Обзоры, Кино — 2 февраля 2021, 13:48

Кино недели: «Дьявол в деталях», «Бывшая с того света»

Британская комедия положений о тяготах любовного треугольника, когда один из его участников — призрак. Детектив с Рами Малеком, Дензелом Вашингтоном и Джаредом Лето, не стоящий своих громких имен на постере. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает о новинках отечественного проката, вышедших на прошлой неделе.

«Дьявол в деталях» (The Little Things)

Джо «Дики» Дикона (Дензел Вашингтон), заместителя шерифа в скромном окружном полицейском участке, командируют в Лос-Анджелес по формальному поводу. Несколько лет назад матерый полицейский бесславно сдался, город ангелов его пережевал и выплюнул — потерял самого себя в расследовании массового убийства молодых девушек: пережил инфаркт, после чего мигрировал в мирные широты доживать свой век на службе. Оставив за собой ветхий дом в глуши и бродячую собаку на подкормке, мужчина уезжает всего на пару дней, но приходится подзадержаться. В Лос-Анджелесе вновь серийные убийства, почерк тот же. Бывшие друзья при виде Дики нервничают, припоминая нечто недоброе, тот в ответ радушно улыбается. Локальный любимец публики — сержант Бэкстер (Рами Малек), заведующий этим делом, по неопытности смотрит на место преступления слишком общо. Джо не приучен тактично стоять в сторонке: он набивается к следователю в негласные напарники и намерен маньяка найти, дело принципа. 



Джон Ли Хэнкок написал «Дьявола» еще в 90-х, тогда текст сватали большим голливудским режиссерам, от Иствуда до ДеВито, и в пику многочисленным бадди-муви (от анекдотов до инфернальных од злачным районам) якобы было за что. Сложись звезды иначе, фильм вышел бы тогда и необратимо затерялся среди прочих, несмотря на свою внешнюю инаковость. Сейчас Хэнкок в интервью с удовольствием травит байки по поводу отказавшегося от проекта Спилберга, мол, материал мрачный, человеку было неуютно. Но единственное нехитрое отличие его текста от теоретического сочинения на тему написанного в наши дни нейросетью — внешняя деконструкция. «Дьявол» — экранизация среднестатистического «висяка». Расследование без дедуктивных откровений и детективного жанра как такового. Дело откровенно не складывается, доказательств мало: неприятный лаборант, отвечающий за генетическую экспертизу, то и дело с презрительной ухмылкой вещает о несовпадении биологического материала. Следователи на грани нервного срыва. Сбитый летчик с зачаточной стадией шизофрении и фанатичный коп, сделавший себе имя на бойких пресс-конференциях. 

И девочки кровавые в глазах, стоит персонажу Вашингтона остаться наедине с собой в гостиничном номере. Заслуженный американский артист каждую реплику смакует, словно рассчитывает на очередного «Оскара». Рами Малек не отстает и делает то, что получается у него лучше всего, — играет челюстными мышцами, отчего своей мимикой благоразумный полицейский-семьянин в большей степени напоминает наркомана в стадии сильной ломки. Джаред Лето на правах эпизодической примы также теряется, какими психическими расстройствами ни обладал бы его персонаж — он полый, декоративный, как «обжитая» обстановка в его прибранной тесной квартирке. От безысходности артист цепляется за походку своего заросшего и неопрятного Альберта Спармы, с усилием выпячивая живот и нелепо перекатываясь по улицам LA. 50 процентов хронометража — смонтированная в цементную крошку слежка за кем-либо с немотивированными склейками. Хэнкок умудряется чудить даже на полуслове, когда Дикон и Бэкстер лениво перебрасываются бытовыми поучениями, сидя в автомобиле. 


В идеальном мире «Дьявол» — стильный оммаж триллерам 90-х, бескомпромиссное и злое кино об изнанке полицейской совести, кресте морального выбора, решения, которое принимает любой мученик, удостоившийся позолоченного жетона. Но Хэнкок идет напролом, он бьет наотмашь, не делая «как», отмахиваясь от того, что со времен написания первого драфта прошло уже больше 20 лет. Его «Дьявол» — трафарет, плохой фильм времен видеосалонов, который досматривают на перемотке поутру, потому что накануне вечером задремали на том моменте, когда персонаж Вашингтона в очередной раз заговорил с трупом. Просто сделано в наши дни. «Какие советы?» — спросит Бэкстер. «Важна каждая деталь!» — вкрадчиво подметит Дикон. Оглянитесь, вы в пустыне, здесь ничего нет, сплошная пустота. 

[STAT_ART_0.5]


«Бывшая с того света» (Blithe Spirit)

Чарльз Кондомайн (Дэн Стивенс) — популярный романист в затяжном творческом кризисе. С момента гибели бывшей супруги Эльвиры (Лесли Манн) ему так и не удалось написать ни одной новой истории. Ныне Чарльз мучительно адаптирует свой бестселлер для большого экрана. Для фактчекинга Кондомайн организует домашний сеанс оккультного ритуала, пригласив мадам Аркати (Джуди Денч) связаться с духами. Пойманная на манипуляциях с тросами (неудачная левитация) пожилая дама пусть и заслужила в прессе звание шарлатанки, но, к собственному удивлению, приоткрывает призраку дверь с того света. На следующее утро Эльвира по собственному хотению возникает перед Чарльзом, сокрушаясь, что тот не сохранил траур и вновь женился. 


Временами трогательный и обаятельный фарс. Где еще можно увидеть, как Джуди Денч огорчается аннулированному членскому билету экстрасенсорной гильдии? «Бывшая с того света» — вариация известной пьесы Ноэля Кауарда. Материал, лучше всего подходящий для антрепризного спектакля: преимущественно замкнутое пространство загородного особняка, буржуазная ленность, высокопарные истерики, эксцентрика. 


Blithe Spirit не так часто переносили на большие экраны: две телевизионные версии (одна с Дирком Богардом, другая за постановкой самого драматурга) и самая известная — выполненная твердой рукой Дэвида Лина времен «Больших надежд» и «Короткой встречи». У ремесленного режиссера Холла получается не всегда точно, но в нужной степени вычурно и пестро. Дэн Стивенс во всем великолепии своего комедийного таланта разыгрывает очаровательную сволочь, гордую и жалкую одновременно. Бесталанному повесе лишь бы кутить по ресторанам, отсыпаясь до обедни, да некогда — ни дня без строчки не получается, хоть ты разбей голову о печатную машинку. Как прикажете грезить произносящими твои строки Гретой Гарбо и Кларком Гейблом, когда такая ерунда день за днем? Две слепо влюбленные барышни (одна живая, вторая мертвая), закатывая глаза и картинно обижаясь, стараются завладеть вниманием (экс-)супруга. Кауард, ернически ухмыляясь, каждой сценой словно подмечает: «Уж лучше быть холостым». Все высокие чувства и большие свершения остались в романтическом прошлом — подытоживают в ответ адаптирующие пьесу сценаристы-современники. 

[STAT_ART_2,5]


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More