Интервью, Образ жизни — 14 мая 2021, 18:35

Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах

Текст:
Ольга Родина
Решили узнать, где в Москве можно не только покататься на мотоцикле в свое удовольствие и получить дозу адреналина, но и научиться правильно ездить, а также победить страх. 

Мотошколы

В Москве есть не только открытые мотошколы, но и крытые, которые обучают езде на мотоцикле круглый год. Они предлагают самые разные программы — от азов езды и получения прав категории «А» до контраварийного вождения и мотоджимханы (испытание на самое быстрое маневрирование. — Прим. SRSLY). На занятиях бесплатно выдается экипировка и предоставляется мотоцикл на выбор. Цены на курсы от 5000 рублей, а чтобы понять, хотите ли вы вообще водить мотоцикл, можно записаться онлайн на пробное занятие.



Для того, чтобы разобраться, как устроены мотошколы, мы пообщались с директором сети школ Motostudy Виктором Потапенко и подробно расспросили его обо всем. 

Виктор, как давно вы сами увлекаетесь мотоциклами и почему решили открыть школу? 

Мотоциклами я увлекаюсь с первого курса института. Вообще, у меня вся семья их любит: папа и оба дедушки ездили на двухколесных. До 90-х годов машина была далеко не у всех, потому многие водили байки. А уже в конце 90-х автомобилей в России стало много, люди стали пересаживаться на четырехколесный транспорт. Это связано еще и с особенностями климата. Зимой на мотоцикле особо не покатаешься. В нашей стране это сезонный транспорт. Поэтому у меня есть и байк, и автомобиль. 

Моим первым мотоциклом был импортный Suzuki GSX-R, 400 кубов. А со школой все само собой получилось. Просто какое-то время я учил ездить друзей. Этим хобби занимался два года. Обучение проходило на открытых парковках, например, возле МГУ. По сути, все делалось на птичьих правах, в любой момент с парковок могли выгнать. А потом я понял, что любимое дело можно превратить в работу, и в 2014 году закончил курсы инструкторов и запустил сайт с разными курсами обучения. Правда, в октябре сезон закончился, и встал вопрос: что делать дальше? Люди звонили и говорили о том, что хотят учиться. Тогда я нашел пространство с крышей и арендовал крытый паркинг в Измайлово. Та площадка просуществовала три года, нам было тесно и потом эта школа переехала на Южнопортовую. 

Сейчас у нас две школы. Первая — это крытый отапливаемый ангар (бывший цех завода) с ровным асфальтом площадью 1700 кв. м. Находится в Кунцево и работает с 2016 года. Там сделан ремонт и есть все удобства: зона отдыха, где можно попить чай или кофе, туалет, раздевалки. Вторая школа находится на Южнопортовой улице, в районе станции метро «Кожуховская», ее площадь почти 2900 кв. м! Она открылась в 2018 году. На этой площадке тоже положен асфальт, построен офис, сделаны удобные помещения для отдыха после занятий и подготовки к ним. 

Виктор Потапенко с учеником


Вы открыли вторую школу, потому что был спрос? 

Да. Причем это началось еще с площадки в Измайлово. Все больше людей стали приводить к нам своих знакомых. Появилась масса положительных отзывов, заработало сарафанное радио. В результате мы нашли новую площадку, увеличили количество рабочего времени, обучили новых инструкторов и расширили парк мотоциклов.

Сколько человек в год выпускается? 

По прошлому году считать не будем, так как пандемия внесла определенные коррективы. Но раньше было около 4000 человек, а еще раньше — чуть меньше 3000 учеников.

Кто к вам может прийти обучаться? 

Любой человек, который хочет с нуля научиться ездить на мотоцикле.

В год к нам приходит примерно 10% людей, которые вообще никогда ничем одноколейным не управляли и в детстве даже не велосипеде не ездили.


Просто занятия с такими учениками занимают больше времени, но у нас есть специальные технологии обучения для таких случаев. В основном же наших учеников интересует не просто получение прав категории «А» и «А1», а именно езда. 



Расскажите про ваши программы. С чего нужно начинать? 

Всего мы предлагаем 18 программ на выбор. Но есть два основных курса. Первый — подготовка к экзаменам на категорию «А» (18 часов занятий на мотоцикле), включающая теорию и практику. Начинать надо именно с этой программы. А второй и очень нужный — курс контраварийного вождения (шесть часов), который больше готовит людей к тому, чтобы уметь управлять мотоциклом в городе. 

Мы учим, как правильно пользоваться сцеплением и тормозом, поворачивать, держать равновесие на минимальной скорости. На мотоцикле, который весит 150–250 килограммов, на маленькой скорости очень сложно контролировать равновесие и можно легко упасть. А мы рассказываем и показываем, как этого избежать. Вряд ли человек сам сможет обучиться таким тонкостям, например, у себя на даче. Нужны специальные площадки, методика и инструкторы, которые со стороны увидят и подскажут ошибки. 

После сдачи экзамена на категорию «А» человек может дальше повышать свои навыки для того, чтобы, находясь уже в городском движении, знать, как на мотоцикле повернуть и развернуться в определенных условиях, поднять руку, поправить шлем, проехать неровность и так далее. Все это мы проходим на контраварийном курсе.

Дальше идут более сложные программы. Например, продвинутая, в ходе которой человек развивает уже имеющиеся навыки, избавляется от скованности и неуверенности в вождении и учится свободно обращаться с мотоциклом. Многие процессы управления после этого курса происходят уже машинально, о них не приходится отдельно задумываться.

Есть у нас и мотоджимхана — скоростное маневрирование вокруг конусов на ограниченном пространстве, модное явление последних десяти лет, превратившееся практически в полноценный спорт. Мотоджимхана учит реакции и работе с телом на мотоцикле. Вы сможете быстрее реагировать на изменения дорожного трафика вокруг вас, что крайне полезно в большом городе. Преподаем также и стант — трюковую езду на мотоцикле. Тут учеников совсем немного, это больше для баловства, потому что вряд ли кто-то собирается постоянно ездить на одном колесе по дорогам общего пользования.

Полезная программа, на мой взгляд, — это выезд в город, когда мы учим безопасной езде на мотоцикле в городской среде, с учетом его особенностей. 



Сколько времени занимает теория? В автошколах начинают именно с нее, затем подключают практику. А у вас как?

Так же, но у большинства учеников уже есть категория «Б», что позволяет нам сократить теоретическую программу. Изучать теорию мы отравляем в автошколу. А у нас уже непосредственно проходят практику. По закону должно быть 16 часов вождения, но мы даем сразу 18 для лучшего закрепления материала. Одно занятие в нашей школе длится два часа по 60 минут. 

Как вы учите преодолевать страх перед дорогой? 

Конечно, когда новичок выезжает в город, то всегда испытывает стресс и страх. Чтобы уверенно чувствовать себя на дорогах, надо сначала пройти курс на категорию «А», закончить программу контраварийного вождения, а затем освоить курс городского вождения — когда ученик вместе с преподавателем ездит по городу и объясняет, как себя в вести в той или иной ситуации. Данного комплекса более чем достаточно для того, чтобы начать уверенно ездить и со временем перестать бояться. Страх в данном случае — нормальная реакция, но постепенно он проходит, особенно если человек умеет обращаться с мотоциклом. 

Сколько у вас инструкторов? 

У нас 11 инструкторов. Среди них есть и девушки, потому что они не меньше парней интересуются мотоисторией. Стаж у всех разный: есть более опытные ребята, которые преподают много лет, а есть те, кто работает меньше года. У нас не как в автошколе, где есть только один преподаватель: от занятия к занятию инструкторы меняются, и ученики не знают, кто будет обучать их в следующий раз. Это позволяет встретить того педагога, которого вам легче воспринимать. При этом все ребята работают по одной и той же методике. Программа у нас собственная — так получилось, что в мире нет единого стандарта в этой области.

Мотопарк Motostudy


Вы учите на своих мотоциклах, верно? 

Да, и это очень важно. Наши мотоциклы специально подготовлены для обучения, у них есть определенные модификация: например, дуги, которые защищают человека при падении, чтобы ноги не отдавило и вес байка не нанес повреждений, можно ограничить газ, они легко поворачивают. Новичкам мы не разрешаем учиться на их собственных мотоциклах, почти всегда они не соответствуют учебным требованиям. 

Учебные мотоциклы должны быть не очень мощные, поскольку серьезная техника может причинить серьезный вред здоровью человека, еще не умеющего ездить. Если новичок неаккуратно дернет ручку газа на мотоцикле мощностью 100 лошадиных сил, он может не только сам лишиться жизни, но и сбить кого-то. Для сравнения приведу пример: есть несколько сотен человек, которые каждый год переплывают Ла-Манш, а это 32 километра. И если туда отправить неподготовленного товарища, то он просто погибнет. Для преодоления такого расстояния нужно долго и упорно тренироваться. Так же и с мотоциклами: мы никогда не будем учить на тяжелом байке в 115 лошадиных сил. Сначала надо овладеть навыками вождения, только затем пересаживаться на более серьезную технику. 

Какой мотоцикл вы бы посоветовали новичку? 

Чтобы передвигаться в черте города, большинству новичков достаточно мощности от 50 до 100 лошадиных сил. Подходят Honda NC750, Kawasaki ER-6, Yamaha MT-07, BMW F750. Для более состоятельных могу порекомендовать BMW F900R или F900XR.

Теперь про экипировку. Вы ее тоже предоставляете?  

Мы выдаем шлем, подшлемник, наколенники и налокотники. Если кто-то из учеников захочет принести свою собственную экипировку, например, использовать такой «черепаховый» комплект защиты для тела с пластиковыми щитками на плечах и локтях, то это не возбраняется. Но в нашу школу можно приходить и без экипировки, мы все выдаем. А вот уже после, для передвижения по дорогам, нужно будет приобрести себе защиту. Тут мой совет: не надо покупать все самое дорогое. Достаточно специальных штанов (мотоджинсы) со вшитыми наколенниками, синтетической куртки из специальной ткани (она не стирается об асфальт) с налокотниками и, конечно, хорошего шлема. 



И последний вопрос: как вы сами учились ездить? 

Сам. Но немного поездив, в 1999 году обратился к мотоспортсменам и взял у них три урока. Я получил ответы на интересующие вопросы и продолжил обучение самостоятельно. Однако это очень долгий путь. Говорить о том, что все люди могут научиться ездить на мотоцикле без инструктора, я не могу, Это как далеко не все могут самостоятельно добиться успеха в спорте или музыке.


Мотоклубы 

Другой способ научиться ездить на мотоцикле — примкнуть к мотоклубу, которых в России насчитывается более ста (самый известный — «Ночные волки»). Клуб и школа — не одно и то же. Если в первом случае это просто обучающая площадка, то во втором — содружество и даже братство со своим уставом правил и традициями. При этом клубы часто сотрудничают со школами, где могут обучаться их члены. Мы пообщались с президентом Зеленоградского мотоклуба Z-Brothers Олегом Брейтером и узнали, как вступить в клуб и для чего нужны мотосообщества.


 
Олег, расскажите, как давно создан клуб Z-Brothers?
 
Клуб был основан примерно одиннадцать лет назад людьми, которые в 90-х и 2000-х вместе путешествовали  и приятно проводили время, а потом решили стать мотобратьями! Отсюда и название, а под буквой Z подразумевается Зеленоград. Все очень просто.

Есть ли разница в терминах «байкер» и «мотоциклист»?

«Мотолюбители», «мотоциклисты», «байкеры», «мотопутешественники» — все это названия одного и того же. Человек, который ездит на мотоцикле, может именовать себя как хочет, но лично нам в клубе не очень нравится американское слово «байкер». Мы предпочитаем использовать термин «мотоциклист».

Сколько человек состоит в вашем клубе? И как можно стать его членом?

Около двадцати. Мы открыты для всех желающих. Для того, чтобы присоединиться к Z-Brothers, нужно иметь желание, понять для себя, чем ты можешь быть полезен клубу и для чего тебе самому все это нужно. А так мы большая семья, состоящая из очень разношерстных людей — с разной профессией, доходом, взглядами на мир. Тем не менее существует отбор и испытательный срок. То есть просто прийти в клуб, сказать, что хочешь вступить в его ряды и сразу остаться, нельзя. Нужно уметь мыслить коллективно. Есть люди, которым проще быть ярко выраженными индивидуалистами, путешествовать на мотоцикле в одиночку и гордо именовать себя фрирайдерами, что в нашем понимании означает «свободный путешественник». Важно разобраться, что тебе ближе — быть одиноким волком или же состоять в клубе.

Олег Брейтер


В вашем клубе есть девушки?

Да, одна, и это скорее исключение. Ее зовут Инга «Белочка», она ездит на мотоцикле Triumph Rocket 3. Инга прошла с нами огонь, воду и медные трубы. Она — наш талисман, приносит удачу.

Можно ли прийти к вам, не имея навыков управления мотоциклом?

