Братишка, абсолютно! Я вырос на «Хищнике» и «Смертельном оружии». Мы словно утратили это наследие, поэтому мне хотелось, чтобы наш фильм стал чем-то вроде любовного письма старым боевикам.
Главный герой — тоже старомодный action hero: бабник, выпивоха и драчун. Это не самый популярный образ в нынешней Америке с ее культом виктимности...
Ты полностью прав: мы стали слишком ранимыми и обидчивыми, что очень опасно для общества: люди перестали отличать подлинное зло (дискриминацию) от повседневных вещей (обычных бытовых конфликтов).
Ну, мы в России катаемся на медведях по выходным, так что эта проблема тут не так остро стоит.
Я как раз собирался это сказать, чувак! У нас в ходу стереотип о русских как о суровых людях, привыкших к лишениям, вечно стоящим в очередях, где и выковывается ваш характер. Это не идеальные условия для развития, но еще хуже, когда все растут в оранжерейных условиях, исключающих любую возможность конфликта. Я не хочу жить в обществе, где приходится опасаться за каждую произнесенную фразу и находиться в состоянии постоянной паники.
Как сын Фрэнка Грилло — Рио Грилло — попал в актерский состав? Это такой способ воспитания?
Я подумал: Фрэнк ни на одного ребенка не будет смотреть так, как на своего собственного. Понимаешь, о чем я? Это ощущение родства ни с чем не перепутаешь. Герой Фрэнка очень мужественный и брутальный, и я хотел добавить ему эмоциональности, глубины.
Кажется, Грилло — самый недооцененный актер в жанре экшен. Он же не уступает Уиллису и Сталлоне.
Я считаю, что как актер он в десять раз круче, чем все эти раскрученные звезды боевиков. К тому же он невероятно хорош собой и крутой мужик сам по себе. Все эти качества — признаки суперзвезды. «Скала» Джонсон только что назвал Грилло величайшим экшен-актером Голливуда — после этого я стал смотреть на Фрэнка снизу вверх. Мы с ним дружим с фильма «Схватка», и, когда я придумал «День курка», то сразу понял, что Фрэнк должен быть в главной роли. Ему 55 лет, он в исключительной физической форме, 4% жира в организме! Грилло специально готовился к фильму «День курка» и еще больше накачался — честно говоря, не вижу никого, кто подходил бы на роль Роя (главный герой в фильме «День курка», бывший агент спецназа. — Прим. SRSLY) больше, чем он!
Мэл Гибсон играет антагониста. Он давал советы на площадке с высоты своего авторитета?
Мэл — один из моих героев. Заполучить такого актера и вдобавок первоклассного кинорежиссера — нереальная удача. Что касается его авторитета, то тут у меня есть история. Для американской версии, которая транслируется на Hulu, мне из-за тайминга пришлось вырезать монолог Мэла про удава. Когда я сообщил ему об этом, он отреагировал спокойно и с пониманием: «Все в порядке, делай что должен, раз это в интересах картины». Мэл — потрясающий человек, у него были нелегкие времена последние лет десять, но для меня он прежде всего великий режиссер. На площадке он вообще не уходил в свой трейлер, и вне кадра все время развлекал нас историями про съемки «Безумного Макса» и «Храброго Сердца». Мэл — просто кладезь улетных голливудских историй, и те, кто работал с ним в 80-е, говорят, что он не изменился. На площадку он всегда приходил подготовленным, а это для меня всё. Хотя он Мэл Гибсон!
Заполучить Наоми Уоттс — тоже удача: она такая разноплановая актриса. Последний раз я видел ее у Вуди Аллена в «Ты встретишь таинственного незнакомца», а впервые — в хорроре «Звонок».
Наоми может играть кого угодно, это правда. А ее удивительный талант пленяет еще больше, когда узнаешь ее как человека. Наоми поддерживает тебя на площадке и дает почувствовать, что ей там хорошо. Ее намного меньше в этом фильме, чем я хотел бы. Она чудесная.
