Обзоры, Образ жизни — 11 марта 2021, 18:46

Мемчики завезли: «Неверный парень»

Вспоминаем один из самых популярных мемов об отношениях.

Начало

Сюжет, в котором мужчина-герой выбирает между двумя альтернативами, представленными в образе женщин, известен с античных времен. История Геракла на распутье впервые дошла до нас в сочинениях Ксенофонта, который, в свою очередь, записывал за Сократом, пересказывавшим греческого софиста Продика. В XV-XVI веках европейские живописцы создавали картины, вдохновленные этим сюжетом. На некоторых из них две женщины, олицетворяющие Порок и Добродетель, пытаются убедить героя последовать за одной из них, на других Геракл изображен уже сделавшим свой выбор в чью-то пользу.

Паоло ди Маттеис. «Геракл на перепутье»

В 1971 году английский художник Джошуа Рейнольдс написал картину «Гаррик колеблется между Трагедией и Комедией», где изобразил актера Дэвида Гаррика, выбирающего между двумя девушками, одна из которых одета в синее платье, другая — в красное. Учитывая совпадение образов, эту картину можно считать прямым предтечей мема «Неверный парень».

Джошуа Рейнольдс. «Гаррик колеблется между Трагедией и Комедией»

2 апреля 1922 года вышел короткометражный фильм Чарли Чаплина «День получки» (Pay Day), в котором сюжет о неверности обыгрывается уже без аллегорий. Герой Чаплина — работяга, целый день вкалывающий на стройке, а затем отдающий всю получку жене, прямо на ее глазах позволяет себе засмотреться на проходящую мимо женщину.


История любви

Мем «Неверный парень» появился в 2015 году, когда фотограф из Испании Антонио Гийем провел съемку с тремя моделями и выложил ее результаты в фотобанк. Ставшую основой для мема фотографию он подписал «Неверный парень гуляет со своей подругой и засматривается на другую девушку» (Disloyal man with his girlfriend looking at another girl).

Фото: Getty Images

Антонио и его модели, известные под псевдонимами Марио и Лаура, работали вместе не первый раз. Позднее пользователи соцсетей выяснили, что Лауру на самом деле зовут Карла Рамос. В фотобанках есть десяток снимков, на которых она очень сильно чему-то удивляется (наверное, новостям об изменах своего молодого человека).

Фото: Getty Images

А из совместных фотографий Марио и Лауры вообще можно собрать историю любви, сюжет которой будет покруче, чем у большинства российских мелодрам.

Сперва девушку лишь раздражают знаки внимания, которые оказывает ей парень.

Фото: Getty Images

Со временем Марио удается добиться взаимности.

Фото: Getty Images

Их отношения развиваются, они даже ждут ребенка.

Фото: Getty Images

Но Лаура начинает ревновать своего партнера...

Фото: Getty Images

...и, как мы знаем, не напрасно. В конечном итоге неверный парень остается грустить в одиночестве.

Фото: Getty Images

А его бывшая отлично проводит время с другой девушкой.

Фото: Getty Images


Создание шедевра

Фотосессия, во время которой родился ставший мемом снимок, проходила в Жироне и была полностью импровизированной. Модели не следовали какому-то сценарию, а просто изобразили ряд этюдов на тему неверности в отношениях, постаравшись иронично обыграть эту проблему. На других снимках Марио пялится на девушку в красном, когда делает своей возлюбленной предложение...

Фото: Getty Images

...или даже пытается поцеловать ее, обнимаясь при этом с Лаурой.

Фото: Getty Images

Но вирусную популярность получила именно фотография, на которой парень, как в песне Максима Леонидова, «оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она».

А вот и впечатления самого Марио о той съемке (ими он делился в интервью THR в 2017-м): «Помню, мне было неловко, поскольку съемка проходила на улице, люди останавливались и смеялись над нами, а я должен был изображать это глупое выражение».


Как фото стало мемом

«Википедия» утверждает (а ей можно как верить, так и нет), что впервые это фото использовали в качестве мема в январе 2017 года в фейсбук-сообществе турецких фанатов прогрессив-рока, проиллюстрировав с ее помощью стремление музыканта Фила Коллинза играть поп-музыку, а не прогрессив-рок.


Позднее индийский пользователь инстаграма Dekh Bhai выложил этот же снимок у себя и предложил отметить на нем друга, который влюбляется каждый месяц.

Благодаря своей универсальности мем «Неверный парень» быстро распространился по соцсетям. С помощью него иллюстрировали как исторические ситуации («Иван Грозный присматривает себе новую жену сразу после свадьбы»), так и жизненные. «Неверный парень» занял ту же нишу, что и мемы с рэпером Дрейком, телеведущим Джереми Кларксоном и сверхразумом.

Причем в этом меме герой выбирает не между равнозначными альтернативами. Дополнительная ирония заключается в том, что мы понимаем, что он должен был предпочесть один вариант, но при этом выбирает другой, наживая себе проблем.


Реакция создателя

В августе 2017 года Антонио Гийем, сделавший разлетевшийся по всему интернету снимок, узнал о существовании мема и разослал в ряд новостных изданий письмо, в котором прокомментировал ситуацию.

«Мне 45, и вот уже на протяжении пяти лет по шестнадцать часов в день я занимаюсь рекламными фото, — приводит слова Антонио Wired. — Последние три с половиной года мы продаем по 1600 фотографий в день».

При этом популярность мема «Неверный парень» никак не сказалась на продажах работ Антонио. По его словам, ставшее хитом фото покупают примерно 700 раз в год, в то время как некоторые другие снимки продаются по 5–6 тыс. раз за тот же период. Вполне логично, ведь люди, клепающие мемы на основе снимка, не берут его из фотобанка и, как следствие, ничего не платят фотографу. Но Гийема это не сильно печалит. В том письме он заявил: «Теми, кто это делает, движут благие намерения, так что я не собираюсь ничего против них предпринимать».

Вместе с тем фотограф подчеркнул, что у него очень хорошие отношения с Марио и Лаурой, они для него как дети, так что если кто-то посмеет использовать эту фотографию в оскорбительном для них ключе, Антонио будет подавать в суд.


Оскорбительный ключ

Вскоре после своего появления мем «Неверный парень» был признан сексистским и оскорбительным. Стокгольмский интернет-провайдер Bahnhof использовал этот мем в рекламе, оповещающий о найме новых сотрудников. Они подписали девушку в красном Bahnhof, а Лауру — «твое текущее место работы».

После этого шведский регулятор рекламы осудил Bahnhof за сексизм, отметив, что в их рекламе присутствует объективация женщин, которые рассматриваются как взаимозаменяемые объекты.

Примерно в то же время в России в похожую историю вляпался «Альфа-банк», решивший при помощи популярного мема прорекламировать свою пластиковую карту.

Официальных санкций за такое не последовало, но в комментариях нашлось немало желающих оскорбиться.


Счастливый конец

В марте 2019 года в Венгрии другая фотография с Лаурой и Марио была использована на билбордах в государственной рекламе планирования семьи. С помощью снимка до жителей Будапешта решили донести новости о налоговых льготах для многодетных семей.

Увидев эти фото, пользователи интернета решили, что пара все же смогла преодолеть свои разногласия и снова сойтись.

Другой вариант счастливого финала истории «неверного парня» придумал художник Дамьен Чо, нарисовавший комикс о том, что случилось после знаменитой фото. По его версии, Марио не залюбовался на другую девушку, а решил узнать у нее, где она купила такое красивое платье, поскольку решил, что Лауре оно тоже будет весьма к лицу.



Фото: Getty Images
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»