Да. У нас есть своя мотошкола, которой руководит Борис Скачков. Также есть кроссовая школа, которую возглавляет Михаил Бабук, многократный призер и победитель соревнований по мотокроссу. А дальше все зависит от желания. Еще для нас важно, чтобы человек был креативным и позитивно мыслил. Наверно, это одно из главных условий, так как мы позиционируем себя как позитивный мотоклуб. Все наши события веселые, шумные, добрые. Наше традиционное мероприятие называется «Съезд КПСС», где аббревиатура КПСС расшифровывается как «Креативно-Позитивное Странствующее Содружество». Событие тематическое. Как правило, гости приходят в карнавальных тематических костюмах, участвуют в работе съезда и весело проводят время. Обладатель лучшего костюма получает приз — двухколесное транспортное средство от клуба Z-Brothers. Последний съезд должен был быть на тему Восточного базара, но, к сожалению, из-за пандемии его пришлось перенести.

Также одной из самых важных задач нашего клуба является шефство над Первомайским домом-интернатом недалеко от города Кострома. Мы регулярно туда ездим и всячески помогаем. 

А где проходят съезды КПСС?
 
В 2013 году был нами создан клубный дом, который мы называем IZBa. Это достаточно большая площадка со сценой, баром, посадочными местами и, конечно, клубной зоной, вход в которую разрешен только членам клуба. Максимальное количество участников одного из съездов составило 350 человек.



Когда говорят о байкерах и мотоклубах, то сразу вспоминают Хирурга. Вы с ним знакомы?
 
«Ночные волки» — один из старейших клубов в России. А Хирург, он же Александр Залдостанов, — его президент. Мы дружим с ними, много раз участвовали в их мероприятиях, бывали в их клубе Sexton. Но все-таки у нас свой путь и идем мы по нему самостоятельно. А вообще, мотоклубов в России очень много — больше ста точно. Мы проехали на мотоциклах от Владивостока до Севастополя, через Кызыл, Ямбург, то есть, по сути, поставили на России своеобразный «крест». В ходе долгого путешествия знакомились с ребятами из разных мотоклубов России.
 
Как считаете, почему мотоциклы пользуются такой большой популярностью в России?
 
Сейчас мотоциклы — тренд. Думаю, многие смотрели сериал «Сыны анархии», где байкеры показаны во всей красе. Мотоцикл — красивое и брутальное средство передвижения. Плюс во время езды происходит выброс адреналина в кровь. По этим причинам люди хотят научиться им управлять. Член нашего клуба Борис Скачков, как я уже говорил, обучает по 500 учеников в год, но только 10% из них становятся мотоциклистами, продолжают ездить и совершенствоваться. Остальные же приходят ради интереса — попробовали, поняли, что не их тема, ушли. Понимаете, проехаться на мотоцикле может каждый пятый, а вот остаться в мотомире — не каждый.
 
И ездить по городу без нарушений…
 
Есть стереотип, но он неправильный, что мотоциклисты — отъявленные нарушители ПДД.


Я вот, например, стараюсь не нарушать. Есть определенные принципы. Во-первых, никто ничего мотоциклистам не должен, они такие же участники дорожного движения, как и все остальные, и не пользуются никаким преимуществом. Второй принцип: кто понял жизнь, тот не торопится, даже если двигается на мотоцикле. Да, когда позволяет дорожное покрытие, твое состояние и мотоцикл, очень здорово лететь по трассе со скоростью 200–260 км/ч. Но если находишься в городе, то твои маневры могут навредить и тебе, и другим участникам дорожного движения, поэтому лучше так не разгоняться, а ехать спокойно. Кроме того, динамика мотоцикла позволяет совершать маневры значительно быстрее. Но и голова у пилота мотоцикла должна в разы быстрее работать, чем у водителя авто.
 
Вы сами с какого возраста ездите? Какие мотоциклы у вас были?  
 
Мотоциклом я начал управлять с двенадцати лет и с тех самых пор практически не заканчивал, за исключением маленького перерыва, когда служил в армии. Первый мотоцикл венгерского производства мне подарил папа. Затем были BMW 1150 RT, 1200 RT, 1600 LT, а потом случилась долгая любовь (лет на десять) с Honda Gold Wing GL1800. Позже появился KTM 990, на котором как раз удалось исколесить всю Россию. Выяснилось, что самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт.
 

 
Многие боятся садиться на мотоцикл из-за возможных будущих травм. У вас они были?
 
Есть мнение, что мотоциклистом можно стать после того, как три раза упадешь. Я прошел все разы в полной мере. Обошлось без переломов, правда, ухо оторвало… После этого я понял, что не надо ехать быстрее, чем летит твой ангел-хранитель, и стал более внимательным. К сожалению, никто не учится на чужих ошибках, только на своих. Поэтому травмы неизбежны. Мой сын уже умудрился ногу сломать, выступая на соревнованиях.

