Интервью, Интервью — 19 ноября 2020, 19:58

«Я неправильный артист». Интервью с певицей Надей Грицкевич

Клип на акустическую версию песни «Осколки» группы «Наадя» стал главным событием осени для любителей инди-музыки. Надя Грицкевич рассказала о причудливых обстоятельствах его появления и о своей творческой жизни в условиях пандемии и материнства.

Как появился клип «Осколки»?

С режиссером клипа мы еще, мне кажется, года четыре назад начали общаться на эту тему. Вроде бы что-то обсуждали, но ни о чем конкретном не договаривались. Потом вдруг оказалось, что Ольга (Николаева, режиссер и автор идеи клипа. — Прим. SRSLY) уже провела огромную работу: нашла съемочную группу, бюджет, спонсоров, со всеми договорилась, в том числе и с Варей Шмыковой. Всё это полностью было сделано по инициативе Ольги и ее огромными усилиями. Она мне прислала уже готовое видео, и мы стали готовить его к выпуску. Я, конечно, немного офигела от того, какая колоссальная работа была проделана, потому что сама после рождения ребенка нахожусь немного в другом мире.

Это идеальный клипмейкер.

Абсолютно. Я всегда мечтала, чтобы ко мне приходили люди и говорили: «Надь, мы сняли для тебя офигенное видео». И представляете, это случилось! Мне очень близка и героиня Варвары, и сама Варвара — своей радикальной открытостью, а не той притворной, которую сейчас пропагандируют в инстаграме. Знаете, есть такие люди, которые в это немного играют ради рекламных контрактов. Варвара же, я чувствую, в это не играет, она такая на самом деле. Самое интересное: при том, что лично я ее не видела, мне кажется, что мы подружки, знакомые миллион лет. Это, наверное, и плюс, и минус радикальной открытости: плюс в том, что ты очень сильно располагаешь людей к себе, а минус в том, что они считают, что вы друзья.

В последнее время вы делаете много акустических версий песен. Это некий новый этап или просто параллельный процесс?

Электроника всегда остается моим главным инструментом, просто захотелось услышать эти песни в новом звучании, переосмыслить их. Считаю, что акустические версии — это хороший способ узнать, какие треки работают, а какие не очень. Может быть, убираешь аранжировку, и ничего не остается — бывали и такие неприятные открытия в процессе создания акустической программы. Но это не повод расстраиваться, а повод более пристально всмотреться, что является песней, а что — нет.

Вы считаете, что если трек лишить оркестровки и он не будет звучать, то это не очень хорошая песня?

Честно говоря, да. Я старомодна и считаю, что песня — это то, что можно петь. Если ты не можешь напеть, то это, наверное, не песня. Понимаю, о чем вы говорите: сейчас есть тенденция к максимальному мелодическому и аранжировочному упрощению.

Я скорее о тех музыкальных формах, где голос вторичен по отношению к инструментальной части. Например, блэк-метал трудно напеть, потому что надо визжать или рычать, при этом достаточно серьезная должна быть гитарная мысль.

Ну с гитарной мыслью вообще очень сложно спорить.


Как у вас строится творческий процесс, когда вы кормящая мать?

В плане кормления музыка никак не влияет: можно кормить грудью и заниматься музыкой. Поясню: среди кормящих матерей популярна шутка, что диета должна быть разнообразной, но при этом тебе нельзя ничего. Материнство — это игра, в которой нельзя выиграть. Что касается музыки, то у меня было на нее очень мало времени, как и вообще на какую-либо жизнь. Сейчас дочери почти семь месяцев, и я потихоньку начинаю для себя выкраивать часы. У меня начнется кураторский год в Moscow Music School, где будут мои второкурсники и первокурсники, мы потихоньку доделываем песни с моим коллегой Ваней Калашниковым, но из-за ребенка и пандемии это все происходит в формате перекидывания файлами в телеграме. Пока что больше этого ничего невозможно: мы не можем поехать в студию или встретиться с музыкантами. Раз в три-четыре дня Ваня мне пишет: «Ну че?», потом я ему пишу: «Ну че?»

Если вы обмениваетесь файлами — значит, что-то у вас рождается.

Конечно. Периодически, когда муж идет гулять с дочкой, я сажусь за компьютер, открываю проекты и просто улетаю, не замечаю, как проходит это время. Мне, конечно, работы очень не хватает.

Когда полноценный релиз?

Посмотрим, какая будет ситуация с пандемией. Мне хочется выпустить сингл в декабре, а уже в апреле альбом, когда будет понятно, что можно сделать концерт. Не вижу смысла выпускать альбом просто в интернет.


Звучит логично. А чего вам больше всего не хватает как музыканту из того, к чему вы привыкли? Репетиций? Гримерок? Поездов?

(Саркастично.) Да, вот поездов ужасно не хватает. Особенно плацкартных вагонов. Нет, на самом деле, в плацкарте мы не ездили уже очень давно. Мне всего достаточно, не хватает только процесса работы над музыкой, который происходит за закрытыми дверями. А без выступлений и концертов я в целом могу прожить.

Многие сейчас сублимируют свою страсть к концертам в виде онлайн-выступлений.

Да, но я неправильный артист, потому что не стремлюсь постоянно находиться на виду. Онлайн-выступлений мне тоже не хочется, я в инстаграм-то публикую что-то раз в месяц.

Спустя рукава?

Ну да. Фоточка появилась — написала. А если каждый день что-то постить — это, конечно, отдельная работа.

Песня «Осколки» у меня вызвала прямые ассоциации с Тори Эймос. Так и должно быть или это происходит от моей неискушенности?

Почему неискушенности? Наоборот, я бы сказала от вашей искушенности. Ассоциация очень приятная, и я рада, что она у вас возникла. Но если уж выбирать из этих симпатичных женщин, то мне ближе Кейт Буш, чем Тори Эймос.

Здесь, видимо, сыграло роль пианино.

Ха-ха! Да, сыграло. Сравнение конечно блестящее, что уж тут.


Может быть, у вас появились музыкальные открытия, которыми хотелось бы поделиться с широкой публикой?

Мои музыкальные открытия сейчас лежат исключительно в области песен для детей, как вы можете догадываться. Мне очень сильно понравилась песня о волшебном цветке из мультфильма «Шелковая кисточка» — ее исполняет Клара Румянова. Это очень красивая в плане аранжировки и вокальной мелодии песня про аленький цветочек. Там есть такой куплет:

Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.

Вряд ли дети понимали эту метафору — цветок-мечта, который суждено найти не всем. Но уверена, что у взрослых, которые смотрели этот мультфильм с детьми, скорее всего, сразу начиналась депрессия. Еще интересен, конечно, и необычен уже этот неголливудский и неамериканский подход к подобным рассуждениям. Ведь считается, что ты можешь быть кем угодно, чем угодно, главное — стремиться и добиваться своей мечты, и все у тебя будет! А тут что-то совершенно другое: ищи, шагай по звонкой росе, но честно скажу тебе, малыш, шансов у тебя мало. Эта откровенность в детстве, помню, меня поражала. Кажется, в советских мультфильмах вообще не было хэппи-эндов. Поэтому мы все такие грустные! Видели мультфильм «Жил-был пес»? А «Ежик в тумане»? А «Дом для Кузьки»? А ведь мы на них выросли.  


Новости — 13:42, 9 сентября
«Комната по соседству» Альмодовара получила главный приз Венецианского кинофестиваля
Новости — 11:28, 9 сентября
Скорость и драйв: Thomas Mraz, Дэни и Boris Redwall выпустили сингл «Мото»
Новости — 17:06, 6 сентября
Перестановка в мире моды: Хайдер Акерманн стал новым креативным директором Tom Ford
Образ жизни — 13:47, 6 сентября
«Рокки. Последний берег», «Я обязательно уволюсь», «Моя безупречная жизнь» и еще 9 книг, которые стоит искать на Московской международной книжной ярмарке 2024
Новости — 13:31, 6 сентября
Группа «Диктофон» выпустила альбом-триптих «Чутка, еще чутка — вот и все!»