются с одной и той же мизансцены. Кровать, подружка-стоматолог слева, мужик в костюме, заносящий мачете прямо над твоей головой. И так больше ста раз. А где-то на другом конце города находится злодей по имени Клайв Вентор (Мэл Гибсон), который занят строительством огромного коллайдера, способного разнести планету. Да, мы видели это миллион раз, но никогда в той перспективе, которую задумал Джо Карнахан.


Весь этот сюжет про маскулинного дядьку, который кладет десятки врагов, но постоянно забывает про какую-то ерунду и умирает (автобус на перекрестке, заныкавшийся киллер and so on) — вещь удивительно точная и забавная, однако, к чести Карнахана и его соавторов, еще и убедительно феминистская. 

Внимание! Дальше идет абзац со спойлерами. Если вы против них — пропустите его. 

Начало спойлера. Рой Палвер попадает в этот самый маховик времени, поскольку только так он может спасти мир от конца света. Но отправляет героя на муки бывшая жена, которая таким образом вынуждает его не только спасти планету и отключить коллайдер (что несложно), но и взглянуть на свою семью другими глазами. Рой переживает и переживает свои смерти, чтобы наконец добиться взаимопонимания с сыном. И это очень круто. Конец спойлера.

То есть сюжетная канва из условного прайма СТС середины нулевых в духе мультсериала «Приключения Джеки Чана» и «Тутанхамончика» вдруг неожиданно становится философской ницшеанской историей про обреченность жизни и спасение души. Финал и вовсе — «Прометей» Ридли Скотта. Режиссер Карнахан, который не поставил, возможно, самого крутого марвеловского «Сорвиголову», продолжает гнуть свою линию изобретательного экшен-мейкера, у которого, как и в его восьмидесятнических источниках вдохновения, всегда есть что-то за историей про отрубание голов и беготню от пулеметных очередей. Восемь бит, старая школа аналогового гейминга и старая школа всех ваших любимых картин, затертых на VHS. А прекрасный Фрэнк Грилло, наконец играющий главную роль в умном боевике вместе со своим маленьким сыном, — подарок судьбы, который дороже всех этих мультивселенных и комиксов. Это правда дороже денег.

[STAT_ART_3.5]


Новости — 19:15, 16 сентября
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Кино — 18:26, 16 сентября
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости — 17:37, 16 сентября
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости — 16:06, 16 сентября
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости — 14:00, 16 сентября
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024