Говорят, в мир балета попасть непросто, и еще труднее там продержаться. Так это или нет, как проходят тренировки, чем отличается классический балет от современного и что это вообще значит «мир балета» — обо всем мы решили не гадать, а узнать у самих танцоров.
Леонид Леонтьев, 25 лет
Артист балета, солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
Леонид родился в Иркутске. Танцевать мечтал с самого детства, а в 2005 году поступил в знаменитую Академию Русского балета имени А.Я Вагановой в Санкт-Петербурге, которую окончил в 2014-м. В 2015 году получил премию губернатора Санкт-Петербурга «За достижения в области сценического искусства». В интервью SRSLY Леонид рассказал, как ему это удалось и почему учиться на артиста балета так сложно.
Фото: Катерина Кравцова
О детстве, поступлении и учебе
Моя семья не связана с искусством, но мама говорит, что в детстве совсем недолго занималась в балетном классе. Рядом с нашим домом была студия танца, куда ходили многие мои одноклассники, вслед за ними и я начал там заниматься балетом. Меня никогда не загоняли на занятия «из-под палки», я с радостью ждал каждого урока. В студии было 10–12 детей, из них двое мальчиков, но в итоге остался только я. За несколько лет обучения силами студии осуществлялись постановки концертных номеров и балета «Щелкунчик».
Об Академии Русского балета им. Вагановой я узнал лет в шесть и захотел туда поступить. Через несколько лет родители сделали мне подарок, который определил мою дальнейшую судьбу, — занятия в балетной студии при Музыкальном театре им. Загурского, где я стал готовиться к поступлению в академию.
Поступить туда непросто, но еще сложнее доучиться до конца. Принимают с 10–11 лет, и к этому времени у ребенка уже должна быть базовая подготовка, которую он получает в любительских студиях или на подготовительном отделении. Во время обучения каждый год проводятся экзамены, по их результатам могут отчислить из числа учащихся самых неуспевающих. Никто не дает гарантий, что если вы поступили, то обязательно получите диплом через десять лет. В других профессиях есть возможность дистанционного или заочного образования, что позволяет находить время для хобби или параллельно работать, у артиста балета же свободного времени почти нет, особенно во время обучения. На выпускном курсе педагог сказал мне: «Леня, терпи! Ты всегда терпел и теперь терпи». Я поступил в АРБ им. Вагановой в 2005 году и окончил ее с отличием по классу Никиты Щеглова в 2014-м.
Фото: Ирина Лопатина
О работе после академии
Сразу после окончания академии я присоединился к театру балета Бориса Эйфмана в качестве солиста. Через неделю работы исполнил роль Юноши в балете «Реквием» на музыку Моцарта. За три насыщенных года было много интересных партий, но самой любимой остается роль Алексея Карамазова в балете «По ту сторону греха».
В сезоне 2017/18 меня взяли в балетную труппу МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Этот театр сразу привлек меня обширным репертуаром — классическим и современным. Из своих любимых ролей могу назвать тройку танцующих клиентов в балете «Манон» Макмиллана, партию в балете «Прогулка сумасшедшего», офицеров в «Эсмеральде» Владимира Бурмейстера и балет «Свадебка» Прельжокажа.
О мире балета
Я бы охарактеризовал его так: «каторга в цветах». Мир балета для каждого свой. Все зависит от степени погружения в процесс — для одного это «отплясал и домой, завтра все сначала», для другого — построение задач на каждый день, тонкая отладка своего тела, как сверхточной машины. Мир балета настолько же сложный, как и любая другая профессиональная сфера.
«Для меня балет — это религия, и, как ее последователь, я предпочту умереть за свое искусство», — думаю, эта фраза, взятая из ролика проекта Secret Cinema, наиболее четко описывает мои отношения с балетом. Я считаю его своим ремеслом и делом. Мне нравится то, чем я занимаюсь.
У меня довольно широкий круг общения, но большую его часть составляют, естественно, танцовщики. Начиная с первых классов академии ты попадаешь в довольно закрытое учебное заведение со своим уставом и правилами, так и мир профессионального балета сохраняет эту традицию открытой недоступности: балетом можно восхищаться издалека, ведь при ближайшем рассмотрении становится заметна вся кухня производства.
Фото: Карина Житкова
О современном и классическом балете
Сейчас репертуар в музыкальном театре условно можно разделить на классический — всем известные «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и так далее — и современный танец. По поводу современного репертуара нельзя сказать, что это определенно contemporary. Многие известные хореографы разрабатывают свой неповторимый почерк, поэтому легче назвать танец фамилией автора, чем причислять его к какому-либо стилю.
Contemporary — современный танец, который дает большую свободу, раздвигая рамки паттернов классического танца. Этот стиль может включать его элементы, а может и не включать, здесь нет определенных правил.
Есть современный танец, есть современный балет, неоклассика, гага, постмодерн, есть балеты Марты Грэм, Триши Браун и Иржи Килиана. К какому стилю их причислять? Сложно сказать. Определенно можно только их сгруппировать под общее определение «сценическая современная перфомативная пластика».
Для того чтобы быть востребованным, надо уметь развивать в себе открытый взгляд на современную хореографию и режиссуру. Сейчас успешный артист — универсальный артист, которому удается совмещать в своей работе современные постановки и классический репертуар.
Фото: Карина Житкова
О пользе танцев и тренировках
Если мы говорим о любительских занятиях танцами, то это тонус, растяжка, хороший аппетит, позитивное настроение и отличная компания. Если же рассматривать танец как профессию, то это спорт со всеми вытекающими последствиями: перебором с тренировками, травмоопасностью, высокой конкуренцией. Постоянно надо поддерживать тело в рабочем состоянии, а с годами это становится все сложнее.
Справиться с нагрузками мне помогает функциональный тренинг и своевременный отдых. Ты постоянно прислушиваешься к своему телу, ощущениям в мышцах. Наблюдаешь за состоянием стоп, коленей и спины. Дома ты пестуешь свое тело, а в театре — работаешь.
Мой рабочий день начинается в 11 утра, но в театр я прихожу примерно за час, чтобы переодеться и хорошо разогреться. Разогрев — залог здоровья. Класс — это урок классического танца, которым артисты балета занимаются ежедневно с самых ранних лет, когда поступают в профессиональные училища. Это определенного рода «вредная» привычка — делать урок каждое утро. Загруженность дня определяется текущим репертуаром: иногда это 30–60 минут репетиций в день, но бывает и так, что работаешь в зале с 12:00 и до пяти-шести вечера с небольшими перерывами.
Казалось бы, довольно плотный и физически тяжелый график, но практика показывает, что простых занятий классом и репетиций недостаточно для полноценного гармоничного развития мышечного аппарата, поэтому я включаю в свой рабочий день дополнительную тренировку в зале. Обычно это работа со свободными весами по типу кросс-тренинга. С тренировками мне помогает мой доктор Александр Чукаев (@4e_tyt), он специально разрабатывает их под мои нужды.
Фото: Карина Житкова
О стереотипе, что танцы — не для мужчин
Это мнение транслируют люди, которые никогда не ходили на балет или в театр. Мне кажется, что в современном мире, где сильны феминистские настроения, движения за права ЛГБТ-сообщества, права людей с инвалидностью, уже не существует мнения, что балет — сугубо женское занятие. Повсеместно рушатся рамки гендерной нормативности в профессиях. Как говорит отец моего друга: «Как же в балете без мужчин? Кто балерин носить будет?»
О кумирах
Кумиры были во время учебы в академии, сейчас это скорее люди, которые вдохновляют, — артисты балета, хореографы, перформеры и художники. Я слежу за аккаунтами Дерека Дюнна (@derekbdunn), Марианелы Нуньес (@marianelanunezofficial) и Компанией L-E-V (@sharoneyaldance).
Ильдар Тагиров, 25 лет
Contemporary dancer, многократный победитель международных хореографических конкурсов
С 2015 года Ильдар побывал более чем на 15 международных хореографических конкурсах в Италии, Бельгии, Испании, США, Германии и России, многократный обладатель Гран-при, золотых и серебряных медалей. У танцора несколько образований по современной хореографии. Он окончил Киевский хореографический колледж, балетный колледж Cinevox Junior Company в Швейцарии и Brussels International Ballet School в Бельгии.
На момент интервью с SRSLY Ильдар находился в поезде и направлялся из Мадрида в Барселону. У Тагирова сейчас тур по Испании, в который он поехал сразу после того, как занял первое место среди солистов в конкурсе хореографов Burgos & New York International Choreography Competition в Бургосе (входит в топ-5 конкурсов Европы).
О любви к танцам и искусству
Желание танцевать было всегда, сколько себя помню. Родители способствовали моему развитию, всегда были рядом и прислушивались к моему мнению, за что я им безмерно благодарен. Мама танцевала, но ей пришлось покинуть профессию в возрасте 20 лет после того, как мы с братом появились на свет. Возможно, я продолжаю ее путь.
Танцую уже 20 лет, но эти годы разбросаны на несколько этапов — до профессионального уровня и после. Танцевальная карьера началась семь лет назад, когда я почувствовал вкус того, что приносит мне удовольствие. Этот этап сопровождался всем сразу: тяжелым трудом, ленью, страхами, желанием бросить, счастьем, верой. Все это создавало цепи, которые приковывали меня к скале под названием искусство. А теперь у меня нет выбора, я просто-напросто больше ничего не умею и не хочу. Танец — моя миссия.
Танец — внутренняя потребность, необходимость, я не знаю, как можно без танца
Это моя любовь, страсть, враг, друг и то, что никогда не предаст. Но все меняется, и неизвестно, какие чувства принесет мне танец завтра.
О ролях
Так как я выбрал путь в современном танце, ответить на вопрос про исполненные мною роли сложно. В современных балетах очень редко можно встретить характерную, говорящую роль, как, например, принц Зигфрид или Альберт. Зачастую хореографы прибегают к другим приемам выражения образа, нежели в классическом танце. Образы могут быть абстрактными, но каждая такая работа всегда наполнена мною изнутри и насыщена мощнейшими вибрациями.
О постоянных перемещениях по миру
Мой дом в Калининграде, но это только в теории. Фактически я живу в кубике с замочком на колесиках. Я живу везде. Четыре года работал в Санкт-Петербурге и еженедельно летал во Францию и Бельгию на выступления и конкурсы. Это сильно утомляло. Сейчас я не привязан ни к какому театру. Конечно, скучаю по родителям. Но я с раннего возраста на свободе. Родители с моего рождения готовились к тому, что я уеду, поэтому трагедии расставания не было. А когда приезжаю, то нам хватает трех дней, чтобы побыть вместе. У нас все быстро.
О современном танце
Практически во всех балетных труппах Европы в репертуаре заявлены и современные балеты. Это веяние времени. Точно так же вступил когда-то на свой путь и классический балет — благодаря развитию культуры, социальных ценностей и даже технологий. Одно из величайших дарований человечеству — развитие, но каждый сам выбирает, как пользоваться этой опцией. Для меня лично жизнь искусства движется по принципу «и, и, и», а не «или, или», поэтому есть место всему.
Современный балет — очень обширное, гибкое и вместительное понятие, и у каждого найдется свое определение. Разумеется, есть всеобщее понимание современного танца — это как современное искусство или «русская душа»: все знают об их существовании, но никто не может подобрать определение. «Мой» же современный танец рождается изнутри, на основе сильной балетной техники, и это отчасти состояние разума. Современный танец либо любят и понимают, либо не понимают вовсе, как танцовщики, так и зрители. Многие говорят, в современном танце больше свободы, но я верю в то, что ее много и в классическом балете. Свобода физическая начинается со свободы индивидуальности, и пример этой идеи — Рудольф Нуреев.
О наградах
Самые значимые награды, полученные уже на профессиональном уровне: Гран-при, золото и серебро на международных хореографических конкурсах Европы и США.
Самым масштабным из них был конкурс VCIBC в Бельгии, где организаторы отметили меня двумя золотыми медалями — как исполнителя и как хореографа, а также пригласили для работы с участниками третьего тура этого конкурса в США. Там я принял участие не только как приглашенный хореограф, но и как исполнитель — получил Гран-при и грант на обучение в парижской National Conservatory of Music & Dance.
Также есть конкурсы, значимость которых определяется не по занятому месту, а по отбору участников. Когда конкурс состоит всего из четверых хореографов-исполнителей, отобранных из 300–400 заявок, присланных со всего мира. И если ты в числе этих четверых, то это дорогого состоит и уже своего рода победа. В моем послужном списке это Certamen Internacional de Coreografía Burgos-New (Испания).
О тренировках
Занятия важны, но и здесь все индивидуально. Я счастливчик, могу полгода не заниматься, выйти на сцену и выиграть Гран-при, в то время когда все остальные участники бьются головой о стену по восемь часов в сутки и получают премии уровнем ниже. Я против моей системы, но у меня нет выхода: сейчас не работаю постоянно в труппе, при которой можно оттачивать свое ремесло. Однако, как показывает практика, вне труппы мне легче дышать!
О стереотипе, что танцы не для мужчин
Не отношу танцы к женским занятиям, это искусство для всех, и мне никогда не было стыдно за то, что я танцую. Это как если бы я стыдился своего пола. Глупости!
О заработках
На хлеб хватает. У каждого свой минимум потребностей, но для комфортного существования, соответствующего моему образу жизни, всего достаточно. Нет стабильности, и в этом проблема.
О мире балета
Он прекрасен, но все смотрят на один и тот же объект с разного ракурса. Мой ракурс таков!
О людях вокруг
В моем окружении удивительные люди, танцовщиков в нем мало, очень мало. Единственное, что меня притягивает к людям, — любовь во всех обширных ее смыслах.
Евгений Жуков, 25 лет
Ведущий солист балета МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
Евгений и его брат-близнец Дмитрий в детстве хотели стать футболистами, но мама-хореограф отдала их в балет. Братья окончили престижное Московское хореографическое училище им. Л.М. Лавровского. Сейчас Евгений — ведущий солист балета Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а Дмитрий танцует в Венгерском государственном оперном театре в Будапеште. В интервью SRSLY Евгений объясняет, почему в балет так трудно попасть.
О том, как все начиналось
Мы с братом всегда занимались спортом. Никогда не думал, что стану артистом балета. Инициатива исходила от мамы — хореографа и педагога. Первое время мы с Димой занимались у нее, чуть позже в ансамбле песни и пляски МВД, а затем мама отдала нас в балетное училище. Мы не особо противились и поступили без проблем. Хотя, на самом деле, во все времена мир балета был очень закрытым, попасть туда непросто. Данная профессия в тренде, в балетные училища высокий конкурс. Кроме того, многие влиятельные люди хотят видеть своих детей артистами балета. В ведущих балетных училищах занимаются дети крупных политиков, бизнесменов, главных редакторов глянцевых журналов.
О репетициях
Занимаюсь ежедневно. Шесть раз в неделю у меня обязательный утренний класс. Затем идут репетиции новых спектаклей или постановок, которые будем исполнять в ближайшие дни. Вечером может быть спектакль. Так что физической нагрузки много.
О репертуаре и наградах
Танцую давно, исполняю разные роли. В моем репертуаре есть партии в классических балетах, таких как «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Баядерка» и т.д. Наряду с этим я исполняю партии в спектаклях современных хореографов — играю Костю Треплева в «Чайке» выдающегося хореографа Джона Ноймайера, танцую партию в балете «Маленькая смерть» легендарного Иржи Килиана.
Я лауреат конкурса Tanzolymp (Германия), дипломант Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет», который проходил на сцене Большого театра.
О contemporary
Безусловно, этот жанр сегодня актуален. Считаю, что многие хореографы способны лучше выразиться через современный танец — там больше свободы и нет ограничений. В нем могут присутствовать элементы классического балета, но не всегда.
Современный танец — очень масштабное понятие, каждый хореограф создает свой пластический язык. Интересно, что у нас есть возможность исполнять спектакли, поставленные разными современными хореографами.
О стереотипе, что танцы — не для мужчин
Многие партии требуют мощи, брутальности, мужской харизмы. Например, прыжки — револьтады, а также пируэты — их исполняют только мужчины. Там нужна сила и выносливость. Мужским партиям в балете присуща сложнейшая техника. Кроме того, мужчина в балете — галантный партнер, внимательный джентльмен по отношению к своей даме — партнерше.
Дмитрий Жуков, 25 лет
Артист Венгерского государственного оперного театра в Будапеште
О переезде в Будапешт
Когда я попал в московский государственный театр «Русский балет», мы очень много гастролировали. Были в Китае, Перу, Чили, Аргентине, Панаме, Бразилии, Боливии, Австрии, Швейцарии, Германии. Я полюбил атмосферу перелетов и путешествий, для меня она стала настолько привычной, что в Москве я постоянно ждал следующие гастроли. Не люблю сидеть на месте, и это касается всего. У меня всегда были планы куда-либо уехать, развиваться, не ограничиваться чем-то одним.
Однажды мы с другом случайно наткнулись на объявление о просмотре в Венгерский государственный оперный театр. Меня приняли, чему я был очень рад. Летом 2019 года переехал в Венгрию, где и началась моя новая история.
В Будапеште представлена как классическая, так и современная хореография. Мне нравится искать себя в чем-то новом, это помогает выйти за рамки привычного и затягивает. Всегда удивительно видеть и чувствовать, на что способно твое тело. Конечно, в нашем современном мире деньги многое решают и разница, безусловно, есть, ну для меня уж точно.
О старшем брате
Все, кто интересуется нашей разницей, смеются по-доброму, когда мы говорим, что Женя старше на 40 минут. Хоть разница такая маленькая, я горд, что у меня есть старший брат, а он в то же время гордится, что у него есть младший.
Чем старше и умнее становимся, тем мы дружнее и тем больше нуждаемся друг в друге. Соперничество присутствовало в годы учебы. Всегда вспоминаю эти дни, когда у одного что-то не получалось, а у другого в тот же период все шло как по маслу. Сейчас конкуренции нет: она закончилась, когда у каждого появилась своя дорога. Наоборот, в приоритете только поддержка и уважение.
Дмитрий и Евгений Жуковы
О совместном творчестве
В училище мы постоянно танцевали вместе сольные партии и номера, но в дальнейшем оказались в разных театрах, каждый погрузился в свою работу. Уже в качестве профессиональных артистов нам еще не доводилось танцевать вместе на одной сцене. Конечно, хочется — я думаю, и Жене тоже. Это было бы интересно — когда мы вместе, мы вдвойне мощнее и сильнее. Заряжали бы друг друга неиссякаемой энергией. Уверен, что в будущем нам выпадет такой шанс.
О доме
Я скучаю по дому, особенно по родным и друзьям. Но желания вернуться пока нет, в общем, время покажет. Считаю, что главное — быть свободным и счастливым. Рядом со мной моя жена, она тоже балерина. Мы работаем вместе.
Об увлечениях
Любовь к футболу никуда не ушла. Когда я жил в Москве, то частенько собирались любительской командой и играли, так сказать, выпускали пар.
О мечтах
«Когда мы уже больше не можем мечтать, мы умираем», — сказала Эмма Голдман. Мы мечтаем всегда, мечты бывают сиюминутные или недостижимые. Итог один: и те и другие делают нас счастливее. Пусть моей мечтой будет постижение счастья.
Евгений Грачев, 22 года
Артист балета, режиссер-хореограф, экоактивист
Когда Евгений родился, врачи сообщили его маме, что он, скорее всего, не сможет ходить — было очень много мышечных зажимов в теле. Но мама не сдалась и отдала сына на лечебный массаж. Со временем Женя научился не только ходить, но и танцевать.
Сейчас Грачев выступает в театре (герой просил не указывать название.— Прим. SRSLY) и вместе со своей девушкой, тоже балериной, занимается собственным экологическим проектом #пластикапротивпластика.
О семье
Моя сестра недавно приводила дочь к тому врачу, который когда-то сказал, что я вряд ли смогу ходить. Он спросил: «Чем Женя занимается?» Сестра ответила, что я танцую. Врач был очень удивлен.
Моя семья никак не связана с искусством. Мама — швея-мотористка. Отец — военный. Мечтал всю жизнь быть художником, но у родителей не было денег, чтобы отправить его учиться, и папа решил пойти в армию. Правда, со временем тяга к прекрасному дала о себе знать. Сейчас он обучается ремеслу краснодеревщика. Находит себя в искусстве и поддерживает меня в том, что я артист.
О детстве и танцах
По сути, в детстве я никем не хотел быть, мне нравилось рисовать, придумывать игрушки друзьям. В основном со мной дружили девочки, а мальчики как-то агрессивно воспринимали мою любознательность и креатив. Сейчас ничего не изменилось, только мое отношение. Я ходил в обычную школу в своем маленьком городке. Посещал всевозможные кружки: рисование, танцы, дзюдо, даже зачем-то по вечерам ходил вместе с бабушками на уроки вязания крючком.
Фото: Анастасия Морозова
Всю эту череду прервала смерть моего дедушки. Мы были очень близки, и тогда я еще не осознавал, что значит навсегда потерять дорогого тебе человека. После этого я начал очень много рассуждать о жизни и о том, как она коротка. Понял, что нужно заниматься по-настоящему любимым делом. Так возникла идея обучаться танцам. Начал ходить в коллектив «Ружаночка». Там я нашел человека, который впервые в меня поверил, — Любовь Алексеевну Мишину, чудесного педагога. Она стала для меня родной, не побоюсь громких слов, второй мамой. С утра до ночи занималась со мной хореографией и теорией искусства.
Я начал прогуливать школу, меня даже не хотели выпускать из девятого класса. Впоследствии учителя смирились с моим увлечением, и я очень даже неплохо сдал экзамены. После выпускного поехал в Московский Губернский колледж искусств поступать на народное отделение. Сдал вступительные на энтузиазме и с широкой улыбкой. Мне было тяжело учиться первые два курса — постоянные занятия, а потом еще походы в тренажерный зал.
У меня всегда было худое вытянутое тело. Пришлось очень много работать, чтобы, во-первых, научиться им владеть во-вторых, доказать себе и окружающим, что я могу быть лучше. Закончилась моя учеба в любимом колледже, а вслед за этим встал вопрос: «Что же делать дальше?» Конечно, учиться на балетмейстера! О другом я и думать не мог. Однако жизнь приготовила мне свои сюрпризы.
Фото: Анастасия Морозова
О балете
В балет я попал абсолютно случайно. После окончания колледжа (МГКИ) подал заявку в ГИТИС на балетмейстерский факультет. Ее сначала отклонили из-за отсутствия приписного для военкомата, и я принял решение попробовать поступить в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Они взяли мои документы, однако перед отъездом я захотел все-таки попытать счастье в ГИТИСе и тайком как исполнитель пошел на вступительные экзамены. Самое смешное в этой ситуации — меня взяли, чему я был очень рад, но у моей подруги (мы вместе поступали) еще висел вопрос с поступлением, и мы решили на всякий случай поехать в Питер. В консерватории я с треском провалил вступительный экзамен по общеобразовательному предмету. На этой не очень радостной ноте мне опять повезло: позвонила знакомая и сообщила, что рассказала про меня друзьям из одного театра и я могу подъехать туда показаться. Конечно, я с удовольствием согласился. И вот я, народник, нацепил на себя жутко обтягивающий синий комбинезон, белые балеточки и пошел воображать из себя классического танцовщика…
Прошел урок, я поднялся в раздевалку, и тут началась комедия в лучших традициях Вуди Аллена. Забегает руководитель труппы и говорит, что кто-то рассказал о моем приезде и балетмейстер хочет на меня посмотреть. Я сказал, что работу сейчас не ищу, но мне ответили: «Меня уволят, если вы не покажетесь». Спустился обратно в зал, там меня встретил балетмейстер с огромными глазами и вдохновляющей энергетикой. Я показал сольный номер, который ставил для вступительных. Когда дотанцевал до конца, повисло минутное молчание. «Кто поставил номер?» — спросил балетмейстер. «Это моя постановка», — ответил я. «Вы еще и ставите?! Вы сделали его, ориентируясь на мою хореографию?» — продолжал он. Последний вопрос меня очень разозлил, и я ответил, что хореография — моя. Потом он попросил показать что-то из классики. Мне включили музыку, которую я впервые слышал, и я просто импровизированно попрыгал под нее. Последовал вопрос: «Сколько вы занимаетесь классикой?» Я ответил, что недели две. Балетмейстер рассмеялся, сказав, что этого достаточно. Самое смешное: мой первый выход на сцену в этой труппе был как раз в классическом золотом камзоле.
Евгений со своей девушкой Полиной. Фото: Анастасия Морозова
О мире балета
Прийти в балет может любой. Главное — выбрать дверь, которая тебе подходит. Если нет данных, то, скорее всего, балет тебя «выкинет». Эта система перемалывает людей. Я знаю, что очень многие ребята хотят попасть в «вагановку» и МГАХ. Сейчас немало танцовщиков, но спрос не столь велик. Конечно, если ты сын или дочь какого-то влиятельного человека, это меняет дело.
Еще страшно, что у нас мало людей ходят в театры. Зритель, может, и хочет, но цены неподъемные. Бывает, цена билета доходит до 30 тысяч рублей! У некоторых людей нет таких денег.
Я считаю, балет нужно делать более массовым. Мне нравится проект «Танцы», который вызывает у зрителей интерес: Им хочется смотреть, как люди двигаются, как строится танец и так далее.
В будущем мечтаю стать режиссером и создавать фильмы-балеты, в которых будет возможность говорить языком танца и не ограничиваться в съемочном процессе только сценической площадкой.
О смысле балета
Для меня балет и кино — способ освободиться от обыденности, скрывая и обнажая при этом свой внутренний мир.
О своей девушке и совместном проекте
Нас с Полиной в прямом смысле свели на работе в театре. Она не обращала на меня особого внимания. Все изменил один день на гастролях, когда мы потерялись в чужом городе и потом каким-то чудом оказались в музее Рубенса. Я заманил ее в паутину своих рассуждений. Вернувшись с гастролей, мы поняли, что хотим быть друг с другом. Сейчас у нас есть общий экологический проект #пластикапротивпластика, которым мы занимаемся в свободное от работы время. Хотим своим проектом привлечь внимание к такой экологической проблеме, как потребление пластика через искусство. Мы уже сделали съемку на эту тему для журнала Marie Claire. Следующий шаг — создание агитационного клипа и линейки сумок-шоперов, которые люди смогут использовать вместо одноразовых пакетов. Хочется делать хорошие и глобальные вещи, собственным примером показывая, что мечты могут осуществляться и мир можно изменить, если начинаешь меняться сам.
Интервью — 31 декабря 2020, 14:09
Марафон «щелкунчиков». Интервью с премьером Большого театра Артемом Овчаренко