Интервью, Интервью — 1 декабря 2020, 17:08

По колено в мемах. Интервью с Максом +100500

Текст:
Ольга Родина

Поговорили с Максимом Голополосовым — тем самым Максом +100500, которого все мы знаем по тому, что он ищет смешные видео по всему интернету и потом рассказывает про них, и по леопардовому пледу, висящему за его спиной. В интервью блогер рассказал о том, как изменился ютьюб за десять лет, что такое желтая монетизация, сколько раз менялось покрывало на фоне и что за группа 2nd Season, в которой он играет.

Максим, расскажи, как выглядел российский ютьюб десять лет назад? 

Изначально он был помойкой для видосов. Туда сливали все: видео со свадеб, с драками и так далее. Зарубежный ютьюб к тому времени уже развился, контент там был интереснее. Как-то я наткнулся на шоу Рэя Джонсона, которое он делал в формате обзора разных видео. С того момента все для меня и началось. В начале лета 2010-го я зарегистрировался на ютьюбе, первый эпизод опубликовал 29 августа, а к концу года у меня уже был свой канал. 

Почему «+100500»?

В то время в интернете гуляло выражение «+100500». Пользователи в комментариях ставили плюсик, если были солидарны, и «+100500», если максимально согласны. Я решил так и назвать.



Помнишь свой первый ролик?

Он представлял собой подборку разных видео. На одном был монолог парня в поезде (в нем он говорил: «Повар спрашивает повара»), на другом — танцующий губернатор республики Чувашия, на третьем — питерская разборка.  

Ты все делал один или кто-то помогал? 

Нет, все сам. У меня уже существовала некая база видео, которые я хотел прокомментировать. Просто в то время роликов было очень много. Непаханое поле. Я сам написал сценарий за 20–30 минут, взял камеру у соседа, повесил леопардовый плед, снял все это дело (на что ушел где-то час), потом смонтировал (еще несколько часов), выложил в Сеть, и пошло-поехало. 

Тебя называют пионером российского ютьюба. А ты знаешь, кто был самым первым российским блогером? 

Если честно, то нет, но я, например, в самом начале достаточно долго следил за Ильей Мэддисоном, а также Камикадзе Ди. Чуть позже появились Руслан Усачев, Наркоман Павлик, Кейт Клэп и Рома Желудь

Некоторые блогеры, которые стали заниматься ютьюбом 10 лет назад, говорят, что в то время их считали фриками. Как было в твоем случае? 

У меня не было такого ощущения. Я увидел платформу, на которую можно загружать не просто любительский контент, а авторский. Кроме того, на западном ютьюбе тогда уже было очень много больших каналов, собиравших кучу просмотров. Мне стало ясно, что есть к чему стремиться.

Через пару месяцев уволился с работы (я тогда работал курьером) и стал плотно заниматься каналом.


Учебу в институте (учился на преподавателя английского языка) через пару лет тоже бросил и полностью сконцентрировался на «+100500». 

Насколько быстро рос канал? 

Достаточно быстро, но тогда и людей на ютьюбе было в сотни раз меньше. По-моему, через месяц у меня набралось уже где-то 20 тысяч подписчиков. В то время это было, как если бы сейчас за такой период пришло 100 или 200 тысяч человек. Кроме того, когда канал молодой, на нем просмотров зачастую больше, чем фолловеров. 

Через несколько месяцев я стал на этом деле еще и зарабатывать, понял, что канал — не просто увлечение, которое доставляет удовольствие, но и моя работа. 



Каким образом в то время на ютьюбе можно было зарабатывать? 

Тогда, конечно, все было по-другому. Во-первых, в российском ютьюбе отсутствовала возможность подключить партнерскую программу, которая уже существовала в той же Америке. Как она работала? Условно, ты подключался к партнерской сети и сам выбирал видосы, под которыми показывалась реклама. Конечно, коммерческие проекты приносят гораздо больше денег. 

Первая коммерческая интеграция у меня была через несколько месяцев после создания канала. Есть такой чувак Ярослав Андреев (основатель агентства WildJam и Dream Team House. — Прим. SRSLY), который в свое время был известен в интернете под ником Эльф-торговец. Тогда он подогнал мне 170 тысяч рублей, чтобы в титрах одной из программ появилась надпись «Особая благодарность Эльфу-торговцу». На те деньги я купил камеру и объектив.  

Следующую интеграцию делал с сайтом Pokerstars. Не знаю, как сейчас обстоят дела с подобными порталами, а тогда у нас была целая рекламная кампания. На отдельном канале крутили ролики, где онлайн-игре в покер обучал чемпион Максим Лыков (профессиональный игрок в покер. — Прим. SRSLY). Вот это первые два кейса, которые я помню. 


