В 2020 году привычный образ жизни среднестатистического человека настолько изменился, что его решили увековечить: сегодня на Красном Октябре открылся памятник, посвященный времени, прошедшему под эгидой самоизоляции, удаленной работы и онлайн-покупок, а также являющийся благодарностью сотрудникам служб доставки, которые буквально спасали людей в это непростое время.
Инсталляция получила название «Заказательный палец». Автором концепции стала команда сервиса доставки «СберМаркет», а реализовал идею петербургский диджитал-художник Алексей Андреев, создающий работы на тему переплетающегося с современностью недалекого будущего. В своем творчестве Алексей использует технологии виртуальной и дополненной реальности. В сотрудничестве со «СберМаркетом» он собрал из корпусов смартфонов большую руку, держащую телефон.
Открытию памятника предшествовал флэшмоб в социальных сетях: пользователи тиктока и инстаграма выбирали, какой палец лучше подходит для онлайн-шопинга с помощью смартфона — большой или указательный. Суммарно снятые в его рамках видеоролики посмотрели более 2 млрд раз, а 200 тысяч человек проголосовали за большой палец, ставший в итоге «заказательным». Вместе с тем создатель инсталляции провел перформанс, но уже в реальной жизни: на территории «Хлебозавода» Андреев и еще несколько десятков людей выложили силуэт памятника с помощью собственных устройств.
Алексей рассказал, что та часть его мозга, что отвечает за дизайн, начала работать после того, как большинство участников челленджа сделало свой выбор. Художник хотел не только создать образ, но и привнести элемент интерактива, в который можно было бы вовлечь аудиторию. В итоге перфоманс и помог ему определиться с формой.
Представители «СберМаркета» отметили, что необычный памятник показывает, как тесно переплелись реальный и цифровой миры — никогда прежде смартфон не становился инструментом, дающим настолько большому количеству людей доступ к жизненно необходимым вещам: «Мы посчитали, что эти перемены важно увековечить».
Вместе с тем памятник поддерживает декабрьскую акцию сервиса и продолжает ее в офлайн-пространстве — день открытия инсталляции станет «Заказательным», и в этом сезоне «СберМаркет» планирует провести несколько таких дней. В период с февраля по конец марта сервис будет проводить акции и игры, а также предоставлять их участникам бонусы и скидки.