Интервью, Образ жизни — 15 декабря 2020, 22:00

Много снега, мало страха. Как устроен фрирайд и кто им увлекается

Текст:
Ольга Родина
Те, кто хоть раз в жизни катался на сноуборде или лыжах и поднимался на склон на подъемнике, точно видели отчаянных спортсменов, где-то внизу рассекающих по необработанной трассе. Знакомьтесь, это фрирайдеры. Им не нужны зеленые, синие, красные и черные трассы, они хотят острых ощущений и предпочитают кататься там, где снег нетронут. 

С чего начать? Где учат фрирайду? Какая должна быть экипировка? И как позаботиться о собственной безопасности? Все эти вопросы мы задали нашим экспертам: вице-чемпионке Freeride World Tour Анне Орловой, основателю школы путешествий и экстремальных видов спорта Юрию Пашкову (он же популярный телерадиоведущий), директору школы Zimaaa.team на Шерегеше Светлане Дорожкиной и райдеру-любителю Сергею Фистину.

Фрирайд по шагам

Анна Орлова катается с 12 лет. Начинала заниматься сноубордингом в своем родном Красноярском крае, затем приехала в Шерегеш и попробовала себя во фрирайде, и с тех пор она не расстается с экстремальным катанием. Анна — многократный победитель международных и российских соревнований по фрирайду, вице-чемпионка Freeride World Tour, а еще у нее есть своя школа по фрирайду в поселке Приисковый в Хакасии. Мы спросили у нее, с чего начинать, куда идти и что купить, если хочешь заниматься фрирайдом. 


Кто может заниматься фрирайдом 

Фрирайд — это катание вне подготовленных трасс, требующее большого количества знаний о горах, ориентировании в них и обеспечения безопасности, а также высокого уровня катания на сноуборде или лыжах. Им занимаются те, у кого имеется поставленная техника катания по трассам любой сложности. Всего их четыре. Зеленая трасса предназначена для новичков и детей. Дальше идет синяя, она чуть посложнее. Еще более крутая — красная. Самая сложная — черная трасса с буграми, обледенением и так далее. Обычно во фрирайд идут люди, которым уже скучно кататься по выделенным полосам, они хотят попробовать что-то новое.

Фото: Андрей Британишский



Экипировка 

Если катаешься в более экстремальных условиях, то и требования к экипировке выше. Во-первых, нужен специальный сноуборд для фрирайда, который подбирается под каждого человека не только по весу и росту, но и под условия катания — например, под глубокий снег или, наоборот, под жесткие крутые кулуары. В среднем он стоит от 30 тысяч рублей и до бесконечности. Достаточно качественные доски делают JONES Snowboard. Я сама на них катаюсь и всегда с удовольствием рекомендую. Снаряжение не дешевое. Конечно, можно воспользоваться услугами проката, но более опытные райдеры все же предпочитают собственное снаряжение. 



Под сноуборд подбираются ботинки и крепление. Одежда должна быть с высокой мембраной, которая во время физической нагрузки создает благоприятный «микроклимат». Мембрана — водонепроницаемый и при этом «дышащий» материал. Качественную экипировку на любой вкус можно найти в магазинах Boardriders. Бренды Roxy, Quiksilver и DC уже много лет выпускают сноубордическую одежду, в которой комфортно кататься при любых условиях. 

Фото: Андрей Британишский


Еще нужен шлем и горнолыжные очки с разными линзами — в зависимости от того, какая будет погода — солнце или туман. Защита на спину также не помешает. Она делается из мягкой пены, но при ударе твердеет. Вообще, чем больше защиты, тем лучше. Еще защиту изготавливают из пластика, который тоже очень хорошо защищает. Он дешевле, но более громоздкий.

Обязательно необходим рюкзак с лавинным снаряжением, куда входят лопата, щуп (для поиска пострадавшего под снегом) и специальный датчик — бипер, который передаст сигнал о вашем местоположении. Члены команды с помощью своих биперов найдут человека в случае, если он оказался под снегом. Также рекомендую позаботиться о наличии рации, запасных варежек и аптечки. 


Школы фрирайда 

Подготовиться к фрирайду помогут в специальных школах, которые, как правило, либо находятся на курортах, либо являются выездными. Почему это нужно? Профессионалы расскажут вам, как безопасно кататься вне трассы, научат «читать» рельеф и помогут преодолеть страхи. 

Учиться фрирайду хорошо в Шерегеше, где довольно безопасные горы, распространено лесное катание и почти отсутствуют лавины. Кроме того, там довольно рано начинаются снегопады, что очень хорошо для катания. Школу легко можно найти в интернете. Как правило, во время обучения сначала проводится брифинг безопасности, чтобы каждый знал, какие опасные места и сложности ожидают. Затем на трассе оценивается уровень катания, и под него подбираются безопасные спуски вне трасс, где в процессе проходит обучение. 

Фото: Андрей Британишский


Если вы катаетесь вне трасс, необходимо уметь «читать» рельеф и запоминать местность, чтобы не заблудиться, а также уверенно контролировать сноуборд, чтобы не упасть в какую-нибудь яму и не получить травму. 

Обычно обучение занимает 7–10 дней интенсивного катания — с утра до обеда или до вечера. Этого времени достаточно, чтобы получить видимый прогресс в катании и почувствовать больше уверенности на склонах. Если человек хорошо физически подготовлен, то прогрессировать будет легче и быстрее. Весь процесс мы в моей школе снимаем на видео, а затем разбираем ошибки — это помогает взглянуть на себя со стороны и быстрее понять проблемы. 

После занятий необходимо правильно восстанавливаться, иначе это приведет к забитым мышцам и будущим травмам. Помогает растяжка. Также во время обучения нужно вести здоровый образ жизни — правильно питаться и не употреблять алкоголь. 


Места для катания 

Фрирайдом трудно заниматься в Москве или Подмосковье, потому что для него нужен снег и горы. Как я уже говорила, учиться хорошо в Шерегеше, но можно рассмотреть и другие варианты. Например, в поселке Приисковый в Хакасии особый микроклимат, выпадает много снега, достаточно холодно для раннего залегания снега, нет подъемников, но развит кэтскиинг (cat skiing) — когда сноубордисты или горнолыжники доставляются на вершину горы при помощи сноукэта (snowcat). Сноукэт — ратрак с кабиной, вмещающей до десяти пассажиров. Затем райдеры спускаются с гор. 

Кстати, в Сибири есть и совсем дикие места — например, Лужба или Мамай, где ходят вверх на скитуре или сплитбордах и живут в избушках. В такие туры лучше ехать с опытными гидами, которые хорошо знают все маршруты. Подобные поездки, хоть и сложные, но очень интересные. Это своего рода сибирская экзотика.



Красная Поляна в Сочи — прекрасное место для катания, там тоже своеобразный климат из-за близости моря, он очень мягкий и снежный, циклоны приносят обильные снегопады. Кроме того, есть отели со всеми удобствами на любой вкус. Но сезон не длинный из-за теплого климата. Про Поляну у фрирайдеров есть устойчивое выражение: «Ехать под прогноз». Что это значит? Например, ты находишься в Москве, смотришь прогноз погоды и узнаешь, что идет большущий циклон, а значит, там будет много снега. Сразу покупаешь билеты и все выходные раскатываешь суперснег! 

Есть и регионы для продвинутых фрирайдеров, любящих большие уклоны, сложные длинные линии. Например, Эльбрус. Но там и намного опаснее, поэтому кататься лучше только в сопровождении гидов. 

Камчатка — особое место, обязательное к посещению и зимой, и летом. Там развита такая история, как heliskiing — разновидность фрирайда, когда подъем на вершину происходит на вертолете.


Уникальная природа и фантастические спуски к океану или в кратер вулкана. Конечно, это довольно дорогое удовольствие, но впечатлений хватит надолго. При этом ты можешь жить где-то у подножия вулкана. Альтернативой подъемов всегда может быть скитур, снегоходы или даже яхтинг. Камчатка наполнена множеством интересных марщрутов и гор.




Гид 

Вы окончили школу фрирайда, чувствуете себя уверенно и уже подобрали регион для катания, но, правда, не знаете местность. Конечно, можете попытаться изучить ее самостоятельно, но на это уйдет очень много сил и времени, которого, скорее всего, у вас нет. Поэтому я советую нанять гида — так называемого «локала», который живет в этом месте, в курсе всех нюансов, хорошо знает лавинную обстановку и так далее. Он не будет вас учить кататься, просто познакомит с территорией, чтобы вы могли безопасно перемещаться, а также покажет все топовые места с хорошим снегом. 




Правила предосторожности 

Вне трасс любое падение может повлечь серьезные последствия, потому что под снегом может быть камень или дерево. Важно стараться оставаться на ногах. Но, конечно, кроме падений, существует риск схода лавины. Нужно оценивать лавинные риски. Мы также учим, что нужно делать, если под лавиной все-таки оказался человек. Во-первых, кататься надо в группе и следить друг за другом. Необходимо понимать, что человек не может долго оставаться под снегом и порой спасти его могут только члены группы. Поэтому другие райдеры из команды должны знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и, если нужно, найти и откопать самостоятельно.

Важно регулярно освежать знания, смотреть больше видео, настраиваться и, конечно, начинать с фрирайд-школ. Вот самое основное.


О школах фрирайда

Zimaaa!

Если погуглить, можно найти довольно много предложений от разных школ по фрирайду. Одной из популярных является Zimaaa!, которая специализируется на катании вне трасс. В ее команде 20 опытных инструкторов. Каждая программа длится неделю, расписание поездок составлено уже до июня. Со стороны школы организуется только сопровождение и обучение. Цена программы — от 17 тысяч рублей. Билеты, трансфер и отель нужно заказывать отдельно, но на сайте приводится их примерная стоимость, а также подробная инструкция, как и куда добираться. В целом поездка под ключ (вместе с питанием на неделю) обойдется примерно в 62 тысячи на человека. По словам директора школы Светланы Дорожкиной, заявки на недавнюю поездку в Шерегеш подали больше 300 человек.



«Главный критерий отбора — умение человека кататься на всех видах трасс, — рассказала SRSLY Светлана. — Информацию о своих умениях участники, как правило, указывают, когда заполняют анкету на сайте. Затем все приезжают в указанный день в определенное место. Мы делим людей на группы: сначала на лыжников и сноубордистов, а дальше распределяем по уровню катания, по группам — в каждой не больше шести человек примерно одинакового уровня. Мы прекрасно понимаем, что кто-то мог поскромничать относительно своих умений, а кто-то наоборот. Поэтому просим всех проехать небольшой отрезок по склону, чтобы самим увидеть, что он может. Затем начинаются занятия. Как они проходят? В первой части мы рассказываем о технике и делаем специальные упражнения. Во второй — применяем полученные знания на практике. Мы учим получать удовольствие на склоне, а не выживать». 



Школа Светланы Дорожкиной предлагает поездки и в неочевидные места. Если в следующем году границы откроют, то команда школы Zimaaa! отправится в Японию, где ее участники смогут покататься по горам острова Хоккайдо. Программа рассчитана на десять дней и стоит 146 тысяч рублей без учета билетов и ски-пасса. 


ШколаПашкова 

Популярный ведущий Юрий Пашков начал увлекаться экстремальными видами спорта еще в 90-е. В 2006 году он стал вице-чемпионом России по вейкборду за катером, в 2008 году — вице-чемпионом мира по вейкборду на лебедке. Сейчас Юрий — участник мировых соревнований по фрирайду Freeride World Tour и в январе 2021 года отправится на Эльбрус. Три года назад спортсмен организовал свою собственную «ШколуПашкова». 



«Мы вместе с моим другом Денис Братусь создали эту школу для души и для друзей, — рассказывает SRSLY Юрий. — У меня есть бизнес, который приносит мне доход, а школа — скорее хобби и любимое дело. Принцип ее работы такой: мы путешествуем сами и предлагаем друзьям присоединиться. А началось все с того, что мы с Денисом взяли в свое управление вейк-клуб в подмосковном Серпухове, что в 100 км от Москвы. За свои собственные средства мы его отремонтировали и привели в порядок: установили лебедку для вейкборда, раскатали газоны, а также сделали барбекю-зону, места для детишек, шезлонги, качели и так далее. В итоге за лето мы нарастили приличную клиентскую базу. А затем наши же гости и друзья предложили: "Ребята, у вас так круто, незабываемая атмосфера. Давайте что-нибудь придумаем на зиму, ведь лето уже заканчивается". Сама мысль правильная, учитывая, что мы живем в средней полосе и теплых месяцев у нас мало. Так появились еще направления сноубординга и фрирайда. Мы с Денисом одинаково хорошо катаемся и по воде, и по горам». 



Каждый тур Пашкова — это полноценное путешествие, куда входит все: интересный маршрут, билеты, проживание.
Благодаря публичной профессии и общительности, у Юрия есть связи почти везде. По этой причине ему часто предоставляют скидки на проживание в отелях и даже на авиабилеты. 

«Благодаря работе, я общаюсь с огромным количеством людей, — продолжает Пашков. — Знакомился во время диджейских гастролей, путешествий с каналом MTV (когда я там работал) и туров с радио Maximum. И так получается, что кто-то из них работает в вертолетной компании, кто-то в гостиничном бизнесе и других местах, которые могут пригодиться в плане путешествий. И, конечно, они сами предлагают приехать и, естественно, предоставляют специальные цены на размещения, перемещения и так далее. Я трачу на путешествия не такие большие деньги, как мог бы это сделать любой другой человек». 



Расписание ближайших поездок уже можно найти в инстаграме «ШколыПашкова». С 21 по 25 декабря состоится поездка на открытие сезона на Роза Хутор, где Пашков будет еще и диджей-сеты играть. Тур «все включено» стоит 39 тысяч на человека. Забронировать места можно через тот же инстаграм, либо написав в директ, либо позвонив по указанному в контактах номеру. 

«Новый год мы отметим в Египте, а весной поедем на Камчатку, где устроим так называемые «вертолетные катания», но это уже для совсем продвинутых пользователей, — рассказывает Юрий. — На Камчатке мы уже были летом, сплавлялись по реке, летали на вертолетах, посещали тот самый Халактырский пляж — в общем, изучили регион вдоль и поперек и решили вернуться и покататься со склонов местных вулканов. Обычно такая поездка стоит от 300 тысяч рублей, но у нас цена 260 тысяч. Это полный пакет, включая аренду вертолета». 



История райдера-самоучки 

Сергею Фистину 26 лет, он родился в Перми и сам научился кататься на горных лыжах, доске, вне трасс. Впервые он встал на лыжи в шесть лет.



«Меня никто не учил, просто начал кататься и все, — рассказывает SRSLY Сергей. — С шести до десяти лет я занимался горными лыжами, а затем встал на сноуборд, и мне понравилось. То есть у меня уже была физическая подготовка. Кроме того, в Перми сноубординг в принципе развит. Наш климат благоволит к этому. Это холодный край, и снег здесь выпадает часто и обильно. Неподалеку есть горнолыжный курорт Губаха. Там можно кататься по разным маршрутам, хотя за последние годы я их все уже изучил. Еще мы с друзьями были в Шерегеше, где так же катались вне трасс. Гида мы не нанимали, но с нами был чувак, который уже там катался.

Особых секретов у меня нет. Многое зависит от практики, а ее у меня много, так как живу рядом с курортом. Ну и, кроме того, важно, на какой доске ты катаешься. Не надо думать, что они одинаковые: все доски разные, и надо попробовать покататься на многих, чтобы найти свою». 


10 мест для фрирайда в России

1. Приисковый (Хакасия)
2. Мамай (Байкал, Бурятия)
3. Шерегеш (Кемеровская область)
4. Приэльбрусье (Чегет, Кабардино-Балкария)
5. Красная Поляна (Сочи)
6. Аджигардак (Башкирия)
7. Домбай (Карачаево-Черкесия)
8. Хибины (Кировск, Мурманская область)
9. Камчатка 
10. Медвежий (Горный, Хабаровский край)


Фото: Unsplash, Андрей Британишский
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»