Твоей фирменной фишкой стало леопардовое покрывало. Сколько пледов за десять лет ты сменил? 

Ни одного. В кадре все тот же оригинальный леопардовый плед, который моя мама где-то купила много лет назад и положила на диван. 

Расскажи, как появилась платформа CarambaTV.ru? 

После выхода пятого или шестого выпуска «+100500» со мной связался редактор канала «Россия 24» Миша Орлов, который потом стал мне хорошим другом. Я познакомился с ним, а также с Женей Бекасовым — он до сих пор работает на телевидении. Во время встречи ребята сказали, что нужно как-то двигать шоу. У Миши появилась идея создать некий интернет-портал, где будут размещаться разные блогеры с прикольными шоу. В общем, очень амбициозные планы были у чувака. Мне тогда показалось, что это трудно выполнимо, но Миша загорелся, и Caramba в итоге появилась. В то время на этой платформе выходили несколько проектов, включая мои («+100500» и Moran Days), а также шоу Жени BadComedian, Droider Show, «Кинонах» и другие.

Впоследствии канал «Перец» выкупил у «Карамбы» права на трансляцию моего шоу «+100500», и мы стали делать еще и телевизионную версию. 
Телевизионный формат ведь отличается от интернета? 

Да не так уж сильно. Просто на телике есть ряд ограничений по контенту. Там своя цензура. Плюс вся ненормативная лексика, которую я постоянно использую в своих обзорах, «запикивается». 

На ютьюбе, кстати, тоже за последнее время появилась цензура. В общем, есть вещи, которые можно показать по телевизору, но нельзя в ютьюбе, и наоборот. 



На производство телевизионной версии я трачу меньше времени. Там у меня есть отдельная команда, которая пишет сценарии, а я приезжаю и снимаюсь. Посудите сами: в ютьюбе хронометраж составляет 10 минут, а на телике — 22 минуты, за которые ты должен обсудить 17–18 видосов. Это огромный объем работы. Поэтому там своя команда и редакторы, отсматривающие монтаж. А вот на ютьюбе вся ответственность за контент лежит на мне. Правда, пару лет (с 2014 по 2016 годы) я отдыхал от сценариев, так как сильно надоело их писать. Нанимал специальных ребят и просто правил то, что они сочиняли. В 2019 году снова взял паузу, а в 2020-м со свежей головой приступил по новой. 

За годы существования канала «+100500» как-то менялся контент?

Там все изменения мелкие и незаметные. Конечно, если включить первый эпизод, а затем 200-й, то можно почувствовать разницу. По ходу дела мы добавляли какие-то актуальные рубрики, но сам формат не трогали.

Где ты ищешь ролики? 

Раньше я все видосы сам находил по разным пабликам: ВКонтакте, в фейсбуке, в группах и на форумах. Сейчас у меня есть контент-менеджеры, которые занимаются поиском видео для «+100500» и моего телеграм-канала.

Обычно в конце недели ребята присылают материал, я его отсматриваю и выбираю то, что мне нравится. Зачастую роликов не хватает, и менеджеры продолжают искать. Создается впечатление, что сейчас с крутыми видосами все не очень хорошо. Либо я уже пресытился, и у меня высокие требования относительно того, насколько угарным должен быть контент.



Еще бы, за столько лет… 

Да. Но с другой стороны, у меня появился своего рода фильтр качества. Сейчас на канале уже 490 роликов. 

Ты ведешь блог «+100500», а также телеграм-канал. Есть ли что-то еще? 

Есть еще довольно большой паблик ВКонтакте, тоже называется «+100500». Его аудитория составляет два миллиона человек. Еще я веду видеоблог Moran Days, это моя отдушина. Изначально это был коммерческий проект для Pokerstars, в котором я просто рассказывал про свою жизнь. А в 2012 году Google отправил меня на Олимпиаду в Лондон, где нужно было снимать видосы на олимпийскую тематику. Мы делали ролики для «+100500», а также я отдельно рассказывал о поездке в Англию в блоге Moran Days. Через какое-то время он превратился в тревел-блог. Но там маленькая активность, так как порой ничего не выходит месяцами. Он предназначен скорее для лояльной аудитории и для меня самого. Из каждой поездки я привожу не разрозненные фотки, а целый сюжет. 

Как с годами менялась твоя команда? 

За десять лет много всего произошло. Сначала я был один, потом стали сотрудничать с Мишей. Он познакомил меня с Петей Сиваком, с которым мы выработали систему монтажа. Петя внес большой вклад. Создавались новые проекты, и команда разрасталась. У нас появились свои монтажеры, отдел коммерции и так далее. После сделки в «Карамбе» началась стагнация. Управление перешло к новому менеджменту и исполнителям. Создателям не нашлось места в новой структуре: многие покинули проект сами или вынуждено. 

