Новости — 17 ноября 2020, 15:35

Как эволюционировал российский юмор за 20 лет и чем хорош ютьюб? Рассказывает Семен Слепаков

Для журналистки и телеведущей Софико Шеварднадзе ноябрь проходит под эгидой юмора: в этом месяце гостями ее шоу «Просто о сложно», выходящем в «Яндекс.Эфире», становились только юмористы. Ранее она пообщалась со стендап-комиками Идраком Мирзализаде и Юлией Ахмедовой, а героем нового выпуска стал юморист, актер, продюсер и сценарист Семен Слепаков (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY). 

Юмором Семен занимается вот уже два десятилетия: команда КВН «Сборная Пятигорска», с которой начался его профессиональный путь, была создана в далеком 2000-м году. За прошедшее с того момента время в мире в целом и в юморе в частности изменилось очень многое, но Слепаков по-прежнему умудряется оставаться актуальным. С ним Софико решила обсудить то, как за эти годы эволюционировал российский юмор. Беседа получилась очень структурированной и дающей исчерпывающее представление об истории индустрии в нашей стране: Шеварднадзе разделила последние двадцать лет на несколько этапов, а Слепаков объяснил, что и почему происходило на каждом из них.  


Первой рассмотрели эпоху КВН: по словам Семена, тогда телеигра была монополистом, и для молодых людей, желающих заниматься юмором, это был единственный путь на сцену. При этом в КВН было немало ограничений, накладываемых редактурой и цензурой, в результате чего многие идеи реализовать не удавалось. Тем не менее между собой квнщики шутили так, как сейчас это делают комики на ютьюбе: Слепаков рассказал, что во время фестивалей юмористы организовывали своеобразные «клубы черного юмора», где в узком кругу читали шутки, которые не могли произнести со сцены. Такие встречи напоминали появившийся позже Comedy Club.  

В 2005 году вместе с Comedy Club появилась альтернатива: шоу стало попыткой адаптировать под российского зрителя формат стендапа, который внедряли дозированно и миксовали с более привычными жанрами, что делало программу тем же КВН, но с поправкой на гламур. C Comedy Club началась новая эпоха: по мере того, как зарубежный контент становился более доступным, бывшие участники клуба веселых и находчивых повышали свою насмотренность и становились продюсерами, благодаря которым на российском телевидении появились ситкомы. Слепаков убежден, что различные юмористические проекты могли бы появиться намного раньше, будь в стране более благоприятная экономическая ситуация: в конце 90-х-начале 2000-х в КВН было большое количество талантливых команд вроде «Детей лейтенанта Шмидта», но тогда в юмор никто не инвестировал. 

Поговорили и о том, что из себя представляет юмор в наши дни — обсудили границы, появившиеся в связи с изменениями в обществе, и онлайн-площадки, дающие большую свободу самовыражения. Не обошли стороной и ютьюб: Слепаков стал первой звездой ТНТ, которая обосновалась на видеоплатформе. Семен признался, что ютьюб нравился ему всегда из-за того, что там можно моментально получать обратную связь от зрителей. Он сожалеет, что руководство ТНТ в свое время отказалось от предложения сервиса о создании официального ютьюб-канала: сейчас на нем могла бы быть огромная аудитория. Напомним, что аккаунт Comedy Club появился там только в августе этого года и пока на него подписано чуть меньше двух миллионов человек. 

Фото: Кадр из видео
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова