Год назад Бэнкси открыл свой онлайн-магазин Gross Domestic Product, тем самым дав отпор компании, которая собиралась, пользуясь анонимностью художника, без спросу печатать его работы на кружках и открытках. Бэнкси не против, если его произведения тиражируют с просветительскими или развлекательными целями, но не хочет, чтобы кто-то на них откровенно наживался. Манифест, декламирующий эту позицию, заявлен в описании Gross Domestic Product.
Сам запуск бренда был обставлен как арт-акция: в соцсетях Бэнкси опубликовал видео с отснятыми витринами якобы магазина в Лондоне, снабдив его комментарием, что это не более чем инсталляция, а двери магазина физически не откроются никогда. Посетить его можно только онлайн.
Название Gross Domestic Product переводится с английского как «валовой внутренний продукт», при этом у слова gross есть еще и другое значение — «отвратительный». Ассортимент магазина, по словам художника, составляют произведения искусства, предметы обихода и… толика разочарования. Наименований товаров пока всего 22, многие вышли ограниченным тиражом. Их нельзя было купить, просто положив в корзину, — требовалось оставить заявку, а интернет-бот случайным образом выбирал победителя. Из прочих правил: по одному предмету в одни руки и заполнение анкеты с вопросами типа: «Зачем вообще нужно искусство?»
Что же можно было приобрести в магазине Бэнкси? Например, настенные часы с крысятами или картину с классикой Бэнкси — работой Thrower; арт-объекты в виде выпрыгнувшей из аквариума и устремившейся к морю рыбки или могильной плиты у аккуратно подстриженного газона, надпись на которой гласит: You have reached now your destination («Вы прибыли на место назначения»).
В качестве вазы Бэнкси предлагал использовать кирпичный блок с кожаными ручками (срезанными со старых сумок), который называет «клатчем». Своим заказчиком художник видит человека, которому приелись бренды, а кирпичи нужны главным образом для того, чтобы в кого-нибудь ими запустить.
Дискотечный шар Бэнкси сделал из полицейского шлема, украсив его множеством маленьких зеркал. Модели ковров были представлены плюшевой тигровой шкурой и традиционным welcome-ковриком. К последнему был приделан оранжевый спасательный жилет, уже ставший в Европе социальным символом: именно в таких на континент попадают по морю нелегальные мигранты.
Все средства от продаж товаров, маркированных Banksy™, художник планировал направить на благотворительность. Некоторые журналисты, кстати, уже начали сомневаться в реальности проекта, заподозрив Бэнкси в очередной провокации, нацеленной на высмеивание традиционных домашних ценностей. Так это или нет — вопрос, но факт остается фактом: все вещи в магазине out of stock.