В основном падения случаются из-за того, что человек переоценивает свой личный опыт управления мотоциклом.


Поэтому нужно всегда совершенствовать мастерство. Я вот не стесняюсь сказать, что учусь до сих пор.


Советы от чемпиона России по мотофристайлу Алексея Колесникова 

Алексей Колесников первый раз сел на мотоцикл в девять лет, а уже в тринадцать стал выступать на профессиональном уровне. Он единственный российский участник самого масштабного турнира по FMX (мотофристайл) Red Bull X-fighters, чемпион России по мотофристайлу, участник крупных и международных FMX-шоу. Алексей знает о мотоциклах и их управлении абсолютно все. Специально для SRSLY он рассказал об ошибках мотоциклистов, которые часто приводят к авариям, и дал советы новичкам. 

Алексей Колесников


Неумение управлять техникой 

К счастью, в последние годы появились мотошколы, где инструкторы и титулованные ребята обучают и тренируют людей. А раньше все было иначе. В те же 90-е, когда я еще был ребенком, люди, у которых имелись деньги, но не было опыта, просто брали и покупали мощную и высокоскоростную технику категории супербайк, созданную для профессионалов — не любителей. Такие мотоциклы за долю секунды разгоняются до немыслимой скорости, а ими нужно еще уметь управлять и останавливать их. Если у человека мало опыта, то он едва ли сумеет это сделать. Результат — авария. И таких случаев был миллион! Они и сейчас есть, но уже меньше, потому что появились определенные ужесточения и люди просто вынуждены идти учиться и сдавать экзамены, а не получать права «левым боком». 

Невнимательность

Я уже 23 года профессионально занимаюсь на мотоцикле и много что видел. Были очень опасные ситуации, и падения случались, так что сейчас опасность я чувствую более тонко. Каждый раз, когда выезжаю в город (сейчас у меня 200-литровый байк BMW), вижу, сколько опасных моментов происходит на дороге, когда тебя могут просто не увидеть. К примеру, автомобилист посмотрел налево — никого нет, затем направо — тоже нет, включил передачу, тронулся. На самом же деле в тот момент, пока он переключал передачу, с правой стороны к нему уже подъехал человек на литровом мотоцикле со скоростью 250 км/ч от предыдущего перекрестка. Разумеется, водитель авто его не заметил, и вот тут случиться может всякое… Поэтому мотоциклисту нужно быть еще внимательнее и в плотном городском потоке не разгоняться до диких скоростей



Отсутствие правильной экипировки 

Отсутствие должной защиты может привести к печальным последствиям. Экипировка — это не только шлем, без которого вообще нельзя выезжать, но и специальная защитная одежда, налокотники, наколенники и так далее. 

Легкомысленное отношение 

Почему-то многие относятся к мотоциклу как к развлечению и думают, что на нем проскочат везде. Но это такое же или даже более опасное средство передвижения. В управлении нужен хладнокровный подход, а не на авось — сейчас пролечу. Это все заканчивается авариями. Лично я на пять–шесть шагов вперед просчитываю, кто и откуда потенциально может поехать. 

Отсутствие культуры двух колес 

Я много времени провожу в Европе, в той же Италии, где двухколесная культура очень развита. Там на мотоциклах и мотороллерах ездят все, даже бабушки с дедушками. При этом нет никакого беспредела. Все в шлемах, адекватно ведут себя на дорогах. Но в Италии сам климат благоволит развитию мотокультуры. 

В России картина иная. С октября почти по апрель наступает мертвое время для мотоциклистов. Разумеется, они отсутствуют на дорогах. А поздней весной и летом вдруг появляются как грибы. И, конечно, многие автомобилисты к этому не готовы. Но радует, что мотодвижение в последнее время стало развиваться. Появляются мотошколы, проводятся открытия и закрытия мотосезонов. В принципе, ситуация улучшается. 



Об интересе к мотомиру в России 

Во-первых, мотоцикл — всегда выброс адреналина и эндорфинов. Людям нравятся те эмоции, которые они испытывают, управляя байком. Вторая причина: мотоцикл — это модно, красиво и круто. Здесь я не буду оригинальным. Третье: субкультура двух колес, объединяющая людей по интересам. Они общаются в одной компании, вместе выезжают куда-то. У меня в целом времени не хватает, но я знаю, что ребята (от врачей до бизнесменов), которые, как и я, ездят на моделях BMW, общаются между собой и встречаются. И это круто! По всем упомянутым причинам число мотоциклистов растет год от года.


Фото: Getty Images
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»