Как творить магию в тиктоке. Интервью с иллюзионистом Сергеем Коллером
Текст:
Ольга Родина
Фокусники в тиктоке — явление не очень распространенное. Но все же они есть, и в их числе Сергей Коллер, количество подписчиков которого вот-вот достигнет 4 миллиона. Мы поговорили с ним про то, почему в России иллюзионистам трудно зарабатывать, как создаются фокусы и какой доход приносит тикток.
Сережа, расскажи, как началась твоя история с фокусами?
В детстве я очень любил телевизионное шоу «Тайны великих магов», где разоблачались разные иллюзии. Однажды попробовал сам сделать фокус. Его принцип заключался в том, что я переворачивал полный стакан, а вода не проливалась. Показал маме, и ей очень понравилось. После этого на Новый год мне подарили набор фокусника. В итоге увлечение растянулось на двенадцать лет и превратилось в основной род деятельности.
Где фокусник может работать?
Когда мне было лет 15–16, я помогал людям, работавшим в театре фокусников. Как-то меня вместе с другом (который мне помогал и делает это до сих пор) один состоятельный человек пригласил выступить на мероприятии, пообещав гонорар семь тысяч рублей. Я тогда еще подумал: «Ничего себе!» После выступления еще выяснилось, что семь тысяч на каждого, и я чуть с ума не сошел. Затем уже регулярно выступал как фрилансер, если можно так выразиться. Раздавал визитки, плюс сарафанное радио работало. Обо мне узнавали.
А какое у тебя образование?
Я не стал никуда поступать после школы. Наверно, с моей стороны это был детский вызов, попытка доказать, что я не такой, как все. Не могу назвать это решение самым гениальным в жизни, но пока не жалею.
Зато ты теперь популярный тиктокер с 3,6 миллиона подписчиков. Как решил зарегистрироваться в тиктоке?
Когда тикток еще назывался musical.ly и о нем мало кто знал, о его существовании мне рассказал друг. Он пообещал, что эта платформа в будущем точно порвет все соцсети и в Китае она уже стала приложением номер один. А еще там можно зарабатывать хорошие деньги, поэтому нужно срочно начинать снимать.
Я зарегистрировался и подумал: «Что это за фигня? Какое еще приложение номер один?! Глупость полная». На протяжении года ничего с этим не делал. Ну, пару роликов, которые не зашли, опубликовал. А потом как-то выложил забавное видео, и оно внезапно выстрелило, собрав миллион просмотров. Я офигел и понял, что платформа на самом деле прикольная и надо снимать. Первые ролики были творческими и, наверно, не совсем понятными большой аудитории и уж тем более школьникам. Потому их особо не смотрели.
Людям в тиктоке нужно что-то смешное, легкое — своего рода попкорн.
О чем было видео, которое выстрелило?
Я пришел в Burger King с чеками в руках и спросил у девочки-продавца: «Можно ли оплатить заказ бонусами "Спасибо"?» Девушка с подозрением спросила: «Мальчик, ты чего?» А я сделал щелчок, и чеки превратились в сторублевые купюры. Она на меня посмотрела и начала кричать на все кафе: «Артем!» Артем оказался администратором. В общем, в конце все поняли, что это фокус. Но реакция той девушки бесценна. С тех пор я снимаю смешные видео с фокусами.
Ты сказал о школьниках. Кто-то до сих пор считает тикток площадкой прежде всего для детей. Согласен с этим мнением?
Нет. Эта площадка для всех. Просто детей в любом случае будет больше, потому что у них много времени на то, чтобы сидеть в разных приложениях.
Как быстро росла твоя аудитория? Что влияло на ее увеличение?
Первый миллион появился где-то через месяц. А дальше разные факторы влияли на рост числа подписчиков. У меня есть проблема: я не всегда снимаю регулярно. Могу взять и перестать делать контент на полгода, а это с точки зрения тиктока плохо. Публиковать что-то нужно каждый день. Это работает как тренажерный зал: если постоянно заниматься, мышцы будут расти, а если пропускать, то начнешь сдуваться.
Хороший рост приносили коллаборации с разными блогерами. Например, прошлым мы плотненько поработали и поснимали с MIA BOYKA. После сотрудничества с ней пришел где-то миллион подписчиков, и меня начали узнавать на улицах Питера со словами: «О! Да ты тот чувак из тиктока!»
