Интервью, Интервью — 5 февраля 2021, 17:09

Интервью с режиссером Владом Каптуром — тем, кто снял Сержу Танкяну клип с Сашей Бортич

Новое видео Сержа Танкяна Elasticity снято российской компанией Versus Pictures. Главную роль исполнила Саша Бортич, а режиссером выступил Влад Каптур. Он рассказал SRSLY о насилии как художественном приеме и о продуктивности творческого отчаяния.

Это первая твоя режиссерская работа такого серьезного масштаба?

И да, и нет. Я до этого снимал клип Tiger Lillies, но возможности куда-то его выложить не было, так как ютьюба еще не существовало. Это видео потерялось, хотя было таким же серьезным.

А при работе над фильмом «Хардкор» и клипами Biting Elbows ты традиционно отвечал за монтаж?

Я однокурсник Ильи Найшуллера по Институту телевидения и радиовещания. У нас в мастерской поощрялось, когда ты подключал к своей работе монтажера, сценариста и так далее — и так исторически сложилось, что мы друг у друга много работаем.

Как ты узнал, что вы снимаете новый клип Танкяна?

Илья с ним общается еще со времен «Хардкора», потому что, как я понимаю, мы хотели использовать их музыку на какой-то стадии. Они подружились и стали показывать свои работы друг другу. Осенью Серж дал послушать Илье новую песню и спросил, нет ли у него идей для клипа. Илья предложил продюсировать с его компанией Versus, снять видео в Москве и рассказал про меня. Сроки были сильно сжатые, но мы смогли быстро написать идею, которая понравилась нам и, главное, — которую понял Серж.

Мы часто сами ищем артистов и взаимодействия с ними, потому что хочется быть частью чего-то классного и интересного. И конечно, Серж и System of a Down всегда нам нравились, всегда хотелось для них что-то сделать. У Сержа есть потрясающая напевность — свойство всех крутых исполнителей. Все его коллеги по жанру исполняют чистый ню-метал, но лишь он таким удивительным образом реализовал свой вокальный диапазон. Эта напевность здорово идет внешне агрессивному жанру — лично для меня это фантастика.

Где снимали основное действие, а где — только Сержа?

В Москве мы искали помещения с идеально круглыми коридорами и, перебрав кучу, выбрали Бауманку. А Сержа сняли дистанционно, на хромакее, в его гараже, потому что в период ковида лететь в Новую Зеландию возможности не было.

Как ты для себя формулируешь идею клипа?

Это история про раздражение, про то, что делает нас злыми. Мы часто чего-то ждем в слепой вере, приносим в жертву свое время, но есть шанс одним махом избавиться от этой злобы, а не ждать, пока кто-то придет, пожалеет нас и что-то сделает. Поэтому при выборе локации мы ориентировались на социальную среду, которая всех нас раздражает — условный МФЦ образца 90-х годов. 

Что для тебя означает жанр музыкальных видео?

Я отношусь к клипам как к сериалу вокруг артиста, в хорошем смысле этого слова. Жизнь артиста — это целый сюжет, который развивается от альбома к альбому, от песни к песне, от клипа к клипу. За этим интересно наблюдать, если в высказываниях артиста есть развитие. Для меня каждое видео, которое снимает артист, — это эссе, личное высказывание, уложенное в краткую форму, потому что все быстро листают ленты, и увлечь большой формой довольно-таки сложно. 

Клип позволяет успеть высказаться, что-то проанализировать, но в то же время не потерять зрителя на длинной дистанции.


Но тем ни менее ваша длинная форма — фильм «Хардкор» — родилась, насколько я понимаю, из клипов Biting Elbows и переняла от них много жанровых характеристик.

Да, но, когда мы начали снимать фильм, пришлось переосмыслить абсолютно все приемы, потому что они перестали работать. То, что хорошо в клипе (динамика, скорость, плотность действия), в фильме очень быстро утомляло. Нужно было как-то иначе дирижировать происходящим — помню тот период, казалось, что мы все начинаем с нуля. А вот когда мы вернулись с теми же технологиями снимать False Alarm The Weeknd, то уже чувствовали себя как рыба в воде. Мы совместили то, что было найдено и в фильме, и в клипах, — получилось лучшее, что можно было вообще сделать.

Обилие насилия и крови помогают донести художественную идею? 

Есть такой писатель Питер Брук — он еще в прошлом веке выделил разные виды театрального искусства: сокровенный театр, театр жестокости и обычный театр. В театре жестокости насилие нужно для того, чтобы пережить этот опыт, чтобы себя с ним сопоставить. Дальше у всех происходит по-разному: кто-то, увидев насилие на экране, ужаснется и постарается защитить от него окружающих. Но я надеюсь, что большинство людей, получив этот опыт соприкосновения, будут с ним правильно взаимодействовать. И, конечно, есть процент тех, кого такое, увы, возбуждает. Как у алкоголиков: одни получают удовольствие от показа спиртных напитков, а другие относятся к этому равнодушно.

Прокурор Неаполя жаловался, что после показа каждой новой серии «Гоморры» возрастает активность уличных банд. 

На мой взгляд, это проблема баланса: если мы спекулируем насилием, не давая никакой альтернативы, то, конечно, это ужасно. Все-таки баланс необходим; мы должны существовать в картине мира, где есть выбор.

Есть проблема: насилие всегда выразительно, и там, где нужно обойтись без него, потребуется час объяснения взаимоотношений людей. Насилие же — это секунда, за которую удается выразить квинтэссенцию отношения человека к человеку. К сожалению, мы — заложники выразительности насилия.

А вы заранее просчитываете цензурные ограничения, которые повлекут те или иные ходы?  

Юристы отсматривают материал уже на стадии аниматиков. Мы всегда подкладываем раскадровку под будущую музыку и решаем, что сейчас можно, что было можно, а сейчас нельзя. Мы следим за этой борьбой.

Как вам работалось с Александрой Бортич?

Прекрасно. Саша очень отзывчивая, ей все интересно, она доверяет команде и очень круто подключается к процессу, стремится что-то добавить. С ней очень круто, комфортно и правильно, а это немаловажно.


Как Танкян отреагировал на отснятый материал?

Мы сразу получили от Сержа хороший отзыв, и всего лишь один вопрос и одну просьбу по монтажу. Был один эпизод, который слегка сбивал градус точности истории и направлял зрителя не совсем туда, куда мы хотели его привезти. 

Возможно, это означает, что ваше творение немножко сложнее и тоньше, чем большинство других, которые бьют в лоб.

Скорее всего, да. Когда сразу все получается, чувствуешь разочарование, что не состоялось какое-то приключение. Всегда классно что-то преодолевать. И тот вечер, когда ты понял, что ничего не получилось, — самый интересный: после него рождаются самые главные открытия.

Как говорят некоторые коучи в инстаграме: «Чтобы начать двигаться вверх, нужно сначала коснуться дна».

Оттолкнуться от него. И нам везет: мы, если честно, всегда с этим дном сталкиваемся, и это болезненно. Но через месяц ты понимаешь, насколько благодарен этому дну.


Для части российских режиссеров успех означает работу с Гудковым или Киркоровым. А для тебя они представляют интерес?

Представляют. Мы несколько раз работали с Гудковым, и это всегда было очень круто. Уверен, что будет еще круче, как только он почувствует свободу от стилистики Первого канала.

Короче, когда он начнет играть панк-рок.

Да, когда его вещи будут смелее. Мы с Гудковым и Дашей Чарушей делали «Пьяную любовь» Билана — одну из из моих, как ни странно, любимых работ: она про людей, чем-то напоминает «Горько!» И это достижение Саши. Когда я пришел в его команду, то ничего про ребят не знал и ожидал увидеть КВН — такой поверхностный разбор, два притопа, три прихлопа… Оказалось, это не так: за всем стоит сложная проработка, и ребята все делают по вдохновению и потому, что им интересно. 

Потом с ними делали «Ибицу» с Басковым и Киркоровым — очень, на мой взгляд, странную работу. Она внешне может быть привлекательной для зрителя, но я, если честно, не совсем ее понял.  

Но несмотря на неоднозначное восприятие «Ибицы» аудиторией, для Киркорова и Баскова это все-таки был прорыв. Они наконец-то перестали корчить из себя примадонн и стали драться, обмазанные говном, что тоже своеобразный театр жестокости.

Думаю, многие поняли: больше в шоу-бизнесе никто ничем не рискует. Сегодня ты можешь драться с Басковым у туалета, а завтра — продолжить в перьях выходить в ДК: ни те, ни те не отвернутся. Артист может быть кем он хочет. Все дозволено. 


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More