Выставка получила название «The Moon Pool. Архив». Она открылась сегодня, 11 марта, и будет проходить в Западном крыле Новой Третьяковки до 18 апреля. В экспозиции представлены произведения художника начала XX века Александра Зильверхофа, у которого есть одна черта, выделяющая его из ряда других творцов, чьи работы показываются в галерее. А все дело в том, что Зильверхоф — вымышленный персонаж. Однако это никак не помешало ему создать ряд художественных произведений. Между прочим, вы даже можете ознакомиться с биографией художника. Как сообщается на сайте Третьяковской галереи, Александр Зильверхоф происходит из семьи российских эмигрантов в Германии. Художник получил филологическое образование, а специализировался он на немецком романтизме. В Россию Зильверхоф приехал в 1903 году.
Выставка «The Moon Pool. Архив» посвящена нереализованной театральной постановке Дягилевских сезонов. На ее создание Зильверхофа вдохновило знакомство с художниками круга «Голубая роза» (реально существовавшее объединение, в которое входили художники Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. — Прим. SRSLY). Зильверхоф хотел создать балетную постановку, взяв за основу идеи драматурга Генриха фон Клейста. Работа над произведением длилась до 1906 года, но так и не была завершена. Теперь в новой выставке посетители смогут увидеть эскизы декораций, керамические слепки персонажей, сюжетные зарисовки и другие фрагменты нереализованной идеи вымышленного художника.
Так кто же все-таки стоит за этим образом? Автором выставки выступает настоящий, вполне реальный, а не вымышленный современный художник Николай Кошелев. Именно ему принадлежат представленные на выставке произведения. В своей работе Кошелев вдохновляется русским символизмом и обращается к наследию творческого объединения «Мир искусства».
Напомним, что помимо «The Moon Pool. Архив» сейчас в Новой Третьяковке проходит выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». На ней представлено порядка 400 произведений кинетического искусства 1960–1970-х годов. Это и трансформирующиеся скульптуры, и оптическая живопись, а также графика, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, и много других работ самых разных жанров и форматов. Подробнее узнать об этой выставке можно в обзоре колумнистки SRSLY и автора подкаста «Искусство для пацанчиков» Насти Четвериковой.