Драма про советскую пластическую хирургию с Денисом Шведовым и Петром Скворцовым. Новая экранизация «Черного нарцисса». Немецкая рождественская комедия от Netflix и новый сериал с Кейли Куоко. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает о сериалах этой недели.
Середина шестидесятых. Партия отказывает талантливому хирургу Льву Преображенскому (Денис Шведов) в создании института красоты — советский человек прекрасен внутри, и этого достаточно. Но вскоре после проведения экстренной и секретной пластической операции КГБ разрешает негласно открыть экспериментальное отделение, которое, впрочем, должно себя положительно зарекомендовать. Преображенский уговаривает другого одаренного хирурга Игоря Зорина (Петр Скворцов), невзирая на их былые конфликты, поработать какое-то время вместе при условии, что он поможет молодому коллеге сбежать за границу. Новая возможность — тяжелая ноша ответственности под мягким (до поры до времени), но внимательным круглосуточным надзором.
Не советские «Безумцы» (хотя по убедительности исполнения «Доктор» к этому званию куда ближе, чем позиционируемые таковыми «Оптимисты» Попогребского) и даже не «Части тела» про пионеров пластической хирургии. Нечто совершенно иное. Настроение «Доктора» напоминает скорее Кроненберговских «Связанных насмерть» — естественно, с оглядкой на эпоху и нравы. Большая (в отношении характеров) костюмная драма, микрокосмос которой сужен преимущественно до небольших квартир, коммунальных комнат, штабных кабинетов, больничных коридоров и операционных. «Доктор», что свойственно кинематографу Сергея Тарамаева и Любови Львовой — сериал актерский и перверсивный в фундаменте концепции. Преображенский старается маскировать физические деформации своих пациентов, но осторожничает, полагаясь на человечность и нежелание навредить прежде всего уму и сознанию. За видимой черствостью кроется травма, его шрам — родная сестра, которую тот опекает. Зорин, наоборот, в силу нарочитой прогрессивности взглядов готов работать с любым телом и проблемой, даже самой формальной. В одной операционной сошлись, конечно, не волна и камень, а люди сложные, сломанные и травмированные не менее пациентов, просто с нужной выдержкой и талантом. Про иных режиссерский дуэт Тарамаева и Львовой пока фильмов не снимал.
Где посмотреть: Первый канал
«Бортпроводница» (The Flight Attendant)
Небо. Самолет. Легкомысленная девушка. Кэсси (Кейли Куоко) — бортпроводница, над которой не без причин посмеиваются коллеги. Она не прочь пофлиртовать с пассажирами, принять на грудь во время полета, а в перерыве между рейсами самозабвенно отдается праздному шатанию по новым для себя географическим территориям с целью хорошенько оторваться на очередной вечеринке. Мимолетный роман с русским бизнесменом Алексом (Михиль Хаусман) закономерно заканчивается безудержным загулом. Поутру Кэсси находит рядом с собой остывшее тело мужчины с перерезанным горлом. Вспомнить, что происходило накануне, затруднительно, проблем только прибавляется: усиливается паранойя, ФБР начинает проявлять активный интерес.
Первый большой телевизионный сольный проект артистки Куоко после закрытия «Теории большого взрыва». Образ, как полагается, шабутной. Родные изредка звонят Кэсси с расчетом прочесть морализаторско-мотивационную речь. Сама девушка про свои пагубные привычки все понимает прекрасно, но если твоя жизнь — вечеринка, зачем заканчивать ее самую лучшую и шумную часть? Неоправданно чрезмерный в своих художественных изысках иронический детектив. Полиэкран, анимированные титры стилизованы под «К северу через северо-запад» (сам сериал тоже смотрится как своеобразный реверанс фильму с Кэри Грантом). Кэсси регулярно беседует в своем подсознании с мертвецом Алексом, разбрасывающимся ленивыми хохмами про разложение и увечья. Хичкоковская блондинка в форме, как с рекламной открытки американских авиалиний, вновь напивается. Не удовольствия ради, а из-за стресса. При первой встрече с Алексом Кэсси шутит про томик Достоевского в его руках и характеризует себя через «Доктора Живаго». Пример показательный, начитанная оторва разве что не цитирует классику наизусть. Несочетаемое при должном таланте можно сложить в органичный коллаж, тогда как «Бортпроводница» распадается на многообразие юмористических этюдов, подсмотренную у Хичкока концепцию «случайного человека» и прочие конспирологические домыслы. Плохое бульварное чтиво за глянцевой обложкой не скроешь.
Где посмотреть: HBO Max
«Родком»
Устроив на стройке благородную стачку и добившись начисления выплат себе и коллегам задержанных зарплат, Сергей (Виктор Хориняк) возвращается к себе домой и застает супругу в объятиях другого мужчины. Обманутый муж переезжает, забирает двенадцатилетнего сына, воспитанием которого до того почти не занимался, и переводит его в другую школу — ту, где учился сам. Грядет развод, отцу нужна хорошая рекомендация, чтобы суд оставил ребенка с ним. Самым надежным вариантом оказывается родительский комитет, заведует которым Света Суркова (Ольга Лерман), которую Сергей два десятка лет назад не только дергал за косички, но и просто не давал житья на протяжении всей средней школы.
Ситком про надоедливый родительский чат в мессенджере. План экскурсий на апрель, сломавшийся проектор, который давно стоило бы починить, и прочие радости организации жизни собственных детей. Умеренно смешно, напоминает прошлогодних «Дылд» — вместо девичьей сборной по волейболу привыкший выражаться прямо и безапелляционно герой должен сплотить вокруг себя несколько матерей. Юмор бытовой, воспевает порой непомерные родительские усилия. Например, упорные попытки сделать поделку глубокой ночью, чтобы ребенок получил пятерку. Пилот некогда существовал в другом виде, вместо рубахи-парня Хориняка главную роль исполнял куда более сложный по типажу Ильин-младший. Представить себе предубеждение принципиальных мамочек против последнего куда проще, чем женское недоумение при виде пышущей положительным обаянием звезды «Последнего богатыря». «Родком» опоздал: пять лет назад сериал стал бы хитом, десять — культом на уровне «Папиных дочек». Сейчас это рядовая премьера телесезона про то, что быть отцом здорово, а в суетливой помощи с домашним заданием есть своя трепетная радость.
Где посмотреть: СТС
«Спасенные звонком» (Saved by the Bell)
После идиотской реформы, инициированной губернатором штата Калифорния (Марк-Пол Госселаар), бюджет образовательных учреждений был урезан на десять миллиардов долларов. «Вместе мы что-то придумаем», — заканчивает свое выступление политик. Решения лучше, чем перевести всех студентов закрывшихся учебных заведений в элитные частные школы, не находится. Интеграция гладко не проходит: классовая борьба, конфликты идеалов и прочие неурядицы только множат столкновения подростков на переменах. Но дети справятся, подружатся и как-то доживут до последнего звонка.
Прямое продолжение одноименного сериала конца восьмидесятых годов. На сегодняшний день один из наиболее привлекательных проектов стриминг-сервиса Peacock. Здоровая молодецкая глупость и прочие радости школьной комедии. Дух девяностых, привилегированные дети силятся понять рабочий класс, взрослые не унывают, не оправдав собственных надежд. Задача воспитать новое поколение превыше всего. Миссионерская функция «Спасенных» осталась такой же: в преувеличенных обстоятельствах подготовить юного зрителя к взрослой жизни. В пилоте, к примеру, остроумно высмеивают левую идею — какой бы благой идеей всеобщего равенства ни был озадачен кандидат на пост президента школы, без обещания «подарить каждому по морской свинке» победы не будет. Некогда «Спасенные» предвосхитили волну популярности школьных комедий, оказавшуюся на пике к концу девяностых. За это время вышло несколько полнометражных телевизионных спин-оффов: про колледж, свадьбу одного из героев, каникулы и, наконец, ребут с новым поколением учеников. Теперь, к началу нового десятилетия, изрядно повзрослевшие актеры возвращаются к своим ролям. Интереснее всего рассматривать новых «Спасенных звонком» через карьеру Элизабет Беркли. Некогда первый сезон сериала сделал из нее подающую надежды молодую звезду. Но вместо того, чтобы благополучно пробовать себя в ромкомах и идти по проторенной тропе характерной актрисы, Беркли снялась в «Шоугерлз» Пола Верховена, получила роль всей своей жизни, пережила травлю, сокрушительный коммерческий провал фильма и свою карьеру фактически похоронила. За все девяностые она появилась только в самом раннем продолжении по горячим следам сериала, и вот, спустя двадцать лет, когда монетизация ностальгии добралась и до «Спасенных», Беркли снова на малом экране в компании все тех же коллег (которые, впрочем, не имеют в послужном списке ничего равнозначного «Шоугерлз»).
Где посмотреть: Peacock
«Что случилось в Рождество?» (ÜberWeihnachten)
Бастиан (Люк Мокридж) мечтает о карьере музыканта, но вынужден вкалывать по минимальной ставке в колл-центре. На звукозаписывающих студиях над его романтическими балладами посмеиваются, потому мужчине не остается ничего, кроме как ждать Рождества. В провинции и родная семья, и тепло, и уют. По приезде домой Бастиан узнает, что Фине (Кристина ду Рего) — девушка с которой он расстался год назад, — теперь встречается с его братом Николасом (Лукас Райбер).
Очередная кража Рождества у родных и последующее сентиментальное единение. Была девушка — найдется лучше. Бастиан витает в облаках: распевая на улице песню, он мнит себя рок-звездой; услышав в банке плохие вести о своем сберегательном счете, представляет, как направляет на администратора пистолет. К третьей и финальной серии он свыкнется с реальностью, потому что сам кузнец своего счастья. Сам герой в глазах окружающих — также житель большой мечты под названием Берлин. «В столице круто», — то и дело твердят ему при встрече. «В гостях хорошо, а дома лучше», — грустным взглядом окидывая собеседника, как бы говорит Бастиан. Христианское всепрощение, обязательно резкая и мудрая бабуля, которая подскажет верный путь, — все это жанровые «маячки», неизменно трогающие. Комедия про рождественское перевоспитание плохой быть не может, пусть ÜberWeihnachten и очень старается.
Где посмотреть: Netflix
«Черный нарцисс» (Black Narcissus)
Несколько католических монашек во главе с сестрой Клода (Джемма Артертон) направляются в Гималаи с намерением обосноваться там и открыть церковно-приходскую школу. На месте все оказывается менее благоговейно, чем они предполагали. Миссионерская миссия невыполнима, местные агрессивны и мелочны, а внутри каждой из монахинь зреет неразрешимый внутренний конфликт.
Новая экранизация одноименного романа Румер Годден. Художественно еще более архаичная версия текста, чем канонический фильм 1947 года, поставленный дуэтом Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. В той картине роль сестры Клода исполняла Дебора Керр. У актрисы Артертон лик святой, но дальше этого преображения «Неотразимой Тамары» ни роман, ни его визуальное воплощение ничего не приобрели. На втором плане старая гвардия: Дайана Ригг (последнее появление на экране) и Джим Бродбент, молодое поколение на их фоне, увы, теряется. В кадре у каждого из исполнителей, словно своя, вполне конкретная задача: Эшлинг Франчози трактует текст Годден и свою роль, как «девочки мертвые в глазах», играясь в страх и ужас, а Алессандро Нивола — так и вовсе, словно это «Трамвай "Желание"». На новом «Нарциссе», очевидно, экономили: фоны Гималаев отдают фиолетовым оттенком, а декорации напоминают халтурные задники британского телевизионного кино полувековой давности. Повторяется история недавней экранизации «Имени розы» Умберто Эко, громкое название-бренд, благородный первоисточник, производство в Европе, но ничего катастрофически не получилось даже в отдельных сценах.
Где посмотреть: FX