Мэтр итальянского кино Федерико Феллини дал наказ всем будущим поколениям: «Жить нужно сферически — в разных направлениях. Никогда не теряй своего детского энтузиазма, и все получится». Эти слова хорошо характеризуют тот задор, который следовало бы сохранить и нести сквозь свою жизнь современному жителю мегаполиса.
Но посыл среды «будь активным, творческим, любознательным и страстным» может быть весьма коварным. Когда доступно астрономическое количество возможностей и остается лишь сделать выбор, человек сталкивается с непониманием собственных желаний, со своей нерешительностью, которая оправдывается недостатком времени и других ресурсов и, в целом, с перегрузками большого города. Поэтому, размышляя над тем, как развивать себя и свои способности, главное — позаботиться о себе и ответить на важный вопрос: что сейчас хочу я? Вместе с образовательной платформой «Нетология» мы подготовили эту статью о том, откуда в человеке желание развиваться и почему ему стоит следовать.
Сейчас реализовать свое желание может каждый, и эти порывы поддерживаются обществом, в котором поощряются обучение и саморазвитие на протяжении всей жизни. Естественным и уж тем более нестыдным становятся реализация на любом этапе своей жизни творческого потенциала, самопознание с помощью различных практик, резкая смена профессии и проявление любопытства к различным областям знаний. Новый опыт доступен всем, стоит только захотеть. Но, прежде чем заниматься самоактуализацией, как говорят психологи, надо удовлетворить голод, обустроить место для жизни, далее стать частью сообщества, испытать привязанность, обзавестись чувством собственного достоинства, достичь успеха. Согласно пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, социолога и психолога второй половины ХХ века, в такой последовательности человек удовлетворяет свои нужды.
Саморазвитие как потребность, относящаяся к духовному уровню, выражается в тяге к самовыражению, к наиболее полной реализации своего творческого потенциала и своих способностей. Поэтому если у вас есть интерес к новому делу и к своим желаниям, то стоит его поддержать. Это значит, что наступил этап, когда хочется уделять внимание себе, чтобы жить насыщеннее и более полно. Если же нет ощущения жажды нового знания или стремления что-то менять в себе, то и это абсолютно нормально, и значит, что потребность в саморазвитии не созрела и сейчас вами решаются другие задачи и удовлетворяются другие потребности.
Таким образом, каждый раз, выбирая себе хобби, профессию или направление для учебы, мы осознанно или неосознанно исходим из того, какую нашу потребность в данный момент надо «накормить». Давайте рассмотрим на примере разных поколений, как возраст, жизненный этап, внешние обстоятельства и внутренние побуждения влияют на мотивацию и выбор.
Миллениалы выросли в среде, которая в большей степени была направлена на достижение внешних целей — положения в обществе, материальных ценностей, формирование имиджа, успеха в различных сферах жизни. Поэтому при выборе направления для саморазвития ими могут руководить страх стать скучным для своего окружения, стремление вписаться в общество, недостаток навыков и знаний для профессионального роста, желание снять стресс, внутреннее напряжение и внешнее давление.
Миллениалы — костяк современного мегаполиса, его движущая сила и боевая мощь, но им стоит научиться притормаживать и выравнивать свой пульс, чтобы избегать профессионального выгорания, идти в ногу со временем и успевать распознавать свои истинные желания. Этим полезным качеством как раз обладает поколение зумеров, которое сейчас набирает силу и трансформирует профессиональные и личные отношения. Оно умеет опираться на внутреннее самоощущение, спрашивать себя, что нужно именно мне, а не социуму. Зумеры работают и живут, исходя из внутренней свободы, внутреннего одобрения своих действий, независимости от чужого мнения, с опорой на собственный интерес и развитие своих способностей.
В итоге все сводится к тому, что для ответа на вопрос «чем же мне заняться?» требуется понимание своих желаний и своего внутреннего ритма, который позволит добиться гармонии в повседневной деятельности. Стресс, усталость, перегрузки, бессилие и отсутствие желаний исходят из многих причин, но одна из них — непонимание себя. Помочь сбалансировать вашу внешнюю активность с внутренним состоянием могут духовные практики, психотерапия, внимание к телу через спорт, массаж и другие телесные практики, а самое главное — качественный отдых.
Решая посвятить свое время разным видам деятельности — спорту, творчеству, музыке, психологии, бизнесу, человек переключается между сферами жизни и таким образом отдыхает от рутины и обогащает себя. Когда делаешь что-то для себя, появляется вдохновение — энергия открытия нового, заряжающего тело, разум и душу. То есть обучение чему бы то ни было может стать способом профилактики эмоциональных и интеллектуальных застоев. Когда я решаю потратить свои ресурсы на нечто новое в моей жизни, то делаю вложение в себя. Я хочу испытать себя, исследовать свой потенциал и способности, я хочу заявить о себе и прочувствовать свою силу, разобраться, что мне нравится и что подходит. Если любишь делать что-то, то обязательно найдешь для этого время и силы.
Вкладываясь своими ресурсами в нечто новое, взамен мы получаем очень ценную вещь — опыт, именно он облагораживает и развивает нас. Ф. Перлз, отец-основатель гештальт-терапии писал: «Для меня обучение — это открытие. Я обучаюсь чему-то с помощью опыта». Зачастую молодой человек, который вырвался из-под власти вуза и/или семьи, чувствует потребность испытать себя, уйти от стереотипов прошлого поколения, связанных с тем, как ему строить свою жизнь. Тогда стоит жадно пробовать новое, набираясь собственного опыта, и искать направления, куда применить свою энергию.
Сходные ощущения могут возникать у человека, который застопорился в своей карьере, ищет пути развития себя и своего дела. Помочь попробовать заниматься новыми, нешаблонными вещами может профориентация, причем в любом возрасте. Например, в «Нетологии» есть возможность пройти бесплатное тестирование и выбрать интересную для себя сферу развития, а дальше на курсе «Диджитал-старт: первый шаг к востребованной профессии» обнаружить или поддержать в себе качества, которые пока находятся в «спящем» режиме, но которые позволят вам построить новую карьеру. Наши открытия непредсказуемы, но новый опыт может помочь сдвинуться с места, если вы где-то подзастряли, и дать творческий импульс для решения своих задач.
Мы хотим вести интенсивную, но сбалансированную жизнь. И, поскольку всевозможных занятий, которые могут заполнить все свободное время, много, к выбору стоит подходить осмысленно. Если он делается осознанно, то план легко претворяется в жизнь. Необходимо нащупать собственный ритм, который позволит слышать себя, чутко относиться к своим желаниям и потребностям.
Перегрузка информационная, физическая, эмоциональная ослабит восприятие нового, и былой интерес погибнет от усталости. Поэтому осознанность в выборе направления для учебы поддержит хоть бы и составление списка желаний. Можно сначала определиться с наиболее привлекательным и подходящим форматом, к примеру: заниматься непременно в группе единомышленников или же индивидуально общаться с учителем, продуктивнее работать из дома онлайн или посещать новые места, интенсивно заниматься чем-то в течение короткого времени или же неспешно и обстоятельно посвятить делу продолжительный отрезок времени. Исходя из этого составить список областей, куда стоить вкладывать свои время, деньги и энергию. Или же стоит сначала определиться, что актуально для вас в данный момент: релаксация, самопознание, профессиональный рост и так далее.
Зачастую, погружаясь в новый для себя процесс, получаешь намного большее, чем просто освоение какого-то навыка. Следование за своим интересом, профессиональным или духовным, может быть удачной стратегией. Ведь в разное время будут актуальны разные вещи, поэтому, прислушиваясь к себе, определяйтесь с приоритетами и составляйте планы. Они помогут вам сосредоточиться на действительно важных именно для вас вещах здесь и сейчас.
Вот вы выбрали направление, в котором вам интересно развиваться. Захотели учиться. Посмотрите на формат образовательного процесса, актуальный сегодня. Он выстроен так, чтобы студенту самому хотелось открывать себя с новой стороны и изучать свои потребности и желания. В центре программы находится студент, а директивный характер освоения навыков от учителя отходит на второй план. Что это значит? Студент уже не должен пассивно ждать, когда преподаватель даст ему слово, он вовлекается в занятие, задает вопросы, которые интересны конкретно ему. И сегодня для образовательного учреждения цель студента — основа формирования процесса обучения.
«Нетология» — адепт подхода lifelong learning. Чтобы давать студентам актуальные знания, компания сама постоянно учится. Это касается и улучшения подходов к построению образовательного процесса, и развития сотрудников. Причем это развитие может происходить как вертикально, так и горизонтально — выбор за сотрудником, лишь бы этот выбор его драйвил.
Что это значит для студента? Команда «Нетологии» постоянно транслирует ему эту культуру самообучения. Это происходит через формат и подачу материала: сначала студент понимает, что именно он хочет получить от курса, какие блоки ему интересны, а какие нет, какие задачи он хочет решить обучением. А координаторы и преподаватели стараются адаптировать контент под разные блоки и модули программ в зависимости от запроса студента. Например, решая освоить комплексно профессию в сфере аналитики в «Нетологии», студент сам выбирает интересующие его модули в рамках обучения, а на курсы по маркетингу могут приходить учиться специалисты смежных направлений и изучать только те блоки профессий, которые им важны в их работе.
С помощью такого подхода студент учится самостоятельно принимать любые решения в профессиональном развитии. Он прекрасно понимает, что ему нужно, каких знаний не хватает и как их получить. Он не ждет помощи извне, поэтому и его обучение становится индивидуальным и осознанным.
На правах рекламы.