Интервью, Интервью — 2 декабря 2020, 19:51

Сердечный алгоритм. Борис Барабанов поговорил с Тосей Чайкиной

Певица и продюсер Тося Чайкина записала музыку с голосом и стихами Ирины Горбачевой, сделала песню для сериала «Беспринципные» и наконец-то упорядочила свои отношения с Москвой и Санкт-Петербургом. Борис Барабанов расспросил Чайкину о том, как она чувствует себя в альянсе с Горбачевой, в киноиндустрии, тиктоке и на новой мансарде на ВДНХ.

Тося, я поздравляю тебя с выходом совместной песни с Ириной Горбачевой «Обняла, люблю, целую». Расскажи, пожалуйста, как у вас так хорошо все сложилось ? 

Я была подписана на Иру в инстаграме уже лет пять и в один прекрасный день вдруг вижу, что и она на меня подписалась. Я аж завизжала от счастья: «Меня зафолловила Ира Горбачева!» Так начали переписываться. И вот однажды, когда мы с Вадиком Балабановым уже переехали в Москву из Петербурга и пошли гулять, мне вдруг захотелось написать Ире. Дело было прошлой осенью. Я отправила сообщение: «Что делаешь? Мы сейчас будем зависать в центре». Было уже холодно, но еще можно было кататься на электронных самокатах. Ира ответила, и мы очень круто покатались втроем. Помню, что я дала ей свою шапку и с того дня эту шапку больше не видела. Мы продолжали общаться, и то и дело всплывала мысль о том, что надо что-то сделать вместе. Я думала, нужно для начала встретиться и просто поджемить, без конкретных задач. Но когда вышли клипы группы «Агонь» с ее участием, мне стало ясно, что у нее действительно может сложиться какая-то музыкальная карьера. Захотелось сделать что-то серьезное. 

Как ты оцениваешь ее вокальные способности? 

Мне нравится, что у нее красивый супернизкий голос, очень редкий. Если говорить в категориях академического вокала, то это контральто. Когда Ира поет, ее голос как бы от всего тела исходит. Я, конечно, помогаю ей, говорю, где нужно спеть поярче, где слова четче пропеть. К тому же Ира пишет потрясающие стихи. В первую нашу сессию стояла задача просто записать вокальную дорожку и отправить другим аранжировщикам. Но я поставила какой-то луп, заиграла аккорды, а Ира вдруг стала что-то искать в телефоне и начала тихо, еле слышно подпевать. Мы импровизировали, и просто с нуля стало появляться что-то мощное в плане энергетики. Встречаться удается редко, все заняты. Хочется уже доделать те пять песен, которые у нас с ней получились, в идеале к Новому году. Хотя, может, будет и больше, чем пять. 

Каждый раз, когда Ира приходит, моя продуктивность резко вырастает. Мы начинаем взаимодействовать, и музыка получается супербыстро. И все песни жанрово отличаются друг от друга. Мне это очень нравится. Она растет как исполнитель прямо на глазах.

Как бы ты охарактеризовала музыку, которую вы записываете?   

Экологи бьют тревогу по поводу пластика, который плавает в океане. Но то же самое происходит в музыкальной индустрии. Слишком много однодневной музыки, которая никуда не ведет, не вдохновляет, просто качает. Слушатель на подсознательном уровне испытывает тоску по музыке, которая наполнена чем-то полезным, которая тебя обнимет и согреет в нужный момент. Ирины песни — они об этом. Даже танцевальные, легкие, они все равно направлены на созидание, а не на разрушение.   

Ира снялась в твоем клипе «Обняла, люблю, целую». Эта песня — часть блока треков, связанных с альбомом «Прямо сейчас»? 

Песня была написана еще в феврале. Вообще, у меня было желание выпустить два альбома с интервалом в месяц. Но я посмотрела статистику и решила с альбомами притормозить. Они нужны только самым преданным слушателям. Из всего альбома «Прямо сейчас» больше всего слушали песню «Танцуй прямо сейчас», потому что это был фокус-трек, и песню «Незнакомая душа». Некоторые треки практически не слушают, хотя они этого достойны. «Танцуй прямо сейчас» не дотянула по прослушиваниям до песен «Слез» и «Буду тебя греть» с предыдущего альбома. А «Незнакомая душа» — это вот как раз такая музыка, которая прямо в сердечко заходит. В общем, я решила пока выпускать синглы, чтобы каждая песня получила внимание, которого она заслуживает. Что касается клипа «Обняла, люблю, целую», то его снял мой давний знакомый Миша Пунга, и это первый клип, на который я потратила деньги. До сих пор бюджет моего видео мог составлять, ну, скажем, пять тысяч рублей. 


Как ты получила работу в сериале «Беспринципные»? Там твоя песня на титрах. 

Как обычно: поступило предложение написать песню для сериала, мне прислали референсы и сказали, что на все есть три дня. То есть фильм был уже снят, и песня требовалась очень срочно. Вроде ее заказывали кому-то еще, был тендер, но я не знаю, кто в нем участвовал. Я сочиняла дома, с гитарой и микрофоном. Мне прислали посмотреть первую серию, и я сначала отправила меланхоличный, минорный вариант песни. Сказали: «Слишком грустно». Я сделала то же самое, только немного изменила аккорды и мелодию — в стиле инди 2007 года. Они ответили «ок», я все это подсвела — и все. С этой песней поставила свой личный рекорд в Shazam. Я не очень довольна качеством этой музыки, времени все же было в обрез. В сериал вошла версия, в которой все предельно ясно и слышно, она и была выпущена. А у меня есть версия, где вокал чуть размазанный, она мне больше нравится. Интересно, что плейлист с этим треком не выходил примерно до четвертой серии фильма, и у меня все спрашивали: «Где найти песню?» Еще были такие наглые ребятки, которые писали: «Скинешь песню, я никому не покажу». Вообще незнакомые. 


Этот сериал специфически московский. Он о людях, утомленных жизнью внутри Садового кольца. А ты, мне кажется, пока еще не стала москвичкой. То переезжаешь, то возвращаешься в Питер. 

Я живу в Москве с прошлого сентября — уже больше года. Просто иногда приезжала в Питер, потому что мне прикольно там бывать. К тому же летом у меня там случилась любовь, поэтому много времени я провела в Петербурге. С Москвой достаточно понятные отношения. С 2018 года я готовила себя к этому городу, в нем все начало работать в нужном направлении. Здесь очень здорово что-то делать. В Питере же у меня была выключена любая мотивация: там сам вайб не особо располагает к какой-то серьезной работе. В 2017 году я могла каждый день напиваться, тусоваться, страдать, спать по 18 часов в сутки. Наверное, это можно назвать депрессией, хотя у меня ее не диагностировали. Так выглядело восстановление после периода абьюзивных отношений, который был в моей жизни. Наконец меня все это достало, и я задумалась о переезде, тем более что со мной переезжали и мои друзья — Вадим Балабанов и Ванька (парикмахер, который меня красит и стрижет). Мы сняли квартиру на троих. И это было не страшно. Людям страшно менять место жительства, когда они перемещаются в одиночестве. А мы были вместе. Долго жили на ВДНХ, но у нас случился конфликт с хозяевами. Потом мы с Вадимом переехали на Тверскую. Но я устала платить 38 тысяч за маленькую комнатку. Теперь живу в мансарде на ВДНХ, которую сама же отремонтировала. Мне здесь очень хорошо. Это мое место, здесь я могу творить. 


Помню, как мы с тобой ночью гуляли по Питеру, и ты переписывалась с Димой Биланом, для которого что-то сочиняла в тот момент. По-прежнему пишешь для других артистов (если не считать Иру Горбачеву)? 

Было такое, да. Диме очень нравятся песни «Буду тебя греть» и «Слез» с моего альбома «Сделано в айфон». Вообще, мне всегда прикольно писать для других. Это очень классная практика. Потому что ты не ловишь какую-то музу, которая придет неизвестно когда, а решаешь конкретную задачу. Ты можешь этого человека считать, вдохновиться им, что-то придумать, чтобы и ему это понравилось, и людям.      

А что ты сейчас делаешь для себя? Что-то похожее на альбом «Прямо сейчас»? В нем ты звучишь совсем по-взрослому. 

Какие-то наброски я делаю в айфоне, какие-то в аблетоне на домашней студии. Есть и глубокие песни, и легкие, простые. У меня, например, есть смешная песня про «мини-купер», но я не понимаю, стоит ли ее релизить. Потому что всякие рэперы спели, кажется, про все тачки, и с моей стороны это будет неоригинально и неактуально. 

Ты стесняешься простых песен

Я сама себя раньше критиковала, когда получались слишком легкие, смешные песни. У меня даже есть трек про чайхану, и те, кто меня не знает, могут подумать, что это всерьез. 


Такое, наверное, хорошо пошло бы в тиктоке? 

В тиктоке я просто какая-то бабка. Вообще, в тренды может вылететь все что угодно. Я подписана на одного мужчину восточной внешности, который разговаривает высоким елейным голосом, и у него все ролики на тему еды. Например, он говорит: «Сегодня я хотел приготовить хлеб, но получились булочки. Вот мы теперь пьем чай с тетей и мамой. Всем хорошего дня». Такой милашка. И он звезда. В тиктоке что работает? Либо трэш, либо клан тиктокеров, либо что-то музыкальное, либо образовательное (но такого очень мало). Можно, например, выцепить хорошие рецепты. Что касается меня, то я как-то по приколу выложила видео, где мой знакомый измерял давление под песню Моргенштерна «Кадиллак»: «Эй, посмотри, наверху 123, а внизу под 90, мне чуть больше двадцати». Это набрало около миллиона просмотров. И люди стали снимать ролики о том, как они делают то же самое под эту песню. Удивительно, как работают эти алгоритмы! Когда я что-то пела или выкладывала куски концертов, это было далеко не так интересно. Пыталась делать смешные или тупые видео. Но больше той песни с измерением давления ничего не качнуло пока. 

Твоя карьера только-только приобрела какие-то человеческие очертания, у тебя появился лейбл, внятный менеджмент, начались концерты — и тут грянул COVID-19. Как ты выживаешь сейчас?

Точно не за счет стриминга или концертов. Какие-то выступления были в августе — и все. За альбом «Сделано в айфон» (2019) мне раз в четыре месяца приходит 35–40 тысяч рублей. На это не разгуляешься. Но слава богу, пришли деньги за саундтрек к «Беспринципным». И я сейчас делаю песню для одного молодого человека, который попросил написать трек к рождению его ребенка (он родится через полгода). Такого рода заказы очень помогают. 

Круто, что в это тяжелое время я все же могу самостоятельно писать музыку. Мне хотелось бы больше работать в киноиндустрии. Очень нравится дополнять своими звуками существующие картинки. Работа в кино и создание музыки на заказ, можно сказать, спасли меня.  

Фото: Вадим Балабанов
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками