Интервью, Музыка — 4 декабря 2020, 13:26

Новый альбом группы «Мумий Тролль» — «После зла». Кушнир, Бекмамбетов, Кауперс и другие о феномене и актуальности группы

Текст:
Ольга Родина
Новый альбом группы «Мумий Тролль» вышел 4 декабря, называется он вполне символично и под стать нынешнему времени — «После зла». Илья Лагутенко и его команда начали работать над материалом еще в прошлом году и планировали выпустить раньше, но 2020-й уже по традиции внес свои коррективы.

По случаю релиза «После зла», а также 20-летия альбома «Точно Ртуть Алоэ» мы решили сделать спецпроект, посвященный творческой биографии группы, и вместе с Тимуром Бекмамбетовым, Александром Кушниром, Джеффом Гринбергом, Борисом Барабановым и другими вспомнили самые интересные периоды из жизни «Мумий Тролля».

Начало: Лондон, «Морская»  

Группа «Мумий Тролль» была основана во Владивостоке 16 октября (в этот же день родился и ее солист) в 1983 году Ильей Лагутенко, когда он еще учился в школе. Правда, в то время коллектив, куда помимо Ильи входили его друзья и одноклассники, назывался «Муми Тролль». Затем появилась дебютная пластинка под названием «Новая луна апреля». Одноименная песня из того альбома звучала на всех дискотеках Владивостока. А потом случилось то, чего никто не мог предвидеть. На апрельском заседании ЦК КПСС песня из-за припева не прошла цензуру. Припев звучал так: 

Новая луна апреля
осветила небосвод,
но мы ей уже не верим,
нам она ничего не несет.

Партийные деятели увидели в этом куплете отсылку к пленуму. В результате группу «Муми Тролль» признали социально опасной. После этого музыканты почти не выступали, но продолжали записывать песни. Так, в 1990 году был выпущен альбом «Делай Ю-Ю», но он не имел успеха, и вскоре группа распалась. К музыке Илья решил вернуться лишь спустя шесть лет, в 1996-м. Тогда он жил в Лондоне, и там же состоялась демозапись альбома «Морская» — в России пластинка вышла в 1997 году. В нее вошли такие треки, как «Утекай», «Девочка», «Владивосток 2000». Правда, на родине альбом изначально приняли неоднозначно. 



«Еще до официального выхода "Морской" Леонид Бурлаков (тогдашний продюсер группы. — Прим. SRSLY) дал мне послушать демку с шестью песнями, — рассказывает SRSLY журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир. — В начале альбом меня вообще ничем не зацепил. Это была очень условная запись с понятными словами и отсутствием какой-либо аранжировки. Возможно, я сам немного тупанул, так как, например, забыл про выражение "поезд ушел", а на кассете как раз была песня про поезда. Когда я ее услышал, у меня просто случился взрыв мозга. Я не понял, какие еще поезда и куда они ушли, о чем это все?! В случае песен "Девочка" и "Утекай" я нюхом почувствовал эротику, но тут много мозгов не надо было. А вот в треках типа "Время тепла", где начиналась какая-то дальневосточная философия, было вообще непонятно, о чем речь… 

Леонид Бурлаков, который тогда был продюсером коллектива, обратился ко мне за помощью как к известному музыкальному журналисту. Группе был необходим пиар. И вот я помню, что Леня сидел на моей кухне и казался мне очень странным чуваком, бросившим на карту все. Гумилев назвал бы его пассионарием, который пойдет до конца. С самим Ильей я первый раз пообщался по телефону (он тогда жил в Лондоне). Помню, что он, как настоящий поэт, пытался искать рифму к каким-то словам в ходе нашего пятиминутного разговора. В итоге получался такой дружественный баттл. На тот момент мне было 30 с хвостиком, и казалось, что я был знаком с огромным количеством людей, которые что-то из себя представляют. А тут появился человек с совершенно иной системой координат. Есть хорошая фраза, подходящая к Илье: "Абсолютно другая оптика, совсем иные диоптрии". 

Фото: Giuliano Bekor


С "Мумий Троллем" у меня связана масса историй. Например, есть интересный эпизод о том, как обзор на малоизвестный тогда альбом "Морская" попал в топовый московский журнал Harper’s Bazaar. В то время глянец в России только начал появляться. И Harper’s Bazaar находился на втором месте по популярности после Cosmopolitan. Все мечтали туда попасть. Однажды у нас с Лагутенко и Бурлаковым состоялся разговор, в ходе которого кто-то из них заявил, что никогда Bazaar не напишет об альбоме "Морская". В общем, они меня завели, и я сказал, что "пробью" место для этого текста, но в обмен на свежую информацию о британской инди-рок-группе Kula Shaker, которая в 90-е была бешено популярной. И Лагутенко, умница, сходил на какой-то очень специфический концерт той группы в самом центре Лондона, а затем написал небольшой текст, который переправил мне, только не смейтесь, при помощи факса. Вышел материал объемом четыре полосы, собрал массу восторженных отзывов. Дело в том, что русский журнал опередил даже главный, нью-йоркский, где у Harper’s Bazaar располагалась штаб-квартира. Они только планировали выпускать статью о Kula Shaker, а мы это уже сделали. В общем, вместе с похвалой я заработал огромный кредит доверия в топовом московском глянце. Потому смог пропихнуть статью о "Мумий Тролле", несмотря на то что группа была, по сути, "беспризорной" — без контракта и лейбла. Но спустя время стало понятно, что все было заслужено.

Илья Лагутенко и Александр Кушнир на рок-фестивале «Сотворение мира»


Многим из моих коллег, музыкальным журналистам, изначально не зашло творчество "Мумий Тролля". Они находили в песнях Лагутенко много пересечений с известными зарубежными исполнителями. Кроме того, тогда все слушали "Чижа" и "Наутилус Помпилиус", а ребята из "Мумий Тролля" по сравнению с ними казались какими-то инопланетянами с Дальнего Востока. Обычно русские рокеры довольно крупные, а тут худенький мальчик Илья Лагутенко, такой даже гуттаперчевый. И где-то в центре Лондона это все было бы признаком высокого штиля — не стиля, а именно штиля — но в Москве тогда фанаты того же "Чижа" смотрели на Лагутенко с недоумением и думали: "Уж не гей ли он? А может, наркоман?" 

Любовь к красивой и необычной одежде у Ильи появилась еще в детстве. Его мама — художник-модельер, и она часто брала сына во владивостокский Дом моделей, где работала.


То есть с самого детства он пребывал в определенной атмосфере. Это все повлияло и на его будущий неповторимый стиль. Первые два месяца в российских турах было тяжело: фанаты пробирались за сцену и воровали одежду группы.

Группа на концерте в Березниках


"Мумий Тролль" всегда был очень необычным и умел удивлять поклонников. Например, презентацию альбома "8" (вышел 8 августа 2008 года) мы провели в маленьком городе Березники в Пермском крае, так как местные бизнесмены дали нам безлимитный бюджет, который не был украден на постройку дачи в Крыму, а использовался на покупку сверхновых бельгийских экранов. Видеооператоров в Пермский край выписали прямиком из Голландии. Когда спрашивали, почему Березники, то гениальный Кушнир отвечал, что это единственное место в стране, куда в 1908 году, то есть ровно 100 лет назад, опустилось НЛО. И СМИ с удовольствием хавали ту информацию. Для Березников, где люди в принципе мало что видели, выступление группы "Мумий Тролль" стало чем-то космическим». 


«Утекай» и «Кот кота»

Дебютный альбом «Морская», который публика впоследствии очень полюбила, имел успех еще и благодаря нестандартным клипам. Александр Шульгин, возглавлявший тогда студию Rec Records, пригласил для съемок режиссера Михаила Хлебородова. В то время он был уже очень известен благодаря работе с Богданом Титомиром (клип на песню «Делай как я») и Аленой Свиридовой (клип «Розовый фламинго». Михаил придумал и снял для «Мумий Тролля» такие клипы, как «Утекай», «Дельфины» и «Кот кота». Альбом «Морская» попал в первую десятку по продажам, а по радио и телевидению постоянно крутили песни «Утекай», «Девочка», «Кот кота», «Владивосток 2000». 

«С Ильей было прикольно работать, потому что он большое внимание уделял именно творчеству, — поделился с SRSLY Михаил Хлебородов. — Мы были единомышленниками. Идеи создания клипов "Утекай", "Дельфины" и "Кот кота" родились после того, как я много раз прослушал сами песни. Музыка "Мумий Тролля" сильно отличалась по настроению от того, что мы привыкли слушать в то время. У Ильи был английский подход к созданию музыки и при этом русская душа. Я получал настоящее удовольствие от рабочего процесса. Первые два клипа на песни "Утекай" и "Кот кота" я снял бесплатно, все деньги были вложены в производство».


«Точно Ртуть Алоэ»

В 2000 году у группы состоялся релиз альбома «Точно Ртуть Алоэ», куда вошли такие будущие хиты, как «Карнавала.нет» и «Невеста?» Альбом был вдохновлен японским роком 90-х, с которым участники группы познакомились во время своего первого визита в Японию, а также глэм-роком 70-х. 

На часть песен были сняты видео. Многим очень понравился анимационный клип на песню «Невеста?», придуманный латвийским режиссером Виктором Вилксом. Известный факт: когда Филипп Киркоров увидел «Невесту», то сказал Вилксу, что всегда мечтал именно о таком видео для своей песни «Однажды». Еще Вилкс сделал клипы на песни «Без обмана» и «Ранетка», которые получились не менее необычными. 

«Точно Ртуть Алоэ» отпраздновал 20-летие в этом году. По случаю юбилея был выпущен независимый трибьют альбома: 16 новых версий культовых песен «Мумий Тролля» от Ивана Дорна, Максима Свободы, Монеточки, Kate NV, «Созвездия Отрезок» и других русскоязычных музыкантов. 

Кадр из клипа на песню «Без обмана», который снял Виктор Вилкс


«Страшно много времени прошло с тех пор, — вспоминает Виктор Вилкс. — Хочется крякнуть и по-стариковски произнести что-то типа: "Да! Времена были великие и альбомы великие. "Шамора", "Морская"… Теперь никто уже не сможет написать такое, а главное, уже никогда музыка и тексты не отзовутся в ушных раковинах слушателей с таким резонансом, поскольку не будет того голода. В Прибалтике, например, "Мумий Тролля" полюбили даже больше, чем БГ. А на съемках клипа на песню "Ранетка" (которые проходили в Риге) и особенно на презентации готовой работы в клубе "Полковнику никто не пишет" царило духовное единение людей и народов. Что еще сказать…

"Невеста" — это оживший поп-арт. Все было придумано в самолете "Рига-Прага", а часть реквизита найдена на пражской барахолке. Успех тех работ связан, как я думаю, с аудиовизуальным голодом публики и с подходом, который предполагал вызывать удивление.

Илья Лагутенко и Виктор Вилкс /Фото: Maris Morlans


Феномен в Илье, в нем самом. Он, видимо, является каким-то аватаром, гостем из потустороннего мира, вакхом, может. Если он читает то, что я написал, хочу передать: "Привет, дорогой! Свети и оргазмируй!"»


«Ночной дозор»

В 2000-е годы началось сотрудничество группы с разными кинопроектами. Так, в 2004-м вышел альбом «Похитители книг», ставший саундтреком к одноименной ленте режиссера Леонида Рыбакова. Кроме того, Илья Лагутенко сыграл вампира в культовом фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», снятого по роману фантаста Сергея Лукьяненко. По словам писателя, Лагутенко — прирожденный вампир.

«В 2002 году я готовился к съемкам фильма "Ночной дозор" и искал актера, который мог бы исполнить роль вампира, — рассказывает SRSLY Тимур Бекмамбетов. — Это, наверно, был первый в истории российского кинематографа фильм, в котором были задействованы вампиры. Среди наших актеров я никак не мог найти того, кто бы обладал теми харизмой, уверенностью и магнетизмом, которые, как правило, бывают у певцов и музыкантов, потому что им приходится долго удерживать аудиторию.

Так получилось, что я обратился одновременно и к Жанне Фриске, которая сыграла ведьму, и к Илье Лагутенко. Они оба замечательно подошли.


Илья сыграл персонажа, обладающего ироничной мрачностью, которая как раз была необходима. Мы как-то очень быстро и легко нашли образы, придумали сцены, а закончилось все тем, что Илья написал главный саундтрек к фильму "Дневной дозор" — "На перекрестках судьбы". 

Фото со съемок фильма «Ночной дозор»
Илья Лагутенко и Константин Хабенский


Я был на его концертах в Лос-Анджелесе. Необычное зрелище, горячий зал. У него есть определенная эстетика и музыкальные пристрастия. Лагутенко появился в 90-е и не изменяет себе. Он сохранил свою аудиторию, к которой впоследствии присоединились ее дети. 

Илья — отзывчивый человек. Как-то я делал очередной фильм "Елки", и у меня возникла необходимость написать песню на стихи "С любимыми не расставайтесь". Я позвонил Лагутенко, и он очень быстро сделал фантастическую песню и исполнил ее вместе с певицей Елкой».


Легенда MTV

В 2007 году группа «Мумий Тролль» выпустила альбом «Амба», название которого переводится с языка народности удэге (проживающей в Приморье) как «тигр». Вместе с альбомом появился клип на песню Ru.Da, снятый в Голливуде американским режиссером Энтони Хоффманом.

На четвертой ежегодной церемонии вручения музыкальных наград MTV Russia Music Awards 2007 группе присудили специальный приз «Легенда MTV» как коллективу, чье творчество оказало решающее влияние на развитие музыкальной культуры в России. Примечательно, что именно с клипа «Мумий Тролля» на песню «Владивосток 2000» началось вещание канала в России в 1998 году. 

Фото: Евгений Цой


«Помню, в год запуска MTV мы с коллегами, все дико модные и продвинутые, слушали разных современных исполнителей, которых в то время было очень много, но "Мумий Тролль" выделялся среди них, — вспоминает Яна Чурикова, в прошлом ведущая MTV. — Думаю, что шарма придавала личность самого Ильи и тот факт, что коллектив из далекого Владивостока. Все вместе это было как-то очень романтично. Кроме того, ребята гордились местом своего рождения, постоянно подчеркивали, откуда они, и хотели, чтобы и остальные полюбили Владивосток через их музыку. Такая преданность родному городу тоже подкупала. "Мумий Тролль" буквально обозначил свой город на музыкальной карте страны. Тогда я ничего не знала о Владивостоке, но благодаря Илье Лагутенко сразу захотела туда поехать, исполнила свою мечту и теперь Владивосток — это любовь. 

Перед самым запуском MTV редакция долго обсуждала, каким российским артистам открыть вещание модного канала, который был таким ведущим связующим звеном между российской и мировой молодежью. Рассматривали разные варианты, но именно "Мумий Тролль" соответствовал абсолютно всем критериям: они делали модную музыку и были ребятами из России. Свежо и уместно смотрелись в международном плейлисте и отражали дух MTV. 



Конечно, надо обладать определенным даром, чтобы создавать музыку, которая будет актуальна и через десятки лет. Плюс еще важно грамотное позиционирование, ведь группа могла бы исчезнуть с радаров, но коллектив себе такого не позволил. Их армия поклонников тоже никуда не делась. Ребята из "Мумий Тролля" смогли создать наследие, актуальное всегда. Да еще и в своем уникальном стиле. Кто из россиян не подхватит слова, если начнет играть песня Юрия Юлиановича "Осень"? То же самое можно сказать и про "Мумий Тролля". Они написали материал, который резонирует уже не с одним поколением и стал частью музыкального ДНК страны. В чем секрет? Для меня это загадка. Наверное, Илья Лагутенко богом поцелованный». 


Американская история

В 2010 году группа, не безразличная к морской тематике, устроила военно-морской тур, в ходе которого концерты прошли на военных кораблях в Кронштадте, Севастополе и Владивостоке. А в 2011-м «Мумий Тролль» еще больше удивил фанатов, выступив в кратере действующего вулкана Горелый на Камчатке. Аппаратуру установили прямо на снегу. 

Примерно в то же время творчество группы начало выходить за пределы родины. Так, музыканты приняли участие в американском фестивале South by Southwest, а также выступили в мексиканских Сервантино и Сакатекасе. Песня «Медведица» была исполнена в прямом эфире американской программы «Позднее шоу с Крейгом Фергюсоном» на канале CBS. Группа записала два сингла на английском — Paradise Ahead и Polar Bear.

Вся творческая деятельность коллектива в Штатах неразрывно связана с именем Джеффа Гринберга, известного музыкального промоутера и координатора академии «Грэмми». Джефф владеет студией звукозаписи The Village Studios, где записывали песни The Rolling Stones, Pink Floyd, Элтон Джон, Леди Гага, Dr. Dre, а также «Мумий Тролль».

Илья с Джеффом Гринбергом


«Ранее я никогда не слышал о "Мумий Тролле", зашел, чтобы просто поздороваться, — делится с SRSLY Джефф Гринберг. — И как только я услышал голос Ильи, музыку, то сразу понял, что они — крутые ребята. Когда ты сколько лет работаешь в этой индустрии, то чувствуешь талант уже на уровне интуиции. Илья рассказал, что они из России, а о нашей студии узнали через гугл-поиск. Затем ребята пригласили меня (а также продюсера Дейва Мэтьюза и других артистов) на свое выступление, которое должно было состояться тем же вечером в Голивуде. В итоге мы увидели незабываемое по энергетике шоу. Тогда я в очередной раз понял, почему занимаюсь концертной деятельностью, и навсегда полюбил творчество "Мумий Тролля". 

Раскручивать группу всегда немного сложно, если о ней мало кто слышал за рубежом. Так было и с "Мумий Троллем", но мы рискнули и вскоре обнаружили, что есть аудитория, в основном состоящая из русскоязычной молодежи, живущей в Штатах и Европе, которой очень нравится музыка группы. В итоге вместе с русскими эмигрантами на выступления пришли иностранные меломаны, и они вскоре тоже стали фанатами "Мумий Тролля". 

В 2011 году «Мумий Тролль» выступила в кратере действующего вулкана Горелый на Камчатке


Я запомнил нашу поездку на родину группы — во Владивосток, который как будто до сих пор еще не до конца оттаял со времен коммунизма и холодной войны. А Илья и его друзья с детства слушали запрещенную рок-музыку. И все это показалось мне очень необычным. 

На мой взгляд, феномен группы "Мумий Тролль" — в самом Илье Лагутенко и его умении слышать и создавать хорошую музыку, распознавать талантливых артистов и поддерживать контакт со своей аудиторией. Талант, смирение, милосердие и огромное сердце — качества, которыми обладают все успешные артисты, которых я знаю». 


Кругосветка на паруснике «Седов»

Илья Лагутенко и Ко всегда умели удивлять публику. Они стали первой в мире музыкальной группой, совершившей кругосветное путешествие, в ходе которого был записан альбом «SOS Матросу». Кругосветка на паруснике «Седов» началась 20 мая 2012 года и закончилась через 14 месяцев. Поездка была посвящена 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории русских географических открытий. Во время плавания путешественники посетили 24 страны и 32 порта. Группа «Мумий Тролль» также сняла музыкально-приключенческий художественный фильм «SOS Матросу». 

«Об Илье Лагутенко я, конечно, слышал, ведь в 90-е годы группа "Мумий Тролль" буквально гремела, да и сейчас она очень популярна, — вспоминает капитан учебно-парусного судна «Седов» Николай Зорченко. — Еще мы с Ильей земляки. Правда, впоследствии из Владивостока я был переведен на "Седов" в Мурманскую область. В 2011 году началась плановая подготовка корабля к выходу в дальнее плавание. И тут на нас вышли товарищи, на минуточку, из администрации президента и сказали, что было бы хорошо внести изюминку в наше кругосветное путешествие и пригласить в поездку Илью Лагутенко и его коллектив. Естественно, я сразу согласился. Во-первых, земляк, во-вторых, личность интересная, в-третьих, морякам действительно зачастую не хватает какого-то веселья, а тут целый "Мумий Тролль"! 



Конечно, приезд музыкантов на борт имел ажиотаж. Хотя Илья довольно скромный парень, себя не выпячивал, и за это надо отдать ему должное. Помню, мы отправлялись от набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, где собралось столько провожающих, что сосчитать было невозможно. И все они хором орали: "Владивосток 2000"!  
А когда Илья выходил на верхнюю палубу и в стиле товарища Ленина на броневике помахивал рукой, то народ аж подпрыгивал.


Мы сразу возвели Илью и других членов коллектива в высокий ранг юных матросов. Они ходили в матросской форме и работали наряду со всеми остальными, осваивали профессию моряков. Жили в курсантском кубрике. Подъем и отбой были по расписанию. В свободное время они занимались спортом или писали альбом.

В некоторых (не во всех) странах, где мы останавливались, музыканты устраивали концерты. Одно из выступлений прошло в финском порту, расположенном недалеко от Хельсинки. Пока шла подготовка и еще какие-то дела… В общем, начали только в 22 часа. Мне показалось, что от залихватских песен "Мумий Тролля" проснулся весь город.



Выступления каждый раз проходили в разных местах — иногда в залах, а порой прямо на палубе. В немецком порту Илья устроил концерт на верхней палубе. Тогда собралось много интересных людей из мэрии, аппарата губернатора и т.д. Вообще, немцы — народ очень дисциплинированный. Они в десять вечера бы уже спать пошли, но какой там сон, когда Илья на палубе свои шедевры выдает! 

Хороший концерт, помню, был в Пусане, в Корее, выступали на корабле. Попросили одного корейского товарища разрешить перенести аппаратуру на борт, и он по доброте душевной это сделал. Но довольно быстро понял, что нарушил суровые корейские таможенные правила — разрешил доставить нерастаможенный груз на чужой пароход. Пока Илья со всеми своими нетленками выступал, этот кореец, бедняга, аж поседел. Помню, что когда мы уже сдавали ему последние барабаны, он был как будто мукой обсыпанный, а ведь в начале пришел черноволосым. В общем, приезд "Мумий Тролля" он запомнил на всю оставшуюся жизнь. 



А когда мы через 14 месяцев, 20 июля 2013 года, вернулись в Санкт-Петербург, то у трапа Илью встречала жена с дочками. Девочки у него бесподобные, и поют, и танцуют. Вообще, семья интересная. Я очень рад, что с ними всеми познакомился. Получилось незабываемое плавание». 


«Вахтенный журнал»

В 2018-м в свет вышел фанбук «Вахтенный журнал», который Илья Лагутенко назвал «настоящим комплиментом сделанному за пару десятков лет». Книга представляет собой сборник самых разных историй, рассказанных поклонниками группы, а также известными музыкантами из групп BrainStorm, «Ундервуд», «Сансара» и других. 



«Первый раз мы увидели Мумий Троллей в Риге на концерте в Zero Zone, куда мы пришли с клавишником BrainStorm Михельсоном, — пишет в книге «Вахтенный журнал» Ренарс Кауперс. — Перед этим мы уже слышали альбом "Морская". Концерт очень понравился, такая сильная энергетика там царила, и Илья, конечно, очень харизматичный лидер. Думаю, я многому научился от Ильи на том концерте, и позаимствовал тоже. Нас иногда действительно сравнивали с "Мумий Троллем", или даже называли "латышским Мумий Троллем". Илья меня очень сильно вдохновил, за что ему огромное спасибо. Также как спасибо за нашу дружбу, которая длится уже много лет.
 
В Риге нас познакомил Алекс Дубас. Ребята сидели в ресторанчике, и я прям на несколько минут присоединился. Помню, я очень стеснялся и волновался. А через некоторое время Илья предложил Brainstorm спеть на русском для одного сборника. Мы до этого на русском не пели, но решили попробовать. Записали две песни: "Все сбылось, как ты загадала", а вторая была наша легендарная песня Lidmašīnas (она вошла в сборник «У1» в 1999 году), которую мы попробовали спеть в ска-стиле. Так появились "Самолеты". И сейчас, на концертах, когда нас очень просят сыграть Lidmašīnas в России, мы несколько куплетов поем уже на русском, как записали в то время.   
Позже мы вместе встречали Новый год на телевизионной башне в Риге, там Илья пел несколько песен в акустике и мы тоже. Было много таких встреч, особенно когда сядешь, подумаешь, вспомнишь, так здорово! Мы много раз встречались, пересекались в совершенно разных городах: Лос-Анджелес, Рига, Таллинн, Москва, Юрмала…
 
Однажды мы с Антоном Корбейном* гуляли по Старой Риге, и тут звонит Илья и зовет в гости. И мы пришли, познакомили Илью с Антоном. Потом их знакомство переросло в сотрудничество, и это было здорово. Я помню, была фотосессия, где у Ильи на пиджаке или фраке были такие длинные рукава. Получился очень хороший плакат.

Группа BrainStorm

 
А в другой раз мы здорово просидели у него всю ночь. У Ильи был фантастический коньяк – “Кизлярский”, если я не путаю. Мы много говорили и много выпили. Солнце вставало, я вышел на улицу, начинался новый день, и я не мог поверить – я был совершенно трезвым! Чудо! Хорошие времена были!»

«В чем феномен "Мумий Тролля"? А в Илье феномен, — говорит Ренарс Кауперс. — В его неожиданных подходах к текстам и музыке, свежести и оригинальности, клипах и костюмах. В его улыбке и невозможной харизме. Илья — изумруд, который не описать, но мы все понимаем, о чем речь. Он обладает магнетизмом, заставляющим повернуть голову, услышав его голос или заметив его появление на сцене. 

Илья и BrainStorm на фестивале Maxidrom в 2004 году/ фото: Игорь Верещагин


Я не только учился у Ильи, но и в 2000-е годы даже чуточку пытался ему подражать. И пение его кошачье, и взгляд, и движения некоторые — все это я немного использовал в своем арсенале.

И, конечно, нельзя не сказать о его дружелюбии. Он не забывает присылать весточки, типа: “Хей! Мы в городе. Можем встретиться”. Последний раз мы общались через экраны и даже песни вместе пели в период весенней пандемии. Время от времени созваниваемся, так как есть идея сделать совместную песню». 


«Восток Х Северозапад»

В 2018 году вышел альбом «Восток Х Северозапад» — это первый диск, записанный в нынешнем составе: Илья Лагутенко (вокал, тексты, музыка), Олег Пунгин (барабаны), Павел Вовк (бас-гитара), Артем Крицин (гитара), Александр DZA Холенко (синтезаторы и технологии). Единственным гостем записи стал участник латвийской группы Instrumenti Шипси (Jānis Šipkēvics). Творческий процесс проходил в Лос-Анджелесе, в частном музее музыкальных инструментов, занимающем историческое помещение одной из первых калифорнийских телестудий.

Фото: Eliot Lee Hazel


«Я частично занимался продвижением и пиаром этого альбома, — вспоминает музыкальный критик Борис Барабанов. — Меня поразило, насколько у группы налажена вся ее онлайн-жизнь. Есть специальные люди, которые отвечают за одно, другое, третье, все работают четко и слаженно. Не было никаких сомнений в том, что материал попадет к слушателю. И как раз тогда у Ильи появился новый имидж: длинный плащ и широкополая шляпа, которую он средним пальцем поправлял на обложке альбома. Я помню, все спрашивали, что бы это значило — это средний палец в том самом смысле, который мы все знаем, или какая-то случайность?

Фото: Eliot Lee Hazel


Илья Игоревич уникален тем, что впитал в себя много разной и качественной западной музыки с одной стороны, а с другой — впитал так же много хорошей советской и российской музыки. И если бы у него была третья нога, то ею бы он стоял на Востоке. Ведь он прошел через службу на Тихоокеанском флоте, работу в Китае, и этот опыт дал ему необычный угол зрения, который мало у кого есть из российских рок-групп.

У Лагутенко русский язык, западное чувство рок-н-ролла и такой хитрый философский прищур, который достался ему, видимо, как раз от Китая.


Раскрыть его секрет, я думаю, никому не под силу, а многие песни “Мумий Тролля” я до сих пор расцениваю как какой-то сложный шифр».


«После зла» и новое время 

Релиз нового альбома «Мумий Тролля» состоялся 4 декабря. В треклисте есть и уже полюбившиеся многим песни «Лира» и «Лето без интернета». Кое-какими подробностями о материале Илья поделился с поклонниками. Например, он рассказывал, что идею написания «Лиры» ему навеял древней японский культ Хотаругари — любование светлячками в летний сезон. 

Фото: Тимофей Колесников


«Я действительно увлекся идеей Хотаругари, — рассказал Илья Лагутенко. — Там много всякого подтекста, как и во всех подобных японских вещах. В частности, романтических и мистических. Мы даже с семьей побывали в сезон в Японии и специально жили в гостинице, в саду которой это самое "светлячковое" действо происходило. Правда, каждый день шел проливной дождь, поэтому многое пришлось додумать. Но, кстати, потом мне написали наши слушатели из Приморья. Оказалось, что  в некоторых районах России это явление тоже можно наблюдать. Осталось светлячковедам дать более точные данные, и будем открывать свои сады. Ну если, конечно, кто-то хочет полюбоваться знакомыми лицами не только в телевизоре.



Мы начали работать над альбомом "После зла" еще в 2019-м, а песни стали как-то сочиняться и собираться года три назад. Но тогда мы были на очередном витке нашего "музыкального путешествия", в бесконечном гастрольном туре...

На 2020-й были забронированы студии в Японии и Америке для завершения процесса, однако пришлось менять планы и в полной мере осваивать "удаленку".


И меня лично результат радует. Название альбома недвусмысленно говорит о том, что в ту прежнюю жизнь, как мечтается многим, мы не вернемся. Наступит новое время».




Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова