Интервью, Интервью — 27 января 2021, 19:55

Об экзистенциальных кризисах, рисках в кино и свободе в сериалах. Интервью с режиссером Петром Тодоровским

25 января на экраны вышел сериал «Полет» о людях, по странной причуде судьбы избежавших гибели в авиакатастрофе. Главные роли в нем исполнили Оксана Акиньшина, Никита и Михаил Ефремовы, Евгения Добровольская, Юлия Хлынина и Павел Табаков. Режиссер Петр Тодоровский-младший рассказал, как родился главный многосерийный триллер сезона.

Как родилась идея сериала «Полет»?

Мне захотелось рассказать о людях, которых я неплохо знаю. Про их болезненное пробуждение, про то, как они вдруг начинают анализировать свою жизнь и даже отчаянно пытаются ее изменить. Я подумал: какой же может быть повод, способный еще и поставить их в ситуацию, не побоюсь этого слова, экзистенциального кризиса? Близость к смерти. И сразу пришла в голову мысль про авиакатастрофу.

Как вы питчили эту идею?

Я ее никак не питчил. Решил написать пилот сериала по гамбургскому счету, то есть не думая, заинтересует он кого-то или нет. Я его написал и отправил замечательному креативному продюсеру и редактору Анне Гудковой, она показала пилот Валерию Федоровичу и Евгению Никишову — и им понравилось.

Этот продюсерский дуэт знаменит своими суперудачными работами. Если он в него поверил, то это уже половина успеха?

Безусловно, потому что эти продюсеры, во-первых, очень амбициозные, во-вторых, обладают вкусом и возможностью реализовывать те самые амбициозные проекты. Поэтому я всегда хотел с ними поработать и, конечно, был невероятно рад, что они заинтересовались проектом и мной лично.

Дэвида О. Расселла и Пола Томаса Андерсона вы упоминали как своих любимых режиссеров. Это отразилось в «Полете»?   

Должен сказать, что, к огромному сожалению, я не вхожу в список тех, кто умеет с большим успехом заимствовать или учиться у других режиссеров. Я скорее снимаю интуитивно. А что касается влияния, то действительно есть режиссеры, которые мне просто очень нравятся, но при этом я понимаю, что так никогда снимать не буду. Есть еще и те, у кого я пытаюсь учиться — и это одна чеховская школа: Роберт Олтмен, Пол Томас Андерсон, Дэвид О. Расселл. И написав пять серий из восьми, я вдруг обнаружил, что чем-то это похоже на «Магнолию». По истории, а не по манере съемок. Но у меня не было цели снимать «Магнолию», просто потом я увидел что-то общее — вот и все.  

В финале «Магнолии» с неба сыпятся лягушки. А у вас есть элементы сверхъестественного?

Элементов сверхъестественного нет, но есть рок, судьба. Мне кажется, наш сериал похож на «Магнолию» тем, что у всех персонажей есть внутренний конфликт, демон, который не дает им жить.

Какие вы собираетесь предпринять в ближайшем времени шаги в новых проектах?

Мы сейчас будем снимать маленький фильм-драму по моему сценарию, и я же буду режиссером. Это история о человеке, у которого снова экзистенциальный кризис: герой вдруг понимает, что хочет помогать людям и начинает это делать...   

И это разрушает его личную жизнь и карьеру?

Да.

А как вы решились на такую сложную картину в условиях, не самых благоприятных для вдумчивого кинематографа?

Надеюсь, он не будет таким уж сложным для восприятия. Насколько вдумчивым — покажет время. Просто в определенный момент я начал испытывать нравственное беспокойство и захотел его отрефлексировать: как и ради чего надо жить, как вести себя по отношению к людям, которым не так повезло, как тебе. Я попробовал на эту тему написать сценарий и вот сейчас попробую снять фильм.

  

Вы начинали как журналист, работая на редакторских должностях в самых разных передачах: от программы «Вести» до News Блок на MTV. Как перешли из журналистики в кино и что вам дал этот опыт?

От момента, когда я точно понял, что хочу заниматься кино, а не журналистикой, до момента, когда хоть что-то вышло, прошло десять лет. «Вести» стали для меня школой жизни, просто потому что я туда пришел еще немножко ребенком, а вышел уже довольно-таки взрослым человеком, привыкшим жить в состоянии стресса изо дня в день. Понятно, что можно как угодно относиться к этой программе (учитывая, что сейчас она стала окончательно пропагандистской), но, по крайней мере, тогда там работало много профессионалов высокого уровня, и соответствовать им было очень непросто. Тебе звонили в четыре утра и требовали организовать трансляцию из Афганистана при помощи телефона — это было абсолютно нормально.  

А в какой момент вы сами стали тем человеком, который звонит в четыре утра?

А я, кстати, не звоню в четыре утра. Я человек деликатный. Мне важнее заинтересовать людей и собрать такую команду, чтобы их не надо было подгонять. Это когда-то получается, когда-то нет, но все-таки я стараюсь работать в этом стиле.

У вас есть метод, помогающий еще на стадии кастинга понять: сработаетесь вы с этим актером или нет?

К актерам такое вообще неприменимо. Кастинг имеет настолько колоссальное значение для итогового результата, что ты утверждаешь не симпатичного тебе по-человечески актера, а того, кто лучше всего сыграет конкретную роль. А дальше — да, с кем-то легче, с кем-то сложнее. Мне посчастливилось работать с очень хорошими актерами и одновременно крайне сложными людьми. Но знаете, все можно вытерпеть ради того, чтобы потом прийти в монтажку, увидеть этих актеров на экране и влюбиться в них.

Не называя имен, скажите, что вам пришлось вытерпеть? Например, на съемках сериала «Полет».

Без комментариев. (Смеется.)

Кадры из сериала «Полет»
  

Фамилия помогала вам или мешала на протяжении карьеры?

Скажу честно: когда-то помогала, а когда-то — мешала. Для одних фамилия Тодоровский означает, что ее обладатель что-то умеет — в таких случаях она помогала. Есть и очень распространенное мнение, что если Тодоровский — то, наоборот, не умеет и не имеет ничего за душой, потому что он просто сын, внук, мажор и, значит, пустой человек. В таких случаях фамилия мешала, особенно в самом начале, когда я пытался стать сценаристом и прямо видел, как некоторым людям было приятно не заплатить мне или не взять меня на проект просто потому, что они завидуют успеху моей семьи.

Прямо не заплатить? Мне казалось, вам проблематично не заплатить.

Ошибаетесь: когда я только начинал, меня неоднократно кидали на деньги, как многих других начинающих сценаристов.

Насколько сейчас улучшается ситуация в индустрии?

Иногда мне кажется, что сегодня платформ и кинокомпаний чуть ли не больше, чем авторов, способных что-то толковое написать. Поэтому сейчас, если вы можете хоть что-то, хоть чуть-чуть талантливо написать или снять, то будете востребованы. Если, конечно, вы не сумасшедший. Проблем с трудоустройством для сценаристов и режиссеров я не вижу: раз в неделю звонят знакомые продюсеры и просят посоветовать кого-то, потому что ужасно не хватает людей.

Насколько сериальная индустрия свободнее, чем большой экран и полный метр?

Думаю, сериалы гораздо свободнее просто из-за того, у них есть свой зритель. Есть ли зритель у российского полнометражного кино — философский вопрос: у каких-то есть, у каких-то нет, и каждый раз большой вопрос, появится ли этот зритель, готов ли он будет заплатить деньги в кинотеатре. И поэтому из-за страха провалиться в прокате или не понравиться отборщикам фестивалей пространство, в котором кино существует, все время сжимается. У сериалов все равно найдется какой-то зритель, и затраты отобьются хотя бы частично. И вообще, как выясняется, зрители в нашей стране готовы смотреть очень разные сериалы, поэтому, конечно, в этой индустрии свободы гораздо больше.

Как вы относитесь к тому, что многие зрители поглощают сериалы и фильмы «на бурундучках», на убыстренной скорости?  

С одной стороны, обидно, конечно, потому что вряд ли создатели сериалов хотят, чтобы их творения смотрели на быстрой скорости. Но с другой стороны, «на бурундучках» очень хорошо проверяется сценарная структура: примерно понятно, как снято, как играют актеры, а история все равно остается. Поэтому думаю, что, если интересно смотреть «на бурундучках», значит, сценарий хороший.

Мне кажется, русские сериалы — в первую очередь на платформах — становятся модой и социальным явлением. Если бы меня спросили несколько лет назад, я бы сказал: заграничные сериалы — да, наши — нет. Сейчас же наши сериалы постепенно, как и во всем мире, становятся частью жизни нормального горожанина. Поэтому «на бурундучках» или нет, на айфоне в метро или на домашнем кинотеатре — все равно это замечательный знак, которому я рад.

В меню «Нетфликса» все больше русских названий. Есть ли у наших сериалов потенциал стать глобальным явлением?

Думаю, если все будет продолжаться, как сейчас, то потенциал, безусловно, есть. Профессиональная среда потихонечку растет. Может быть, не так много невероятных прорывов, но я вижу улучшения. Поэтому, если в этом бизнесе будут деньги и талантливые продюсеры, постепенно наших сериалов на том же «Нетфликсе» будет больше и больше. Я в это верю. 


Фото: Личный архив
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина