Художница Анна Самойлова только этим летом защитила дипломную работу в Британской школе дизайна, но уже успела украсть многие (в том числе и наше) сердечки. Мы не смогли остаться равнодушными к старорусскому фольклору, языческим богиням, традиционным вышивкам и глубокой, осознанной работе с культурным наследием.
С помощью старославянского фольклора Аня говорит о современных проблемах. Например, в своем дипломном проекте «Мокошь» художница размышляла не только об историческом контексте, но и об отношении к женщинам и домашнем насилии. Восхитившись Аниным умением «копать глубже» в историю и говорить о современных проблемах с помощью искусства древних славян, мы связались с ней и расспросили о ближайших планах и источниках вдохновения.
Для начала расскажи, какие у тебя планы до Нового года?
В планах спокойно дожить до него и не поседеть. А если серьезно, то новые ограничения опять нарушили все планы. У меня, например, 12 ноября открылась выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль» на площадке РОСИЗО в усадьбе Тургеневых-Боткиных, а теперь вся активность перешла в онлайн. После открытия случился какой-то бум интереса к моим работам, и холстов практически не осталось, так что в самых ближайших планах работать над новыми.
Я прочитала почти все твои интервью и в глобальном плане поняла, как ты пришла к старорусским и языческим мотивам в своем творчестве. Что интересного по теме тебе встречалось за последнее время, какие находки тебя вдохновляли?
В последнее время начала искать народные песни, которые бы исполняли классные девушки и женщины, но в основном в интернете много эстрадных ансамблей, а мне они не нравятся. Недавно на The Blueprint вышло интервью с потрясающими ребятами из хора «Комонь», которые ездят в экспедиции на Север, собирая традиционные песни у бабуль и адаптируя их к нашему современному слуху. Они огромные молодцы!
В оригинале эти традиционные песни довольно сложны для восприятия, больше похожи на тягучий поток сознания, который либо вводит в транс, либо вызывает отторжение. Теперь жду, когда «Комонь» выпустит альбом! Это очень аутентично и красиво.
В твоих работах очень много красного цвета (видела, что ты рассказывала, как однажды купила себе десять красных карандашей). Недавно институт цвета Pantone совместно с другим шведским университетом выделили еще один красный цвет — Period (цвет менструальной крови). Что ты думаешь по этому поводу? Ты бы использовала его в своих работах?
Люблю поболтать про менструацию и искренне считаю ее таким же естественным процессом, как и остальные биологические потребности наших тел. Я за то, чтобы мужчины и женщины могли спокойно об этом говорить, не испытывая стеснения, но в нашем мире много перегибов. Мне кажется, красный цвет во имя месячных является одним из них.
Он одновременно кажется мне цветом чистоты, сакральности, молодости и румяности (во многом из-за традиционной культуры), но в то же время это цвет крови, коммунизма, советской диктатуры и войны. Надо проект сделать на эту тему.
Несмотря на то, что в старославянской культуре есть момент поклонения женскому началу в разных его проявлениях, сам этот временной период достаточно патриархальный и не чуждый насилию (даже моральному, где женщина не могла сама решить, за кого ей выйти замуж). Ты пытаешься с помощью своих работ привлечь внимание к проблеме насилия в современной России?
Восприятие цели и идеологии свадьбы сейчас во многом восходит к Советского Союзу. Одной из важных задач СССР была смена ментальности, направления и идеологии. Большевики окучивали и агитировали молодежь переезжать в города, таким образом отрывая молодых людей от своих «отсталых» родителей и корней. Концепция ЗАГСа на том и построена: для того, чтобы пожениться, тебе больше не нужны родители, празднование всей деревней и так далее. Пришел, расписался — и все: теперь вы новая семья и ячейка общества. Но в глобальном смысле молодые люди ничего не приобретают, кроме штампа в паспорте. Нам сейчас сложно воспринять, что дореволюционная свадьба — это не про «люблю — не люблю». Дореволюционная свадьба была больше «экономически» выгодным союзом, который наделял молодых новым статусом, давая привилегии и открывая путь во взрослую жизнь. Мужчина становился хозяином своей земли, женщина хозяйкой дома. Надо сказать, что и это нам кажется чем-то смешным и странным. Но как можно понять концепцию родовой избы/дома, живя в квартире в многоэтажном доме? Вместе с этим у нас потеряна связь с родом.
Но я опять ушла в дебри! Никто, кстати, не говорит про мальчиков, которые, может, тоже не особо хотели жениться. Поэтому я не вижу здесь никакого насилия. Просто нам сложно воспринимать этот обряд иначе, так как у нас совершенно другая ментальность и выращены мы на советском наследии.
Я все больше замечаю, что в свадьбе мало чего осталось от традиций и обрядов дореволюционной России, в то время как в похоронном обряде можно найти много древних обычаев, которые адаптируются под новую реальность.
Что касается насилия, то я считаю, что ненормальных людей везде хватает и это не вопрос культуры, этноса или еще чего.
Мне кажется, патриархальность почти всегда выходит из вертикального строения мира, общества. Поскольку язычество не подразумевает вертикальной модели, следовательно, отношение ко всем и ко всему должно было быть равным. Но здесь важно оговориться, что я не идеализирую язычество, там все же резали людей и приносили жертвы (все очень спорят, были ли на нашей территории человеческие жертвоприношения). Но в общем, если откинуть эти не очень приятные моменты, то языческий уклад быта кажется мне очень классным.
Как твое искусство воспринимают за рубежом? С кем из зарубежных художников/кураторов/галерей тебе хотелось бы поработать?
Пока что Россию-матушку не освоила!
Аня, мы от твоих работ всегда находимся под впечатлением — очень хочется быть больше в теме своей истории. Подскажи, что почитать, что послушать?
Канал «Прагмема» на ютьюбе и все, что там происходит, — прекрасно. Я обожаю антрополога и фольклориста Светлану Адоньеву: она рассказывает ужасно интересные вещи! Еще вместе со своими коллегами-этнографами и фольклористами Светлана пишет чудесные книги, которые легко читаются и содержат огромное количество полезных ссылок. В основном они продаются в питерском книжном «Порядок слов». Еще одна прекрасная книга с фотографиями девушек 70-х годов в народных костюмах — «Поэзия народного костюма».