Обзоры, Музыка — 12 января 2021, 16:52

Бесконтактный праздник. Борис Барабанов о том, как Жан-Мишель Жарр и Kiss придумали концерты постковидной эры

На протяжении всего 2020 года не утихали споры о том, что может заменить индустрию живых музыкальных выступлений на период, пока человечество борется с эпидемией COVID-19 и ищет способ вернуть концерты и фестивали на новом, постковидном витке цивилизации. Было очевидно, что если музыканты хотят зарабатывать на онлайн-выступлениях, им требуется создать новые художественные формы, за которые не стыдно будет просить деньги у публики. По-настоящему прорывных зрелищ было мало, а большинство благотворительных шоу представляло собой вариации на тему зум-конференций. И лишь на рубеже 2020-го и 2021-го человечеству показали нечто, на что действительно можно продавать билеты. 

Это были концерт Жана-Мишеля Жарра внутри виртуальной модели Собора Парижской Богоматери и выступление группы Kiss в отеле Atlantis в Дубае. Оба шоу состоялись 31 декабря. И фактически обозначили два вектора развития музыкальных зрелищ на ближайшее время. 

Жан-Мишель Жарр исполнил материал нового альбома Welcome To The Other Side, который спустя два дня был размещен на всех цифровых платформах. В него вошли как свежие произведения классика электронной музыки, так и знакомые мелодии — первые версии Oxygene и Equinox в ремиксах. С музыкальной точки зрения это был рейв, и можно констатировать, что 72-летний французский новатор пришел к тому же, к чему с другой стороны пришли его младшие коллеги — EDM-диджеи. По сути, неважно, исполняются ли произведения вживую, и даже неважно, вживую ли они сводятся. Главное — состояние всеобщего танцевального аффекта. Причем Жарр пошел еще дальше. Теперь не имеет значения, находится ли исполнитель на площадке и существует ли сама площадка в природе


Выступление Жана-Мишеля Жарра прошло в виртуальной модели Notre-Dame de Paris, созданной стартапом VRrOOm, который специализируется на аттракционах, связанных с виртуальной реальностью. Композитор, обвешанный датчиками, находился в своей студии, где исполнял произведения и общался с публикой. В нарисованный собор транслировался его цифровой аватар. Фигура музыканта была размещена среди синтезаторов и дополнительных декораций. Пульт, при помощи которого он управлял своей электронной вселенной, выглядел гораздо симпатичнее, чем банальные диджейские вертушки. Никто не может сказать точно, что именно исполнялось в момент трансляции, какие звуки были записаны заранее, а какие рождались онлайн. То же касается и изображения. Но так ли это важно? На данный момент официальное количество «посетивших» виртуальный концерт французского музыканта — более 75 миллионов. И эта цифра продолжает расти, ведь шоу доступно для бесплатного просмотра. 

Группа Kiss сыграла свой новогодний концерт KISS 2020 Goodbye на территории отеля Atlantis The Palm в Дубае. Техническая бригада заехала в отель задолго до выступления и построила полноценные декорации End Of The Road World Tour, прерванного из-за эпидемии. Две сцены, которые группа возила с собой во время гастролей, соединили в одну. Однако перед подмостками, построенными на Королевском пляже, зрителей не было. Насладиться выступлением легендарных глэм-рокеров могли только постояльцы отеля, купившие пятидневные пакеты по цене от 7431 долларов за номер. В стоимость пакета входило проживание и новогодний ужин. Музыку предлагалось слушать с балконов. 

При этом на площадке установили 50 видеокамер, при помощи которых концерт транслировался в интернете. На видеотрансляцию тоже продавались билеты, причем было предусмотрено большое количество ценовых категорий. По минимальной цене в 39,99 долларов предлагалось посмотреть шоу в прямом эфире и затем в повторе на протяжении суток. А например за 249,99 долларов вдобавок к прямой трансляции и 30 дням неограниченного количества повторов можно было получить выпущенные ограниченным тиражом DVD, буклеты, футболки и постеры. Ну, а «платиновый пакет» за 999,99 долларов помимо всего перечисленного включал в себя имя его обладателя в титрах DVD и упоминание в книге, плакат с автографами, коллекционный худи, посеребренный памятный билет и виниловый диск с записью шоу.   

Уже объявлено о том, что концерт KISS 2020 Goodbye вошел в Книгу рекордов Гиннесса. На сцене было установлено самое большое в истории количество источников огня — 73. Также был зафиксирован самый высокий язык пламени в истории концертных зрелищ — 180 футов. 


Измерить экономический эффект от шоу нового образца сложнее, чем высоту огненного столба. Что вообще в данном случае считать солд-аутом? Жан-Мишель Жарр доложил о количестве зрителей в интернете, и их число увеличивается. KISS 2020 Goodbye — гибридный концерт. Билеты на стримы до сих пор в продаже, несмотря на то что шоу давно можно посмотреть в ютьюбе в неофициальной версии. Относительно туристических пакетов, включавших в себя шоу, информации нет, и вполне возможно, что, если даже они были полностью распроданы, сам концерт не для всех гостей курорта являлся главной причиной путешествия. 

Фактически Жан-Мишель Жарр и Kiss предложили два новых типа зрелища. И оба, к сожалению, не подразумевали контакт со зрителями. Kiss отказались даже от продажи фанатам пакетов meet & greet (личные встречи за кулисами с фото и автографами), на которых группа всегда отлично зарабатывала. 

Оба шоу, по сути, представляли собой обычную телесъемку, только в очень эффектных декорациях. Как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», «одно сплошное телевидение». 

В случае месье Жарра локация — объект мирового культурного наследия, до сих пор не восстановленный после пожара 2019 года. Проект французского музыканта был поддержан UNESCO и мэрией Парижа, так что его стоит считать прежде всего просветительским и имиджевым для французской столицы, тем более что билеты на трансляцию не продавались. 

Коммерческий эффект от шоу Kiss пока никак не оглашен, и вполне вероятно, что заинтересованность ОАЭ в продвижении курорта сыграла в решении группы не последнюю роль. Kiss даже согласились изменить строчки некоторых песен, чтобы шоу прошло в Дубае без проблем.

Стоит отметить, что Жан-Мишель Жарр все же постарался и создал хотя бы видимость новой программы. В то время как Kiss сыграли свои проверенные хиты, которые они исполняют на концертах End Of The Road World Tour. Новую музыку нью-йоркская группа не выпускает с 2012 года.  

Итак, судя по тому, что мы увидели 31 декабря, публике сегодня предлагается два типа зрелищ. Либо аватар, танцующий в нарисованном мире (вспомним, например, Трэвиса Скотта в игре Fortnite), либо интернет-трансляция живого концерта с ограниченным и очень дорогим доступом зрителей на площадку. Все это в полном соответствии с теорией о том, что в новом мире прямое человеческое общение станет самым дорогостоящим удовольствием.


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More