Обзоры, Кино — 16 февраля 2021, 21:44

Бликующий экран: новинки кино в Сети («Блаженство», «Все мои друзья мертвы», «Последний Парадизо», «Красная точка»)

Оуэн Уилсон познает «Блаженство». Подростки по воле злого рока умирают на рождественской вечеринке. Супружескую пару третирует лазерный прицел винтовки. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает о новинках стриминг-сервисов.

«Блаженство» (Bliss)

Грег (Оуэн Уилсон) чахнет в офисе, изредка отвечая на звонки. Покой ему дарят выписанные доктором таблетки и разрисовывание скетчбука в рабочие часы. Увольнение, нечаянное убийство босса, день выдался тяжелым, потому Грег спешит в бар, где знакомится с бродяжкой Изабель (Сальма Хайек). Та вдохновляет белого воротничка на безумства, пичкает разноцветными таблетками и открывает шокирующую правду: наш мир — фикция.



Amazon выдал концептуалисту Кэхиллу («Я — начало», «Другая земля») немалые деньги и двух звезд на сюжет про выбор между красной и синей таблеткой. Азы искусства компиляции. «Выбери жизнь» и цитаты из других культовых кинематографических манифестов девяностых и нулевых. Реальность выцвела, вокруг сплошь бедность, серость и тиски материального мира. Где-то там, по ту сторону радуги, есть красочное «настоящее» с домом-мечтой, бассейном и пина-коладой. К нему и стремись, лишь бы не передознуться в пути. Лирический герой Кэхилла немного постарел, на смену растерянному Майклу Питту пришел блаженный Оуэн Уилсон. Актер, очевидно, оценивает Bliss как выход из зоны комфорта. Мало тешить себя мыслью, что ты подписался на околофилософский арт-мейнстрим, звезду «Полуночи в Париже» жестоко обманули. Камео голографического Славоя Жижека, вещающего в кадре про прелести безудержных вечеринок в аду, не должно вводить в заблуждение, в «Блаженстве» нет ни гламура, ни дискурса. «В моей голове столько мыслей, вот бы ты могла их увидеть», — говорит своей дочери Грег, вторит ему и Кэхилл. При таких вводных нужен особый талант, чтобы снять столь упоительную ерунду. Уилсону пора проситься обратно, если не к Вуди Аллену, то хотя бы к братьям Фаррелли, там искусства значительно больше. 

Где посмотреть: Amazon Prime Video

[STAT_ART_1]


«Все мои друзья мертвы» (Wszyscy moi przyjaciele nie zyja)

Рождественская вечеринка идет не по плану. По нелепой случайности один из ее участников погибает, но веселье не утихает. Спонсор последующей бойни — злой рок, бессмысленный и беспощадный. 


До наступления всеобъемлющего хаоса с коротким замыканием, резней и прочей увеселительной безделицей «Друзья» остаются преимущественно в границах нежной комедии положений, этакого польского «Уик-энда у Берни». Манипуляции с бездыханным телом, ремарка «Да он просто вусмерть пьяный» и прочие смешные (и не очень) ситуации. Вне этого мини-сюжета фильм режиссера Бельцля, к счастью, из тех, что способны оскорбить и обидеть особо чувствительного зрителя, как бывало во времена выхода лучших молодежных комедий про поездку/вечеринку/что угодно, что могло пойти не так. Экранная проекция Иисуса и вопрос веры в контексте польского кинематографа — тема для отдельного разговора, но для понимания католической критики достаточно того, что наиболее набожный герой из собравшихся — падший заезжий француз, не понимающий ни слова из того, что ему говорят. Достается также рэперам, наркоманам и астрологически заряженным барышням. Был бы Бельцль так же остроумен, сколь смел и эпатажен, цены бы ему не было, но, увы, приходится довольствоваться малым.

Где посмотреть: Netflix

[STAT_ART_2]


«Последний Парадизо» (L'ultimo paradiso)

Пятидесятые годы. Чичо Парадизо (Риккардо Скамарчо) — непослушный сын, невнимательный отец и плохой супруг. Он совратил достаточно девушек из соседских семей, но, кажется, впервые по-настоящему влюбился. Чувство взаимно, роман приходится держать в тайне, Бьянку (Джая Бермани Амараль) третирует Кумпа (Антонио Жерарди), ее властный отец-извращенец. Больше всего Чичо хочет сбежать с возлюбленной, но о связи становится известно, малой кровью не обойдется. 


Эксклюзивный контракт артиста Скамарчо с Netfix дает свои плоды, в «Парадизо» он, помимо прочего, еще и сценарист. Впечатляюще архаичное итальянское кино, «Земля дрожит» с отголосками магического реализма. Некрасивая грязная инцестуально-старческая похоть противопоставляется наивной романтической связи. Не любовная история, а ода труду: нравственному и физическому. Кровь не водица, в таких местах наследуют не только родные края, но и невест. Вдохновенно-простая система образов. Твой дом там, где твоя женщина. Братья-двойники стремятся, следуя своей фамилии, освободиться и обрести собственный Рай. Один — вырваться из провинциального однообразия, другой, сам того не подозревая, — припасть к корням и родной почве. Но что предначертано (на роду), то и сбудется. 

Где посмотреть: Netflix

[STAT_ART_3,5]


«Красная точка» (Red Dot)

Дэвид (Анастасиос Соулис), поддавшись романтическому порыву, делает предложение Наде (Нанна Блонделл) в «самом грязном туалете Швеции». Спустя полтора года пара неустанно ругается. Над отношениями приходится работать. Надя беременна, но говорить об этом не хочет. Дэвид чувствует разлад и предлагает отправиться в поход. Первая проведенная в палатке ночь оборачивается конфузом, свет от лазерного прицела, направленного на туристов, мешает спать. Вскоре раздастся первый выстрел.


Сказ о том, как шведы в дремучий лес без лазерных винтовок не ходят. Режиссер Дарборг увлечен игрой с нарративом, понятной, кажется, только съемочной группе. Недотепы-реднеки, неприятный портье, (не)случайные охотники, встреченные в чаще, расстановка сил меняется каждые 10 минут. Кто здесь расист-убийца? Зачем стрелять в несчастливых возлюбленных на излете брака? Уезжая с одной из заправок, пара оставляет на соседней машине легкую вмятину. Последует месть за имущество? Предположительные причины-мотивы множатся соразмерно обморожению Дэвида и Нади, увязших в снегу. Думать холодно и некогда, Дарборг подводит к шокирующей (!) развязке в (на выбор) худших/лучших традициях скандинавских триллеров, отягощенных глубинным чувством вины и утраты. Любой аттракцион категории «выжить в диких условиях» невозможен без сопереживания, но титульная пара и без излишних флешбеков — люди далеко не самые приятные. Построить кульминацию на событии из прошлого главных героев, до финальной трети даже не намекая на былые грехи, — качественно иной уровень драматургии, достойный исключительных жанровых поделок из каталога Netflix.

Где посмотреть: Netflix

[STAT_ART_0,5]


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова