Легендарный и, вероятно, самый влиятельный в мире музыкальный журнал Rolling Stone официально объявил о том, что авторы могут размещать материалы на его веб-сайте за деньги (об этом 23 января писал The Guardian). Причем речь идет не о гонораре: напротив, автор должен платить за возможность напечатать свою заметку под шапкой, под которой выходили тексты Хантера С. Томпсона, Лестера Бэнгса и юного Кэмерона Кроу.
Журналистам, выросшим на классических рецензиях и интервью Rolling Stone, сложно поверить, что издание дает возможность публиковать на своих страницах «джинсу», то есть ангажированные материалы, и таким образом, кажется, стирает, словно ластиком, всю свою славную 53-летнюю историю. И это все же не совсем так.
Под историческим брендом запущено нечто под названием Culture Council, то есть, буквально, «Совет по культуре». Этот проект, как сообщил журнал, «объединит мировых лидеров индустрии развлечений и культуры из различных отраслей в сообщество, созданное для обмена опытом в сфере бизнеса и культуры». Сообщество, членство в котором доступно только по приглашениям, будет включать законодателей вкусов в мире развлечений, моды и гостиничного бизнеса, а также в других отраслях. Участники получат возможность размещать публикации на культурные, социальные и развлекательные темы. В сообщении журнала перечислены основные темы публикаций: искусство, каннабис, развлечения, мода, кино, еда и напитки, игры, гостеприимство, СМИ, музыка и спорт.
Rolling Stone подчеркивает, что соберет в своем «Совете по культуре» «самые яркие и вдохновляющие умы в отраслях, которые традиционно играли важную роль в социальных движениях, формирующих культуру и общество». Однако для того, чтобы войти в совет, мало обладать «вдохновляющим умом». Нужно еще и иметь 2000 долларов, чтобы твои идеи были донесены до читателя.
Rolling Stone не просто пытается составить из лидеров общественного мнения новую социальную сеть под громким брендом. В письме, разосланном журналом потенциальным авторам, сообщается, что для попадания в число законодателей вкусов нужно выплачивать 1500 долларов ежегодно плюс еще 500 долларов в качестве аванса. Данное письмо журнал не публикует, его содержание стало известно из статей в других СМИ. Из публикации, например, в The Guardian становится ясно, что этот взнос позволяет члену «Совета по культуре» «позиционировать себя как лидера общественного мнения и делиться своей экспертизой». Выглядит так, словно легендарное СМИ предлагает купить статус «вдохновляющего ума», что напоминает, к примеру, покупку дворянского титула.
Однако, согласно заявлению представителей владельцев журнала из компании Penske Media Corporation, Rolling Stone не позволяет использовать платный контент в качестве редакционной статьи в любом контексте, и все подобные материалы будут иметь четкую маркировку «Совета по культуре». Более того, журнал не гарантирует публикацию даже купившим членство: каждый текст будет тщательно проверяться. В рамках нового проекта уже опубликованы материалы, описывающие торговлю каннабисом и букмекерский бизнес, написанные, естественно, пиарщиками заинтересованных компаний и маркированные как платные публикации. Судя по всему, автор, оформивший официальное членство, вряд ли сможет опубликовать заметку в поддержку Дональда Трампа или Харви Вайнштейна.
Стоит напомнить, что в 2017 году основатель журнала Ян Веннер продал контрольный пакет акций медиахолдинга Wenner Media за $100 млн. Годом раньше 49% акций приобрел сингапурский стартап BandLab, однако Веннер продолжал контролировать редакционную политику издания. Новым владельцем контрольного пакета стала компания Penske Media, которая в 2019 году купила долю BandLab. В 2018 году бумажная версия американского журнала стала выходить вдвое реже — раз в месяц. Российский Rolling Stone издавался с 2004 по 2017 годы.
Попытки Penske Media упрочить положение Rolling Stone на рынке стоят в ряду усилий старой музыкальной прессы, предпринимаемых, чтобы удержаться на плаву. Усилий по большей части напрасных. Летом 2020-го закрылся журнал Q, The Fader за весь год не выпустил ни одного номера. С 2012 года не выходит на бумаге журнал Spin, c 2014-го — Vibe, с 2018-го — NME. В 2020 году объединили свои мощности два оставшихся в строю гиганта — Rolling Stone и Billboard. Было объявлено о создании совместного предприятия PMRC, которое теперь управляет двумя музыкальными медиа, а также Hollywood Reporter, Variety и другими. Создание «Совета по культуре» как профессионального сообщества с платным членством — один из способов монетизации контента и поддержки авторитетного бренда. Такой способ уже использует, например, Forbes. Меломанам и прочим давним поклонникам Rolling Stone остается надеяться, что эта схема позволит оплачивать труд журналистов, которые пишут «настоящие» тексты — о музыке, жизни и людях.