Обзоры, Кино — 21 марта 2020, 10:10

Феминизм как ласковое оружие солидарности Голливуда эпохи #MeToo

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Для искусства начинается страшная пора. Мы не пугаем, а констатируем. Широко известный в 70-х жанр rape&revenge оживает в самом кинопроизводстве (Тем, кто впервые слышит, текст тем более обязателен к прочтению!). Кинематограф как вид искусства насилуют, а потом в своем женском творчестве мстят за то, что мужчин на экранах десятилетиями было слишком много.



События 2017 года (прежде всего «Вайнштейн-гейт» и появление движения #MeToo) спровоцировали появление новой female gaze волны в голливудском кино. В 2016-м были определенные подвижки (выход «Охотников за привидениями»), однако все самое неожиданное и резонансное произошло на год позже. Женщины стали заявлять о приставаниях и изнасилованиях, оказалось, что Харви Вайнтшейн виноват перед всем Голливудом, Джеймс Франко – маньяк и насильник, а фильмы появлялись все зубоскальнее. 

С 2016 по 2019 год в американском кино вышли десятки картин о женщинах, некоторые из них исключительно о харрасменте и абьюзе («Жена», «Скандал», «Убить за лайк»). Многие – «Охотники за привидениями», «Чудо-женщина», «Скрытые фигуры», «Битва полов», «Капитан Марвел», «8 подруг Оушена», «Вдовы», «Ангелы Чарли» – лишь отвечали повестке дня, являясь по сути фильмами социальной гигиены. Любопытно, как бы сейчас воспринимался фильм «Исчезнувшая» Дэвида Финчера про абьюз обратный. Наверное, его бы просто не начали снимать.

Кадр из фильма «Убить за лайк» (Tragedy girls, 2018)
Кадр из фильма «Скандал» (Bombshell, 2019)
Кадр из фильма «Вдовы» (Widows, 2018)
Кадр из фильма «8 подруг Оушена» (Ocean's Eight)

О хорошем: многие из них (не про абюьз, харрасмент, месть и равноправие) были действительно умными, тонкими и высокохудожественными. «Прибытие» Дэни Вильнева, «Роковое искушение» Софии Копполы, «Тоня против всех» Крейга Гиллеспи, «Несколько женщин» Келли Райхардт, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, «Ее запах» Алекса Росса Перри, «Вокс Люкс» Брэди Корбета – пожалуй, это именно те картины, которые просто удачно попали в струю новой социальной формации. Но кажется, что они были бы сняты и вышли бы в любом случае, потому что к фем-волне в кино относятся опосредованно. Это фильмы про женщин, а не драматургических функций, и это прекрасно.

Конечно, феминизм становится способом заработка. Кейс «Охотников за привидениями» ничему не учит Голливуд, продюсеры не чураются даже священных коров. В прокате «Человек-невидимка» Ли Уонелла. Римейк классического голливудского фильма ужасов линейки студии Universal про монстров. В новой версии главная героиня в исполнении Элизабет Мосс страдает от того, что на нее нападает этот самый невидимый мужчина (вероятно, обобщенная метафора токсичной маскулинности). Студия Blumhouse, кажется, и вовсе делает ставку на женское переосмысление. В Рождество вышел провальный римейк другого классического фильма ужасов – «Черное Рождество».

Кадр из фильма «Охотники за привидениями» (Ghostbusters, 2016)
Кадр из фильма «Черное Рождество» (Black Christmas, 2019)

Стоит отметить, пожалуй, положительным качеством фем-волны является то, что миру, в особенности Голливуду, стало известно больше женщин-режиссеров. Благодаря «Портрету молодой женщины в огне» заметили француженку Селин Сьямму, благодаря кинофестивалю «Сандэнс» открыли китаянок Лулу Ванг («Прощание») и Кэти Янь («Хищные птицы: Потрясающая история Харли Куинн»). Но опять же сложно сказать, какое значение в судьбе этих постановщиц сыграло непосредственно фем-движение? Пожалуй, никакого. 