Слышал, что планы по дистрибуции картины спонтанно менялись: в США вы в итоге оказались на стриминг-сервисе Hulu, зато в России выходите на больших экраных…
Да. Прокатчики в Штатах не разделяли моего энтузиазма по поводу Фрэнка Грилло, не верили в него, а я, как уже сказал, не представлял никого другого в этой роли. Это было глупо с их стороны. Если бы роль досталась даже кому-то более раскрученному вроде Райана Рейнольдса, это бы не сработало. Таким образом, помимо всей этой истории с пандемией, нам пришлось сражаться за возможность протащить кино на экраны. И Hulu оказался отличной возможностью показать фильм множеству людей.
Я ничего не имею против домашнего просмотра, мы уже живем в эпоху стриминга. У меня дома отличное оборудование, и не нужно париться, что кто-то позвонит во время фильма. Кинотеатры, конечно, вернутся, но они фундаментально изменятся. Хотя сложно представить, как все будет выглядеть.
Очевидно, все пойдут по твоим стопам и будут закупать большие телевизоры и колонки, чтобы максимально приблизить гостиную к кинотеатру.
Мне довелось посмотреть «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» на большом экране кинотеатра. Скучаю ли я? Конечно. Но я всегда могу посмотреть его на домашнем кинотеатре.
Понимаю синефилов, которые ополчились на Warner Bros. за то, что те хотели продать «Дюну» HBO Max. Но сейчас каждый может купить телевизор любого размера и достичь эффекта кинозала. У меня экран 85 дюймов, мы с детьми смотрели «Чудо-женщину», и они были в восторге.
А на процесс создания фильма это влияет?
Я не стал ставить кадр по-другому, чтобы приспособить картинку к маленьким экранам. Например, только что снял фильм «Полицейский участок» (Copshop) с Джерардом Батлером — большое, широкоформатное кино. То, где будет показан фильм, не должно влиять на процесс его создания.
А как быть с наградами? Сейчас фильмы без кинокопий вообще не считаются кино.
Думаю, это хрень полная. Хороший фильм — это хороший фильм вне зависимости от того, где его смотришь. Я могу посмотреть его где угодно, хоть в чьем-то дворе. Это нелепый снобизм — считать фильмами только то, что крутят в кинотеатрах. К тому же есть столько прекрасных картин, которые никогда не попали на киноэкраны, потому что у создателей не было на это денег. Применяя этот критерий, мы лишаем себя огромного количества шедевров.
Какие перспективы у боевиков как жанра?
Должен быть ренессанс. Меня спрашивают, как будет развиваться это направление, но четкого ответа у меня нет. Думаю, в «Дне Курка» есть то безумие и динамика, которые этому фильму необходимы. Спустя 30 лет сцена в фильме «Крепкий орешек», где герой Уиллиса вытаскивает стекло из ноги, или броманс между героями «Смертельного оружия» смотрятся все так же трогательно. В этих фильмах была душа! Не знаю, какие новые технические навороты появятся и как будут переснимать «Матрицу» с их применением, но в эмоциональном смысле это должно быть возвращением к тем образцам, который дали нам Ричард Доннер и Джон Мактирнан. Думаю, в «Дне курка» тоже есть эта теплота и сентиментальность. Мне кажется, люди устали видеть разрывающиеся пополам дома, им нужно что-то простое и человечное.
Еще в «Дне курка» есть элементы видеоигры, тоже олдскульной.
Так задумано. Я вырос, играя в аркады Defender и Robotron: 2084. В основе «Роботрона» тот же сюжет: герой проходит разные уровни, сражаясь с врагами ради спасения девушки. Да и Фрэнк похож на героя из игры Streetfighter — ему специально сделали такую прическу… В общем, это еще один ностальгический мотив из моего детства.
Получается, ты все детство смотрел боевики и играл в дурацкие видеоигры, а теперь зарабатываешь этим миллионы?
(Заливается смехом.) Точно! Я все делал правильно! Чувак, я обязательно скажу это своей маме!