Обзоры, Музыка — 25 февраля 2021, 20:54

Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk

22 февраля стало известно о распаде группы Daft Punk. Несмотря на то, что к этому времени она уже восемь лет как не выпускала новых альбомов и еще дольше не гастролировала, многие меломаны и пользователи соцсетей писали о распаде коллектива как о личной утрате. Почему нам грустно от того, что распались Daft Punk? Несколько ответов на этот вопрос предлагает Борис Барабанов. 

Верность корням. Официальная история Daft Punk началась в 1993 году, а до этого ее основатели Тома Бангальтер (бас-гитара) и Ги-Мануэль де Омем-Кристо (гитара) играли в группе Darlin’, и именно ее заметил влиятельный английский журнал Melody Maker. В журнале песню Darlin’ под названием Cindy, So Loud назвали daft punky trash, однако группа отнеслась к этому определению с иронией, так как уже имела определенный вес — в ее составе играл будущий гитарист Phoenix Лоран Бранковитц, а Stereolab брали коллектив к себе на разогрев, когда гастролировали по Великобритании. Формально Darlin’ никогда не распадались, просто взяли паузу. В 2010 году Daft Punk выступили вместе с Phoenix в Madison Square Garden. 

Чувство собственного достоинства. После выхода первого альбома Homework (1997) Daft Punk засыпали предложениями о ремиксах, но французы отклоняли их одно за другим. За первые 10 лет карьеры они не выпустили и десятка ремиксов, что для столь востребованных музыкантов — мизер. Среди тех, кто удостоился их золотого прикосновения, были The Chemical Brothers (Life Is Sweet c голосом Тима Берджесса из The Charlatans), электронный продюсер Иэн Пули (Chord Memory) и шотландцы Franz Ferdinand (Take Me Out). Список тех, кому Daft Punk отказали, возглавляет Дэвид Боуи. Он лично звонил им в студию, чтобы поговорить о сотрудничестве, но дуэт вежливо отклонил предложение. Тем не менее Боуи держал Daft Punk в поле зрения и в 2014 году, поздравляя главу лейбла Columbia Роба Стрингера с получением почетной награды журнала Music Week, опубликовал на своей страничке в фейсбуке переработанную обложку собственного альбома Heroes (1997), на которой предстал в шлеме и перчатке Daft Punk. 


Чувство юмора. Daft Punk никогда всерьез не обсуждали свое перерождение в роботов. Тома Бангальтер рассказывал: «В 9 часов 9 минут утра 9 сентября 1999 года мы чинили сэмплер в нашей студии, и он взорвался. Очнувшись, мы обнаружили, что стали роботами». Тем не менее Daft Punk прекрасно понимали, что в их образах прочитывается вся история роботов в поп-культуре, и даже снялись в рекламе Adidas вместе с C-3PO из «Звездных войн». 

Трендсеттинг. Задолго до того, как Канье Уэст пригласил Daft Punk в команду продюсеров альбома Yeezus (2013), музыканты преподнесли сюрприз гостям церемонии Grammy 2008 года, выйдя вместе с ним на сцену для исполнения песни Stronger, основанной на сэмпле из их хита Harder, Better, Faster, Stronger. Это было первое живое выступление Daft Punk в прямом телевизионном эфире, однако для карьеры Канье Уэста оно значило гораздо больше, чем для них. В 2016 году аналогичным образом Daft Punk придали ускорение карьере The Weeknd’a, выступив продюсерами ключевых треков с его альбома Starboy (2016). Присутствие Daft Punk в песнях Starboy и I Feel It Coming ощущается на физиологическом уровне.

Верность команде. В период альбома Human After All постоянным дизайнером Daft Punk стал Эди Слиман, который в этот период работал с Christian Dior. Он сделал шлемы музыкантов более минималистичными по сравнению с периодом альбома Discovery (2001), когда на забрала транслировались текстовые сообщения и анимация. Слиман создал образы Daft Punk для финального периода их карьеры, последовавшего за альбомом Random Access Memories (2013), а Daft Punk собрали диджейский микс, который сопровождал показ коллекции дизайнера для Yves Saint Laurent 2013/2014.  