Лулу Ванг, режиссер фильма «Прощание» (The Farewell, 2019) / Фото: GlobalLookPress
Селин Сьямма, режиссер фильма «Портрет девушки в огне» (Portrait de la jeune fille en feu, 2019) / Фото: GlobalLookPress
Кэти Янь, режиссер фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn, 2019) / Фото: GlobalLookPress

Фем-движение, к примеру, оказывается бессильно перед слабыми сборами. Провалилиись и «Ангелы Чарли», и «Охотники за привидениями», и «Вдовы».  Провал ждал и «Хищных птиц», хотя фильм оказался смешным, красивым и про независимую женщину в самом лучшим виде.

Можно разглядеть некоторую патриархальную несправедливость в том, что кинокомикс «Джокер» собирает больше миллиарда долларов в мировом прокате, а «Хищные птицы» еле-еле сводят хвосты с хвостами. Оба фильма о бунте арлекина, оба арлекина по ходу повествования доказывают свою самостоятельность (от общества – в «Джокере», от мужчины – в «Хищных птицах»). Более того, в «Хищных птицах» интересный фокус заключается в том, что в них вообще нет гетеросексуальных мужчин среди первоплановых персонажей. Компания девчонок противостоит двум гомосексуальным злодеям. Классный концепт, который, к тому же, благодаря таланту всех участников съемочной группы не кажется просто фишкой во имя феминизации. 

Иностранные коллеги из TheWrap в качестве одной из проблем, связанных с прокатом «Хищных птиц», называют тот факт, что, возможно, студия недооценила непопулярность Харли Куинн. Спорный тезис. Харли Куинн наравне с Джокером Джареда Лето сформировала вокруг себя определенный культ. Сужу исходя из личных наблюдений. В Таиланде фото героев я заметил даже на стойке с фастфудом, несложно догадаться, чем они привлекают азиатов. Вообще, говоря о том, почему у фильма «Хищные птицы» проблемы со сборами, конечно, стоит упомянуть тот факт, что он не вышел в Китае из-за эпидемии коронавируса. А в мировом прокате неудача могла постичь из-за рейтинга R. 

Кадр из фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn, 2019)
Кадр из фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn, 2019)

Хороший фильм с феминистскими идеями не находит отклика у зрителей. Однако самая плохая тенденция в подобных случаях – искать обобщения и подгонять статистику под факты. Почему «Чудо-женщина» Патти Дженкинс при похожих вводных данных собрала в прокате более 800 млн долларов? Большой вопрос. Детский рейтинг, откровенно фэнтезийный сеттинг, популярная героиня, которую не сопровождал отряд менее известных героинь. Почему «Капитан Марвел» собрала больше миллиарда? Лояльные фанаты Marvel и решающая принадлежность к вселенной Marvel, которая существует в очень четких повествовательных рамках. Все фильмы имеют отношение к чему-то большему, поэтому пропустить фильм про «Капитана Марвел» сродни пропуску важного эпизода сериала. 

Как раз о сериалах. Они оказали очень важное влияние на фем-волну. Два сезона «Большой маленькой лжи» в эмоциональном ключе донесли историю одного изнасилования до миллионов. Но и с ним не все так просто. Второй сезон поставила британский режиссер Андреа Арнольд, которую в итоге отстранили от монтажа. Казалось бы, как такое возможно, если Голливуд кричит о том, что женщин-режиссеров не ценят. Так и путаются все моральные ориентиры. История про абьюз (высокая цель) оказывается не так высока, как студийные предпочтения. Высказывайся, пожалуйста, но сделаем мы все по-своему. 

Андреа Арнольд, режиссер второго сезона сериала «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies) / Фото: GlobalLookPress
Кадр из второго сезона сериала «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies)

Есть и такой сайт, как womenandhollywood.com, и он сходит с ума. На их главной странице красуется целый три тезиса под эгидой «Нужно менять эту статистику».

Во-первых, «в 43 из 100 самых кассовых фильмов 2019 года главная роль женская». И как бы, что? А фильмы Ингмара Бергмана и Педро Альмодовара включают в себя 60% женских персонажей. То есть количество главных женских ролей определяет или не определяет качество этих вышедших картин? Так и получается, что для того, чтобы изменить статистику, заказываются и снимаются такие картины, как недавний совершенно позорный «Скандал».

Во-вторых, «4 из 113 режиссеров из топ-100 самых кассовых фильмов 2019 года были цветные женщины». Уау! Ну, и что? Быть может, другие цветные женщины сняли фильмы недостаточно хорошие, чтобы о них узнали, или, наоборот, сняли замечательные экспериментальные картины, о которых зрители и редакторки (простите) этого сайта, скорее всего, даже и не подозревают.  Любой встречный аргумент будет бить такую несерьезную риторику. Кино – это же не брендовое производство одежды, где юбок должно быть сшито столько же, сколько брюк, аналогично хорошего качества.

В-третьих, «4,8 процента режиссеров в топе 1300 самых кассовых фильмов с 2007 по 2019 год были женщины». Ну, просто фильмы этих 4,8 процента женщин были интересны зрителям, а остальных 45,2 процента женщин нет. И в этом нет ничего странного.

Дальше сайт предлагает еще более обезоруживающую в своей глупости статистику (как вы уже поняли, сайт исчисляет удачи и успехи женщин в индустрии сборами фильмов): «100 самых кассовых фильмов на территории США за 2019 год. В 26% случаев женщины были продюсерами, в 23% – монтажерами, в 20% – сценаристами, в 12% – режиссерами, в 2% – операторами. Всего 6% композиторов являются женщинами. Всего 3% саунд-дизайнеров – женщины».

Таких пунктов на сайте, в общем-то, много. И самое главное, непонятно, почему все это является проблемой. Если речь идет о равноправии, то стоит задуматься над тем, что такое равные права в контексте кинопроизводства. Это когда человек любого гендера может заниматься любым делом в киноиндустрии. Разве женщинами запрещают быть монтажерами, композиторами и саунд-дизайнерами? Их отсутствие среди создателей этих самых 100 самых кассовых фильмов 2019 года говорит только о том, что они в них не участвовали, и ни о чем другом больше. Можно посчитать темнокожих продюсеров или азиатских осветителей, можно посетовать на то, что среди палинезийцев мало режиссеров. 

Непонятно одно. Когда искусство превратилось в соревнование? Отсюда следует другой вопрос. Почему каждый год «Оскар» подвергают нападкам за маленькое количество или отсутствие женщин в сценарных и режиссерских номинациях? Почему поклонникам Греты Гервиг просто нельзя порадоваться за сценарную номинацию Греты Гервиг, а обязательно подвергать академиков остракизму за то, что, к примеру, в фильме «Маленькие женщины» они не разглядели постановки, достойной номинации за режиссуру. 

Грета Гервиг, режиссер фильма «Маленькие женщины» (Little Women, 2019) / Фото: GlobalLookPress
Кадр из фильма «Маленькие женщины» (Little Women, 2019)

Несмотря на все видимые изменения (больше фильмов о женщинах, больше фильмов, снятых женщинами-режиссерами) Голливуд все равно остается фабрикой со своими фабричными правилами. Действительно, к примеру, несправедливо, что Лулу Ванг не получила номинацию за лучший сценарий к фильму «Прощание». Действительно грустно, что Элизабет Мосс не отметили номинацией за роль в фильме «Ее запах» на «Оскаре». Сильные женские перформансы оказываются академикам неинтересны, зато победу в категории «Лучшая женская роль второго плана» одерживает Лора Дерн за исполнение в драме Ноа Баумбаха «Брачная история». Адвокат в разводе, которая рубит правду-матку о замужестве, мужчинах и всем насущном, что так пунктирно волнует Голливуд. А Кэти Бейтс, сыгравшая мать человека, обвиненного в терроризме оказывается за бортом, потому что это все не в духе времени. Победа за спичами, победа за словами. Победа не за кинематографом, а за хештегом. Десять лет назад такого не было. И ведь кино в общественных изменениях совершенно не виновато! SRSLY.


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова