«Невозможная любовь» (Un amour impossible)
Рашель (Виржини Эфира) трудится машинисткой в офисе. Ее маленький мир, состоящий из работы и дома, разрастается до бескрайней вселенной после встречи с Филиппом (Нильс Шнайдер). Но отношения с ницшеанцами не то чтобы безоблачны. Интеллигентный юноша покидает беременную Рашель, отмахиваясь причиной социального неравенства. Вместо того чтобы бесследно исчезнуть навсегда, время от времени он возвращается что к бывшей возлюбленной, что к подросшей дочери, делая обеим только больнее. Помоги себе сам, совладай, сожги мосты, забудь и никогда не пускай на порог. Виржини Эфира самозабвенно страдает, заслуженный экранный абьюзер французского кинематографа наших дней Нильс Шнайдер с особым рвением унижает, доминирует и властвует. Иной крест мы выбираем себе сами и тащим его, невзирая на здравый смысл. «Зачем ты любила?» — «Просто». Любят вопреки, любят невозможное, а оно неизменно красиво, особенно там, где безжалостно по отношению к чувствам, как в этом фильме.
14 ноября 19:45, кинотеатр «Звезда»
«Жизненная необходимость» (Perdrix)
Фильм-участник секции «Двухнедельник режиссеров» на Каннском кинофестивале. Пьер Пердрикс (Сванн Арло) поддерживает порядок в своем маленьком родном городке и остается чуть ли не последним ответственным полицейским в участке. Безукоризнен он и дома, вместе с братом ежевечерне дозваниваясь на радиопередачу собственной матери (Фанни Ардан), лишь бы та не огорчалась. Сердечный покой Пьера нарушит появившаяся в городе своенравная Жюльетта (Мод Уайлер). Неслучайно в этой остроумной абсурдистской комедии несколько раз процитирован Новалис. Пьер, подобно Генриху фон Офтердингену, долгое время находится в режиме «ожидания», но любовь неумолимо воспитывает в нем потребность вновь читать книги, мечтать и тянуться к прекрасному (в том числе к телу Жюльетты). Никакой романтической патетики, на любое откровение — звучит колкость, на каждый неловкий взгляд — гэг. «Жизненная необходимость» напоминает тайный дневник, полный секретов, порой постыдных, зачастую наивно приукрашенных, но неизменно искренних и чистых в своем не соответствующем действительности масштабе.
14 ноября 16:30, кинотеатр «Факел»
«Дом 143, пустыня Сахара» (143 rue du désert)
Небольшой прямоугольник из бетона с пустующими выемками для входной двери и окон — кафе, на котором, кажется, держится и пустыня Сахара, и Алжир, а то и весь континент. Перепутать его адрес будет непросто: что направо, что налево от здания на многие километры вперед простирается выложенная из песка пустота. Эта твердыня вечна, как и ее хозяйка Малика, старушка, словно сошедшая с иллюстрации русской народной сказки. Ее взгляд — это взгляд наблюдателя. «Мы смотрим на мир, но видим ли, насколько велика Сахара?» — нет лучшего вида для этого мудрого наблюдения, чем вышеназванный дверной проем, в котором вопреки вязким песчаным бурям вечно что-то происходит. Дальнобойщики проезжают мимо, останавливаются передохнуть, заходят просто поболтать. Любому путнику, преодолевшему такое расстояние, яичница, приготовленная Маликой, покажется одним из главных наслаждений в мире. Документальное наблюдение о том, что фантазия — единственная жизнь, если вокруг тебя Сахара.
15 ноября 16:30, кинотеатр «Факел»
«Разговоры о деревьях» (Talking About Trees)
Четверо кинорежиссеров из Судана, еще в 80-х ставшие известными на своей родине и пробившиеся на международные киносмотры, спустя долгие годы с разочарованием наблюдают за деградацией кинопроката в момент, когда пала и без того скудная индустрия. Все, что есть у этих немолодых мужчин, — благородство и честь. Для них настоящая вера — это кинематограф, а храм — кинотеатр, который необходимо возвести, что, впрочем, не совпадает с идеологией администрации и планами на инфраструктуру города. Если в «Доме 143» пустующий дверной проем для Малики — своеобразный экран, то для четверки героев «Разговоров» невыносима сама мысль о том, что последнее эскапистское пристанище, большую мечту открыть параллельные кинематографические миры для остальных зрителей, у них вероломно отбирают. Эта документальная картина получила несколько призов Берлинского кинофестиваля еще в 2019 году, но особенно своевременно она по понятным причинам смотрится сейчас, когда возможности увидеть фильмы на большом экране временно лишены жители многих стран.
12 ноября 19:00, кинотеатр «Юность»
«Ты заслуживаешь любви» (Tu mérites un amour)
Еще одно поэтическое рассуждение о любви в программе фестиваля. Лила (Афсиа Эрзи) не может прийти в себя после измены бойфренда, когда тот отправляется на свою родину, в Боливию. Женщина решает попытать счастье и витает из одних краткосрочных отношений на пару ночей в другие, в поисках мимолетной влюбленности, а то и большого и светлого чувства. Однако чем дальше Лила заходит, тем сильнее запутывается. Эрзи — талантливая, но недооцененная актриса. Несмотря на то, что снималась она у таких значимых французских авторов наших дней, как Бертран Бонелло, Абделатиф Кешиш (неоднократно) и Ален Гироди, многие ее выдающиеся работы прошли мимо внимания зрителя, как, например, «Этот учитель» Марка Джексона. «Ты заслуживаешь любви» — режиссерский дебют Эрзи, в чем-то очевидно исповедальный, глубоко личный и лиричный.
11 ноября 20:10, кинотеатр «Звезда»