Любовь к аниме. Благодаря Daft Punk субкультура японского аниме существенно расширила свою аудиторию. Клип на песню One More Time с альбома Discovery (2001) включает в себя фрагменты аниме «Интерстелла 5555: и5тория 5екретной 5олнечной 5истемы», вышедшего в 2003 году. Фактически «Интерстелла» — первый пример полноценного слияния европейской поп-музыки и индустрии японской анимации. Источником вдохновения для создателей «Интерстеллы» стала манга Лэйдзи Мацумото «Космический пират капитан Харлок». Когда Мацумото согласился выступить визуальным супервайзером «Интерстеллы», это стало для Daft Punk воплощением сбывшейся детской мечты.

Киномания. Глубже всего в кинопроцесс Daft Punk погрузились во время работы над музыкой к фильму «Трон: Наследие». Он был сиквелом ленты «Трон» (1982), от которой оба участника группы в детстве буквально сходили с ума. Daft Punk не только сочинили всю музыку, но и взяли на себя ответственность за звуковые эффекты. Наряду с работой над саундтреками коллективного авторства Daft Punk, Тома Бангальтер активно сотрудничал с Гаспаром Ноэ — продюсировал саундтреки к его фильмам «Необратимость», «Вход в пустоту» и «Экстаз». Ги-Мануэль Де Омем-Кристо в кинопроцесс не вовлечен, если не считать его брак с актрисой Элоди Буше. 

Преемственность. Ги-Мануэль Де Омем-Кристо называл альбом Primal Scream Screamadelica (1991) ключевым источником вдохновения для Daft Punk. А на альбоме Random Access Memories целый трек посвящен диско-продюсеру Джорджио Мородеру. Девятиминутный номер Giorgio by Moroder представляет собой автобиографический монолог продюсера, положенный на музыку Daft Punk.   

Вне фокуса. Стремление сохранить инкогнито Daft Punk объясняли непереносимостью «системы звезд». Будучи звездами в буквальном смысле этого слова — миллионерами с глобальной узнаваемостью — Daft Punk могли спокойно ходить по улицам, сидеть в кафе и знакомиться с девушками, будучи уверенными, что это искренний интерес, а не «охота на знаменитость». Тома Бангальтер говорил в одном из редких интервью: «Мне кажется, люди понимают наш подход. Они понимают, что можно делать хорошую музыку и при этом не мелькать на обложках журналов». У подхода Daft Punk есть и абсолютно прикладной смысл. Артисту не обязательно ездить на все интервью и съемки без исключения. Это может делать анимационный персонаж (случай Gorillaz) или дублер в маске (случай Иманбека). Видео 2005 года Robot Rock снято в визуальной стилистике группы Kiss, его можно считать данью уважения первым поп-артистам, спрятавшим свои лица за маски. 

Тайна до конца. В недавнем интервью русскому GQ писатель Фредерик Бегбедер, описавший Ги-Мануэля Де Омем-Кристо в новом романе «Человек, который плакал от смеха», назвал Ги-Мануэля образцом настоящего художника за то, что он полностью отказался от публичности и следовал этому до конца. Писатель рассказал, что однажды встретился с Ги-Мануэлем в одном парижском кафе, и к ним подошла девушка, чтобы сфотографироваться с Бегбедером. Не с участником Daft Punk, а именно с писателем. Просто потому, что эта девушка не знала, как выглядят известные на весь мир диджеи, скрывавшиеся под шлемами. К этому стоит добавить, что даже в финальном клипе Epilogue, который вышел одновременно с новостью о распаде, Daft Punk не показали своих лиц.  

Фото: Getty Images
Образ жизни — 18:33, 27 декабря
Новогодние шоу, которые можно посмотреть в VK Видео: комедия от Кукояк, праздничные выпуски MAMIX, премия шоу «ТОП» и спешл от «ЦУ Е ФА»
Образ жизни — 14:20, 27 декабря
Культура упаковки: между удобством, красотой и экологией
Новости — 12:40, 27 декабря
NASA показало космическую «рождественскую ель» — особое скопление молодых звезд
Музыка — 12:32, 27 декабря
«Вы хотите сказать, Деда Мороза не существует?» 14 вопросов певице MONA
Новости — 11:21, 27 декабря
OpenAI может создать собственного робота-гуманоида