Какое-то время я состоял в группе поддержки российского TikTok, и админы организовали встречу с Олей.
В группе поддержки российского тиктока?
Когда я начинал, пресс-служба TikTok сама выходила на всех более или менее адекватных ребят и предлагала делать всякие коллабы для развития. Кто тебе помогает делать видео?
Мой друг. Мы делаем все 50/50 — идеи, съемки, монтаж.
А друг всегда за кадром?
Да, я тысячу раз предлагал сделать и ему канал, но он не хочет. Бывает в кадре, но не очень часто. Опять же его желание.
Через какое время тебе удалось сделать то, чего хотят все тиктокеры, — монетизировать страницу?
Через несколько дней после первого видео. Это была реклама трека. Мне заплатили 1000 или 1500 рублей, не помню точно. Тогда моя аудитория составляла примерно 20 тысяч подписчиков. С ценами на рекламу в тиктоке еще месяцев семь назад была странная ситуация. Например, мне делали предложение, я называл сумму 50 тысяч рублей, люди удивлялись и говорили: «А мы вот у того-то три ролика взяли за шесть тысяч!» Это и смешно, и грустно. Получается, что сами тиктокеры оценивали свой труд в копейки, а страдали от этого другие. К счастью, последние два месяца с ценами все более-менее в порядке. Сейчас стоимость интеграции у крупного тиктокера может составлять 200–300 тысяч рублей и больше.
А ты не думаешь, что история с ценами связана еще и с тем, что рекламодатели изначально не рассматривали тикток как серьезную площадку для интеграций?
Думаю, тут все вместе. И рекламодатели не рассматривали, и блогеры сами не знали цен и ставили 500 рублей…
Ты можешь назвать тикток своей основной работой?
Нет, потому что он все равно не приносит стабильного дохода, если ты не находишься, например, в десятке самых топовых тиктокеров. Тикток для меня — это своего рода фриланс.
В чем заключается твоя основная деятельность?
Я придумываю и продаю фокусы разным американским компаниям.
А в России?
Тут все сложнее, потому что у нас не готовы платить за права, а за границей все в этом плане серьезно. В России же интеллектуальная собственность плохо защищена. Ты никогда не докажешь в суде, что твою идею украли.
Хороший доход приносят фокусы?
Всегда по-разному. Моя средняя цена за фокус (коробка с инвентарем и инструкцией) составляет 5 000 рублей. При этом я продаю, например, большому магазину много копий, условно — тысячу, а дальше он их уже перепродает более мелким. Получается такой ресейл. В итоге я получаю пять миллионов рублей дохода.
Сколько времени у тебя уходит на то, чтобы придумать фокус? И каким он может быть?
Фокусы бывают самыми разными и с любым инвентарем: картами, стаканчиками, деньгами и так далее. К примеру, я придумал фокус, когда японские иероглифы на бумаге превращаются в слово. На разработку иллюзии может уйти от нескольких дней до десятков лет. Идеи фокусов приходят... сложно сказать откуда. Сложно сказать. Мне кажется, это зависит в том числе и от насмотренности. Я очень много видел роликов с разными иллюзиями. Запоминал, комбинировал между собой. Так получалось что-то новое.
Расскажи про самый сложный фокус.
Они все непростые. Всему нужно учиться, чтобы красиво показать. Я занимаюсь этим уже двенадцать лет, есть своя база, и, думаю, мне немного проще, чем начинающим иллюзионистам.
Мне кажется, или фокусников в тиктоке почти нет?
В российском, можно сказать, нет. Вот я, например. Может, еще кто-то… А по миру едва ли десять человек наберется. Просто фокусам нужно долго учиться. Это не так легко.
У тебя есть кумиры среди мировых иллюзионистов?
Дэвид Блейн. Недавно посетил его шоу, посмотрел, сошел с ума и понял, что есть к чему стремиться.
Что дальше?
Хочу отрегулировать процесс съемок для тиктока, чтобы увеличить посещаемость и доход. И, конечно, нарастить аудиторию.
Интервью — 30 сентября 2020, 22:43
О поиске диалогов в фильмах, нелюбимых видео и озвучке пылесоса. Интервью с тем самым кинотиктокером — Русланом Сабельгерой