«Notorious B.I.G.: Моя история» чудесным образом оставляет баталии между Востоком и Западом на втором плане. А на первом — добрый плюшевый медвежонок Кристофер Уоллес (настоящее имя Notorious B.I.G.), его музыкальный талант и отношения с мамой, которая долгое время не слушала его песен — сын не хотел травмировать ее учительский слух ненормативной лексикой. Монологи Волетты Уоллес занимают много времени в фильме «Notorious B.I.G.: Моя история», больше нее с экрана вещает только Шон Комбс (он же Пафф Дэдди, он же Пи Дидди) — первый продюсер Бига, который, судя по фильму, сильно комплексует насчет того, что люди недооценивают его роль в становлении Notorious B.I.G..
Паффи на экране строг и сдержан, совсем не похож на рэпера в старом понимании — сидит с прямой спиной в черной рубашке, застегнутой на все пуговицы, и рассказывает о том, каким «инопланетным гением» являлся Бигги Смоллз. С его точки зрения, талант Бига был уникален, он не наследовал никому из зачинателей стиля, а придумал нечто свое.
Одна из версий происхождения этого таланта — знакомство Бига с джазовым саксофонистом Дональдом Харрисоном, который брал его с собой в джазовые клубы, объяснял основы ритма и импровизации. Важно также помнить, что мать Бига была родом с Ямайки и каждое лето они с Кристофером ездили к ней на родину. Непосредственного влияния на будущую музыку Бига Ямайка не оказала, но он впитал ее вибрации, к тому же, его ямайский дядя позднее стал выступать с ним на сцене.
На фоне ладно скроенной истории про юного талантливого пухляша не очень понятно, как он стал одним из главных драгдилеров Бруклина. Авторы фильма «Notorious B.I.G.: Моя история» довольно подробно рассказывают, буквально водя указкой по карте, на каких перекрестках Бигги и его банда толкали дурь и каким образом изготавливали крэк. Возможно, это самое большое противоречие фильма. Семья Бигги жила небогато, более того, отец бросил их с матерью. Но они не были бедняками, которым нечего есть.
Из фильма следует, что в торговлю наркотиками рэпера втянули дружки, которые просто хотели «как следует тусоваться», носить Gucci и ездить на мерседесах, как это делали другие жулики из их квартала. Они добивались авторитета в своем районе и шли самым простым путем. Первую партию крэка Бигги с друзьями сделал, купив унцию кокаина на социальное пособие, которое получала больная раком мать его приятеля Суифа Джексона. Никакой моральной оценки этому эпизоду авторы ленты не дают, а комментарии ныне здравствующих друзей юности Бига сводятся к обычной формуле: «не мы такие — жизнь такая».
Этот мотив вообще характерен для воспоминаний корифеев рэпа предпенсионного возраста, он есть и в их книгах, и в фильмах о боевой юности: сами не понимаем, как так вышло. Жизнь толкнула на скользкую дорожку. И выходит, что среди классиков жанра, будь то Wu-Tang Clan, N.W.A или кто угодно еще, нет никого, кто не прошел бы через торговлю наркотиками. Это жанр, предполагающий криминальный бэкграунд, и, похоже, без него хороших песен не бывает.
Среди фактов, которые могут показаться интересными в 2021 году, — размер гонораров Бига. В середине 1990-х он играл в туре четыре шоу в неделю и получал за каждое 10 тыс. долларов. По тем временам это были астрономические суммы, и Биг с сотоварищами немедленно стали скупать золотые цепи и часы, брендовые очки и кроссовки. Они даже разбрасывали во время концертов наличные деньги, чтобы показать, насколько круты.
Активная карьера Notorious B.I.G. уложилась в пять лет, с 1992-го до 1997-й. Уже имея успешные синглы, Бигги все еще торговал, стоя на углу, и музыкальным продюсерам пришлось потратить немало сил, чтобы объяснить ему правила новой жизни. Его убийство в перестрелке в Лос-Анджелесе 9 марта 1997 года до сих пор не раскрыто, но следствие продолжается. Про него даже сняли фильм «Город лжи» с Джонни Деппом в главной роли. Картина выйдет на экраны 19 марта.
«Notorious B.I.G.: Моя история» — дань памяти, которую отдают Бигу его друзья и прежде всего Шон Комбс. Похоже, он многому научился у своего протеже, это слышно в дебютном сольном альбоме Паффа, который вышел в 1997 году уже после смерти Notorious B.I.G.. Будучи его боссом (главой лейбла Bad Boy), Шон Комбс смог рассмотреть в нем великого мастера и интегрировал его читку и манеру сэмплировать чужие мелодии в собственные треки. После гибели Бига на Bad Boy вышли еще три его альбома. В 2019 году Forbes оценивал состояние Шона Комбса в 740 млн долларов. В фильме «Notorious B.I.G.: Моя история» Пафф говорит, что в конфликте Тупака Шакура и Бигги он не занимал ничью сторону: «Мы думали, что это какая-то постановка, о которой нас не предупредили». Верится в это с трудом.