Я ушел в свободное плавание. Как-то так получилось, что один друг предложил вместе писать сценарии, у него тоже был творческий кризис. Так стала формироваться новая команда. Постепенно я подтягивал друзей и впоследствии снял офис в Косино. Научил двоих приятелей операторскому делу, а двух других — монтажу. Дальше ребята уже сами развивались. Сейчас моя команда состоит из семи-восьми человек. 



Насколько сложно удерживать аудиторию? Конкуренция сильная?

Сейчас да, достаточно плотно все.

То, какой платформа была 10 лет назад и какая она сейчас — две большие разницы. Сегодня ютьюбом правят алгоритмы.


С одной стороны, я понимаю, почему так происходит. Контента появляется очень много, и когда человек заходит на ютьюб, то может сам не разобраться или не найти, что ему нужно. Поэтому существуют алгоритмы, которые рекомендуют тебе контент на основе твоих предпочтений и того, что ты смотришь. 

В принципе, это классно. Однако проблема для контент-мейкеров заключается в том, что они должны максимально регулярно производить контент, чтобы не потерять аудиторию. Необходимо придумывать громкие заголовки и привлекательные обложки для видосов, чтобы на них хотелось нажать. В противном случае тебя будут меньше рекомендовать. 

Еще нужно, грубо говоря, манипулировать аудиторией, чтобы она досматривала ролики, потому что от времени просмотра зависит, насколько часто ты будешь попадать в рекомендации к другим пользователям. 

Еще момент: в последние годы ютьюб стал достаточно мягким из-за политики разных брендов. У каждой компании есть свои предпочтения — один контент они могут принять, а другой нет. По этой причине появились кейсы так называемой желтой монетизации. Смысл в том, что из-за жесткого контента на твоем ролике может быть ограничена монетизация и показываться реклама небольшого количества брендов. В результате доход от партнерской рекламы может снизиться до 70%, а то и больше. Поэтому с какого-то момента пришлось начать причесывать контент, а некоторые категории видео уже просто нельзя брать в ютьюб, чтобы не получить значок желтой монетизации.

Какие видео могут попасть в эту категорию?

Самые разные. Допустим, нельзя показывать видосы, где собаки сношаются или кто-то кого-то жестоко избивает. Поэтому я стараюсь выбирать видео, где люди не страдают. Любые завуалированные намеки на какие-либо сексуальные темы или наготу, даже замазанную, тоже нельзя показывать. В первых 30 секундах в ролике не должна звучать нецензурная лексика. Понятно, что дискриминационные высказывания тоже запрещены. Я, в принципе, их не использую, но бывает так, что персонажи могут что-то сказать. Алгоритм считывает эту информацию, и ты получаешь ограниченную монетизацию.

Кстати, о том, что мата не должно быть в первых 30 секундах ролика, я узнал относительно недавно, когда на ютьюбе появилось пояснение. До этого было непонятно, почему на одни видосы мне ставят значок зеленой монетизации, то есть все окей, а на другие — желтой. На самом деле, я очень долго пытался разобраться во всех этих процессах. В итоге все-таки выработал нужную формулу для себя. 



Какие еще алгоритмы ютьюба можешь назвать? 

Считаю, что ютьюб допустил большую ошибку четыре года назад, когда ввел систему уведомлений, которые ты должен подключить, чтобы не пропускать видео с канала. При этом изначально они были у всех пользователей отключены, и многие даже не знали, что это вообще такое. Поэтому когда появилась эта функция, у всех блогеров в два раза просели просмотры. Помню, что в 2016 году я выложил один выпуск, а затем через неделю второй. Так вот, последний собрал в два раза меньше просмотров. И до сих пор многие не знают про уведомления, просто думают, что на канале видео не выходят.

Что у тебя в планах на ближайшее будущее? 

В этом году я начал делать подкасты на своем канале. Они там пока не очень хорошо заходят, но я не расстраиваюсь. Понимаю, что аудитория канала с точки зрения потребления контента закостенела и воспринимает все новое, можно сказать, в штыки. И это нормально, потому что последние десять лет у меня выходили 10-минутные развлекательные видосы, а тут подкасты длительностью 2,5–3 часа. Но я уже вижу положительные отклики. Думаю, что аудитория будет постепенно расти. А повторить такой успех, который у меня был в начале карьеры, крайне сложно, и я это прекрасно понимаю. Еще у меня есть творческая отдушина — любительская музыкальная группа 2nd Season (смесь панк-рока с альтернативой), где я играю на гитаре и пою. В общем, планирую себя всячески творчески развивать. 

Фото: Личный архив
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова