12 ноября на сервисе Wink состоится премьера психоделической драмы «Сибирь» классика американского кино Абеля Феррары. Денис Виленкин поговорил с режиссером о буддизме, Netflix и любимой музыке.
Главный герой вашего фильма «Сибирь» — Клинт, которого играет Уиллем Дефо. Как буддист, вы хотели, чтобы он переосмыслил свою жизнь и очистил сознание? Или все-таки чтобы он по-христиански страдал?
Как буддист, я считаю, что страдаем мы потому, что смотрим на вещи под грузом своего восприятия.
А вы хотели, чтобы Клинт страдал и понял, что такое мучение?
То, что происходит с Клинтом — путешествие через призму его жизненного опыта, путь обретения мудрости. Он открывается этому путешествию, становится чутким к обстоятельствам. Наблюдает жизнь во всех ее проявлениях. Ошибается в вещах, в которых был уверен. Дома горят, люди убивают друг друга, но Клинт видит и прекрасное: жизнь — она везде. Во всем нужно найти баланс, гармонию. Ты — часть мира, часть его прогресса. Все твои действия будут отражением детерминации в этой жизни.
Это очень буддистская позиция. Ваши Пазолини, Томмазо, Клинт чувствуют себя виноватыми, бессильными, несвободными от себя. А что такое несвобода для вас?
Быть рабом своих ожиданий, предположений, погружать себя в тюрьму собственных установок. Физически умирать от каких-то сумасшедших болезней.
А вы чувствуете себя свободным, снимая кино?
Я всегда чувствовал себя абсолютно свободным. Никто никогда не говорил мне, как работать или как именно должны выглядеть мои фильмы.
В «Сибири» завораживающий выбор музыки. Runaway Дела Шеннона и Volcanoes группы Bloodspot. Это ваш сознательный или бессознательный выбор?
Runaway — это что-то вроде песни — детского воспоминания из жизни героя. Что касается Bloodspot, то ее просто кто-то слушал на съемочной площадке, и я такой: «Мне нравится эта песня». А ты знаешь эту группу?
Знаю, но она не очень популярная, только фанаты металла в курсе. А что вы вообще слушаете?
Мне разная музыка нравится, но в основном блюз. Я до сих пор фанат рок-н-ролла, еще с 60-х и 70-х. Ну и я сам играю.
Видел, как вы играете в фильме «Живьем во Франции» — классная музыка. Вернемся к фильму, а конкретно — к Уиллему Дефо. Не секрет, что он давно стал вашим альтер эго на экране. Как реагируете, когда Уиллем снимается у других?
Мне очень нравится смотреть на его работы, все его перформансы, которые он нам являет. Уиллем вроде Марко Поло, который передвигается по миру, такой путешественник от мира кино.
А вы смотрели фильм «Ван Гог. На пороге вечности»?
Да, мне понравилось. А тебе?
Да, визуально завораживающе, и Уиллем прекрасен. Но у вас он обычно предстает в другой перспективе.
Джулиан (Шнабель, режиссер фильма «Ван Гог. На пороге вечности». — Прим. SRSLY) — художник. C этой точки зрения, фильм очень крут. И Уиллем, конечно, великолепен.
Вы когда-нибудь влюблялись в фильмы?
Да, я обожаю кино. Просто одержим им.
Что вам понравилось из недавнего?
Я смотрю так много кино в очень разных местах, что даже сложно сказать. Недавно посмотрел какой-то потрясающий фильм из Анголы на фестивале в Китае. Забыл имя режиссера.
Сейчас работаете над чем-то?
Сейчас придумываю фильм, сидя тут, в Питере. Название — Zero zero once, снимать его планируем в Риме. Это будет милитаристское, военное кино.
А когда мы его увидим?
Надеюсь, скоро, но сначала надо снять.
Вы как-то говорили, что не любите Netflix и Amazon. Они же никак не развивают язык кино?
Netflix, Amazon, монополизация рынка, идей будут всегда. От этого никуда не деться.
И с этим бесполезно бороться?
Бороться нужно с миром, снимая фильмы. Понятно, что ты работаешь сам на себя. Но у меня нет выбора: я не буду работать с ними, а они со мной.
А в Нью-Йорке ничего не хотите снять?
Если у меня появится идея снять что-то в Нью-Йорке, я это сделаю. Вот «Сибирь» мы снимали в том числе в мексиканской пустыне. Места, в которой ты делаешь кино, рождаются только благодаря твоей креативности. Поэтому к ней нужно просто прислушиваться.