Признаюсь честно, была удивлена, когда узнала, что ты записала свой первый трек, да еще и в жанре рэп. Давно хотела это сделать или все получилось спонтанно?
Хотела давно, еще года два назад. Потом, когда появилось свое шоу на ютьюбе, думала над тем, чтобы записать трек, который станет еще и отбивкой к выпускам. Но в итоге могу сказать, что в жизни все случается именно тогда, когда нужно. За те полтора года, пока мы делаем «Подруг», мне удалось накопить побольше опыта, сформировать свое видение с помощью историй, присланных девчонками из разных уголков страны. Все это трансформировалось в трек.
Получается, что это социальный трек?
Да, социальный, а еще мотивационный. Он называется «Оргазм». Там о феминизме и равноправии, о женщинах и сексе.
Какое говорящее название…
Да, вообще, по большей части песни про любовь и отношения очень грустные, что-то из серии: «Он от меня ушел, теперь я страдаю». Начитавшись за год историй в директе, я решила сделать трек, после прослушивания которого женщины смогут почувствовать себя увереннее, захотят поднять голову и выпрямить спину. Пусть он будет непрофессиональным в музыкальном плане, но ты включишь его и будешь чувствовать себя круто.
А раньше ты читала рэп?
Это мое хобби, люблю быстро читать какие-то тексты, оттачиваю так дикцию и подачу. К тому же не забывай, что я росла на треках Noize MC.
Пытаюсь вспомнить известных русскоязычных рэперш, и на ум приходят только Tatarka, Марина Кацуба и еще парочка. У нас почему-то так сложилось, что в России рэп — это вообще не женская территория, а тут ты со своим треком. Не страшно?
Нет, потому что я не собираюсь пока ничего другого выпускать и становиться рэп-исполнительницей. Но даже если бы собиралась, меня все это, наоборот, заряжало бы. Женский рэп в России — пока не занятая ниша, круто быть в числе первых. Скажу лишь, что у меня есть кое-какие мысли, которые я могла бы оформить в музыкальную оболочку, но уходить в эту сферу точно не собираюсь.
Какой реакции ожидаешь от слушателей?
Реакция будет разной, думаю, слушатели разделятся примерно 50 на 50. Кто-то скажет, что это круто и здорово, что это действительно кого-то смотивировало, а другая половина, что трек — полное говно, что такое вообще не стоило выпускать. Но я себя настраиваю, что если песня хотя бы кому-нибудь поможет, слова останутся где-то в подкорке, то все не зря.
Меня восхищает твое отношение к хейтерам. Тут очень показателен ролик про премию «Бесит, не знаю почему», где ты высмеиваешь весь негатив. Как тебе удается с такой иронией относиться к этому?
До сих пор удивляюсь тому, что люди говорят и пишут обо мне и моих проектах, но когда уже в течение трех лет с этим живешь, то понимаешь: весь этот хейт не остановить, и остается только смеяться. Не скажу, что гневные комментарии никак меня не задевают, иногда я все еще рефлексирую на эту тему. Если честно, вообще не верю, что к этому можно до конца привыкнуть.
Как думаешь, откуда такая реакция на тебя? Потому что ты затрагиваешь в своем шоу темы, которые другие боятся обсуждать?
Наверное, я просто отношусь к тому типу людей, которые бесят остальных. Других объяснений найти не могу, потому что так было еще в школе: меня ни с того ни с сего называли шлюхой, хотя я была девственницей, а девочки, которые улыбались мне в лицо, обсуждали за спиной… Вот такой я типаж, значит. Пытаюсь с этим смириться, относиться с иронией, потому что понимаю, что у людей срабатывает на меня какой-то триггер. Все же круто, что они искренне делятся своими эмоциями, пишут: «Блин, она вроде полезные вещи делает, но все равно меня бесит». Может быть, я выгляжу как-то, может, у меня тембр голоса какой-то бесячий. Стараюсь это принимать.
После интервью с Манижей ты запустила челлендж #нежныеизъяны, цель которого, как я поняла, показать, что каждый человек красив и индивидуален. Были ли у тебя какие-то комплексы, связанные с внешностью? Как ты смогла принять их?
Они приходят в мою жизнь волнообразно. Есть периоды, когда я чувствую себя на коне, а потом вдруг появляется неуверенность. Но не сказала бы, что это прям комплексы. Слава богу, я не переживаю по поводу веса, нет постоянных мыслей, что надо бежать на тренировку. Вот в детстве у меня было много комплексов: думала, что полненькая, следила за калориями… И еще щеки! Считала их большими. Но потом меня как-то отпустило.
Да, я долго думала на тему того, кто вообще считается привлекательным, и поняла: важна даже не внешность, а то, как ты себя чувствуешь и подаешь. Когда кажется, что кто-то смотрит на тебя, думая, что ты какой-то не такой, скорее всего, это не так. На самом деле люди думают только о себе. Поэтому прежде всего ты сам себе должен нравиться.
Так сложилось, что с первого по шестой класс в моей жизни не было людей, которые говорили мне, что я симпатичная. Все, наоборот, загоняли в комплексы: то бойкоты устраивали, то мальчики называли бочкой с пивом, хотя я не была толстенькой, я была обычной. У меня просто были розовые щечки, поэтому кому-то, видимо, казалось, что я полненькая. Потом перешла в новую школу, там узнала, что огромному количеству людей кажусь симпатичной.
Подруги часто смеются из-за того, что я очень рано начала встречаться с мальчиками. Истории хартбрейков началась для меня еще в начальных классах. Тогда мама говорила мне: «Пока не полюбишь себя, тебя никто не полюбит». Я попыталась это усвоить.
Сейчас, наверное, скажу банальность, но, пройдя через муки гастрита, цистита и прочего, я поняла, что здоровье намного важнее. Вот не болит желудок — у меня сразу шикарное настроение, кайфую от всего, ем что-то вкусное, даже не думая о лишних калориях. Иногда, конечно, бывает, что я возвращаюсь в эту пучину сомнений. В такие моменты стараюсь сама себе по щам надавать, чтобы прийти в норму.
В одном из своих интервью ты сказала: «Я не родилась феминисткой. Мне приходилось ломать себя. Мне всегда говорили, что надо быть красивой ради мужчины». Очень хочется понять, как ты пришла к осознанию, что надо себя ломать, что феминизм, который не уходит в какие-то крайности, это хорошо?
Поначалу у меня было отторжение, потому что я всегда всего добивалась сама, не было никаких ущемлений, или, может, просто не замечала их. Но позже, когда углубилась в тему, мне стало ясно, что это все очень важно, начала смотреть разные видео, читала литературу на эту тему. Тогда еще не существовало классных достоверных источников. Сейчас из российских блогеров, кстати, Ника Водвуд aka Nixelpixel (признана иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY)снимает крутые видео на эту тему, объясняет все простым языком.
Вообще, стало больше хороших источников, где можно было бы узнать что-то полезное про феминизм, ну или про секс. Вот, например, девушка не получает удовольствие во время полового акта и думает, что у нее либо организм какой-то не такой, либо парень. А во время прочтения книг о сексе и женском оргазме она понимает, что себя нужно изучать, трогать, что не надо работать только на мужчину. Когда знаешь свои границы, интересы, кайфуешь не только ты сам, но и твой партнер.
Несколько месяцев назад в шоу «Подруги» вы рассказывали, как ходили на курсы по оральному сексу и пришли к выводу, что полезной информации особо оттуда не почерпнешь. Где тогда эту информацию искать?
Есть очень крутая книга «Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса». Кстати, с этими курсами случилась очень интересная история. Они пришли к нам, чтобы взять рекламу, но я сказала: «Нет, ребят. Мы не будем ваши курсы рекламировать, сорри». И потом оказалось, что они полностью изменили свою систему преподавания. Меня даже приглашали на круглый стол, где директор этой школы рассказывал, как раньше к ним приходили с запросами «как удержать мужчину», «что сделать, чтобы он не ушел», а после выхода нашей программы запросы начали меняться. Теперь приходят, чтобы узнать, как самим получить удовольствие. Я была приятно удивлена, что одна из крупнейших школ изменила методику преподавания. Интересно, конечно, будут ли когда-нибудь подобные курсы для мужчин пользоваться такой же популярностью.
Некоторым мужчинам такие курсы точно нужны…
У меня есть много знакомых парней, которые были бы не против обучиться каким-то штукам, но, к сожалению, в патриархальном обществе не все могут позволить себе сходить на курсы, где им буду объяснять что-то на резиновой вагине. Считается, что это не по-мужски. При этом я вижу статистику первых выпусков «Подруг», где мы как раз обсуждали оргазм, их посмотрело большое количество мужчин. Получается, что они не против обучиться, но только где-то втихаря, а ходить на курсы им стыдно. Хотя думаю, что в ближайшее время все изменится. Сейчас вообще патриархальные установки уходят, я рада этому. На днях ездила в Питер и заметила, что многие парни начали ходить с маникюром, с какими-то жемчужными бусами. Когда вижу такие вещи, радуюсь.
Тот же Дудь или Моргенштерн, который был героем одного из выпусков «Подруг», тоже делают себе маникюр. Но в комментариях многие их критикуют за это.
Это патриархальные установки. Очень часто нас раздражают люди, которые позволяют себе что-то, чего мы себе по той или иной причине позволить не можем. И это начинает раздражать.
Я часто себя успокаиваю, что, может быть, бешу людей из-за слишком нахальных вопросов и прямых интонаций — наверное, они считают, что надо быть повежливее.
Вернемся к «Подругам». Когда смотрела выпуски в рамках мужского сезона, вспомнила Алексея Щербакова, который в интервью Дудю сказал такую фразу: «Я занимаюсь любовью с женой ради нее, а потом уже ради себя». И там такой хайп потом поднялся в соцсетях, все начали репостить этот фрагмент, хвалить его… Не думали позвать Лешу в свое шоу?
Было бы здорово его пригласить, но мне почему-то кажется, что он к нам не придет. Хотя после нашего интервью, думаю, напишем ему. А если говорить о сказанной им фразе, то думаю, здесь все упирается в стереотипное мышление. Я вот, например, часто слышу от парней, что им важно сделать своей девушке приятно. Если возвращаться к разговору о патриархальном строе, то даже там проглядывается эта идея «самец удовлетворил свою самку». Очень круто, что девочки поддержали Лешу, показали мужчинам свое отношение, сказали: «Ребят, не стесняйтесь!» Но не все мальчики знают, как сделать нам приятное — да мы и сами зачастую не знаем, как надо.
А все потому, что некоторые женщины сами боятся говорить мужчинам, что он делает что-то не так, что вот тут понежнее надо бы, а тут пожестче, а вот этого лучше вообще не делать. И это очень неправильно. Ведь если ты не скажешь…
Он вряд ли поймет, да.
А как ты вообще определяешь для себя понятие «феминизм»?
Мне очень нравится определение писательницы Чимаманды Нгози Адичи. Ее слова еще Бейонсе использовала в песне Flawless. Так вот она сказала: Feminist — a person who believes in the social, political, and economic equality of the sexes («феминист — тот, кто верит в социальное, политическое и экономическое равенство полов». — Прим. SRSLY). А для меня это тот, кто борется против патриархата, потому что эти установки априори ущемляют женщин. Я за равные права, за равные зарплаты и против правил, указывающих на то, как женщины должны себя вести дома, на работе или еще где-то.
Сразу в голове образы из рекламных роликов. Женщина-посудомойка и все в этом духе.
Не представляешь, как я обрадовалась, когда в рекламе детского питания, где всегда пелось «Фрутоняня в помощь маме», наконец-то добавили в конце «И папе». Просто аплодировала в этот момент, потому что постоянно думала: «Ну почему только маме? Там отца вообще нет?» Неужели мы все же стали использовать образ отца, который кормит своего маленького ребенка.
К слову о мужчинах. По какому принципу вы выбирали героев в мужской сезон шоу «Подруги»? Почему, например, Андрей Бебуришвили и Гарик Оганисян?
У Бебура много стендапов, в которых он рассказывает о мужчинах, женщинах, стереотипных шаблонах, свиданиях, выстраивает образ такого самца. А Гарик приходил в «Хороший подкаст», где много рассказывал о своих романах, неудачах, у него там была очень интересная цитата: «Когда я в девочку влюбляюсь, не могу с ней заниматься сексом». Это интересно! И я подумала, что Андрей будет представителем такой альфовости, а Гарик как раз рассказал бы, как стремно ходить на свидания… Но выпуск не получился, потому что они смущались, постоянно отшучивались. По-хорошему, надо было бы их развести, то есть сделать все как-то по-другому. Сейчас в комментариях все пишут, что надо было не так снимать, и я это тоже поняла, когда записала выпуск. Когда же приглашала их, не думала, что так случится, в голове у меня картинка была иной. Соглашусь, в итоге выпуск получился не самым удачным, хотя мы и подняли там множество тем.
В июле ты сказала, что хочешь снять выпуск с женщинами за 60. Это все еще в планах?
Да, он скоро выйдет. К сожалению, мы ограничены форматом, нас уже четверо, поэтому мы можем пригласить только одного-двоих героев. В итоге мы позвали двоих гостей. Выпуск получился очень крутой, но все равно какой-то незакрытый гештальт остался, потому что я хотела сделать все в более живом формате, погулять по улице с героями, сходить в тренажерный зал, посетить их любимые места… Для этого нужно как-то трансформировать само шоу.
Провела не так давно аналогию. У тебя до «Подруг» был другой формат шоу, где ты брала интервью. Он просуществовал больше года, а потом закрылся. «Подругам» уже год. Не думала ли ты над тем, что пора бы уже закругляться?
Да, когда-нибудь это закончится. Но в этом деле надо все грамотно сделать, чтобы не было такого, что любое расставание — это плохо. Нет, это не так.
То есть это что-то вроде «эпично уйти в закат на мажорной ноте»?
Ну а как по-другому?
А еще можно слезливый такой финал, где вы сидите и обсуждаете, с какими проблемами смогли справиться благодаря «Подругам».
Самое главное — мы смогли донести свою мысль до зрителей. Они сделали для себя какие-то выводы, некоторые, например, пишут мне в директ, что ушли из абьюзивных отношений. Получается, мы выполнили свою задачу.