Обзоры, Образ жизни — 22 октября 2020, 13:07

«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов

Получать высшее образование или нет — во времена зумеров вопрос стал еще более животрепещущим, чем раньше. Зачем сейчас тратить время на подготовку к ЕГЭ и последующее обучение в вузе, если есть ютьюбы/инстаграмы/тиктоки? Там можно и тьюториалы посмотреть, и свои таланты миру показать, чтобы прославиться и получить офферы c шестизначными гонорарами, или же регулярно делать контент и на нем зарабатывать. Вместе с нашими друзьями из Нетологии мы решили разобраться, рабочая ли это схема или все не так просто, как кажется на первый взгляд. 



Еще во времена, когда деревья были большими, трава зеленее, а тиктокеры-миллионники не родились, сформировалось стойкое обывательское мнение, что определенному кругу профессий не нужно учиться в вузе. Например, журналистике, потому что, если ты талантлив, иди и пиши. Или актерскому мастерству — иди и играй. В новой реальности из ниоткуда стали появляться еще SMM-щики, PR-щики, стилисты, event-менеджеры, дизайнеры и тому подобные самородки.  

Мы решили выяснить, как изменилась парадигма и какой теперь он — свод профессий, которым якобы не надо учиться в вузе, по версии зумеров (и миллениалов), и провели опрос среди аудитории SRSLY. 70% уверены, что учиться в вузе совершенно необязательно, если хочешь быть блогером. 30% опрошенных считают, что писателем можно стать и без высшего образования. 26% и 25% голосов набрали SMM-специалист и event-менеджер. 22% думают, что стилистом можно стать просто так. 16% голосов досталось кинокритикам, 14% — ушло PR-менеджерам. 11% поделили между собой дизайнеры и журналисты. И лишь 9% опрошенных утверждают, что актерской профессии не нужно учиться в вузе. 

Были и те, кто решил дополнить наш список профессий собственными вариантами. Внезапно возникли такие, как кинолог, врач, программист и таролог/рунолог, а еще: повар, философ, культуролог, таксист, рекламщик, продавец-консультант, менеджер по персоналу, певец/певица, музыкант, менеджер, продюсер, режиссер, диджей, иллюстратор, фотограф, предприниматель и дворник. 


Некоторые подошли к вопросу аргументированно. «Творческим профессиям, таким как художник, писатель, фотограф и т. п., учиться в вузе не нужно — хватает специализированных курсов или школ», — поступило такое мнение. Аналогичная история с маркетингом и направлением SMM: «Есть курсы, где можно собрать портфолио, что невозможно сделать в университете». Традиционно досталось журналистике, которой «бесполезно учиться в теории — нужно опыт получать». «Образование — это про решение задач. Этому можно учиться где угодно», — было и такое мнение. Есть абсолютные нигилисты, которые считают: «Уже никаким не нужно учиться». И почти нигилисты: «Почтим никаким, кроме инженеров». Ну, и самым философским (и самым любимым) ответом было: «Никаким, а в целом всем». 

Мы решили поговорить и с теми миллениалами, кто не получил высшего образования, но прекрасно чувствует себя в своей сфере, и с теми, кто пошел работать по профилю. Евгений Самойлов, таргетолог, копирайтер-фрилансер, проучился два года на маркетолога в Кемеровском государственном университете, но в какой-то момент понял, что информация, которую там получал, не соответствует времени и не имеет практической пользы. «Я решил, что лучше пойти работать, и перевелся на заочное отделение. Планировал совмещать, но быстро понял, что если хочешь профессионально расти и развиваться, то не стоит тратить время на учебу. Начал карьеру с системного администрирования, а потом занялся интернет-маркетингом, прошел курсы «SMM-менеджер» и «Веб-аналитика» в Нетологии. Заказчиков элементарно находил в интернете. Сейчас работаю на крупное московское агентство. Про высшее образование никогда даже речи не заходило. По своему опыту могу сказать, что год в вузе по количеству полученной полезной информации равен двум неделям на хороших насыщенных курсах. Кроме того, я не знаю в России вузы, которые давали бы хорошее базовое образование именно в сфере интернет-маркетинга.  Рынок очень быстро развивается, а они, видимо, не успевают подстраиваться, менять так же быстро, как онлайн-курсы, свои учебные программы. Конечно, техническим специальностям, например, в нефтяной промышленности или газовом секторе, все же нужно идти учиться в вуз», — считает Евгений. 

PR-менеджер Елизавета Агеенко, одна из немногих, кто пришел в профессию как раз с профильным высшим образованием — окончила ВШЭ по направлению «Интегрированные коммуникации», изучала «Связи с общественностью». «На третьем курсе я устроилась на стажировку в агентство. И, когда на занятиях мы проходили какие-то прикладные вещи, например, как составлять бриф или в чем специфика пресс-релизов, я уже сталкивалась с этим на работе и понимала, насколько по-другому все реализуется на практике. Мне было слишком легко учиться, ведь в агентстве я уже защищала тендеры и выступала перед клиентами. Я не понимала, зачем вообще хожу в вуз и слушаю лекции по истории рекламы, философии, истории… И скорее я с работы "приносила" на учебу что-то ценное и полезное для моих однокурсников. Сейчас я понимаю, что учеба в вузе помогла мне в большей степени влиться в комьюнити, познакомиться с нужными людьми. Например, стажировку в агентстве я нашла благодаря преподавателю. Но по факту устроиться интерном довольно легко. В PR очень мало специалистов с профильным высшим образованием — их где-то 10%. У меня в отделе есть коллега, которая училась на  следователя. Но не так давно она прошла курс "PR в диджитал" от Нетологии и продолжает учиться на практике, а я вижу, что она действительно хороший специалист. На рынке сейчас очень много качественных учебных программ. При выборе обращайте внимание, чтобы там были блоки, посвященные метрикам. Рынок уходит в цифровизацию, и узнаваемость бренда становится исчисляемым понятием. Компании чем дальше, тем больше спрашивают, почему ты выбрал именно эти издания, именно такие активности и т. д. Ответы а-ля "Я так чувствую" или "Я эксперт, доверьтесь мне" больше не работают. Кроме того, рекомендую поначалу устроиться в агентство. Да, там конвейер из молодых специалистов, несильно ценят и будут бросать с проекта на проект, но есть возможность получить самый разноплановый опыт, а не уткнуться в одну специфику. К тому же клиенты часто переманивают хороших специалистов из агентств к себе», — рассказывает Елизавета.  


Александр Ерохин, java-разработчик в банке, учился в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете прикладной математики, но на четвертом курсе начал работать системным администратором и так увлекся, что забил на занятия, накопил долгов и был отчислен. «Я хотел восстановиться на следующий год, но к тому времени понял, что мне это уже не нужно. Знания, которые я получил вплоть до четвертого курса, никак не пригодились мне на работе. Более того, ни на одном собеседовании никто ни разу не спросил про диплом и вообще про высшее образование. Работодателей всегда интересовало, в каких проектах я участвовал и какой у меня опыт. Сейчас я java-разработчик в банке. Выучил этот язык программирования за год благодаря платным ресурсам и курсам. Но не останавливаюсь на этом, ведь IT-сфера постоянно меняется и ты должен быть всегда на гребне волны и много времени уделять самообразованию. Считаю, что для работодателя гораздо ценнее тот, кто четыре-шесть лет работал и получал опыт, а не учился в вузе. Тем более если какое-то средненькое учебное заведение, то в нем вообще нет смысла», — рассказывает Александр. 

Мы решили выяснить у эксперта, действительно ли не всем профессиям нужно учиться в вузе, для каких достаточно курсов, и обращают ли внимание сейчас работодатели на наличие или отсутствие пресловутой «корочки». «На мой взгляд, высшее образование — не самый эффективный и очень дорогой как с финансовой точки зрения, так и в разрезе инвестиций своего времени формат обучения. Если, конечно, речь не идет о медицине, сложной инженерии, науке, где нужен фундамент для правильного построения карьеры. Развиваться в культурологии или философии без определенной базы знаний, наверное, тоже тупиковый путь. Высшее образование обязательно нужно в тех сферах, где цена ошибки слишком высока. Под это определение подпадают и врачи, и кинологи, и программисты в космической или индустриальной сферах», — считает Алексей Полехин, программный директор образовательной компании «Нетология». Он сам отучился шесть с половиной лет на математика-инженера, или, проще говоря, на программиста. «У нас было пятнадцать разных математик и куча других предметов, которые я уже даже не помню, но они мне дали представление о том, как в целом сегодня устроена сфера диджитал — начиная с операционных систем и протоколов и заканчивая искусственным интеллектом и нейросетью. Но все это вряд ли необходимо для быстрого старта в профессии. Сегодня программированию можно научиться за пять-шесть месяцев и уже пойти работать junior-специалистом. Высшее образование — это не история про кратчайший путь до первого заработка», — объясняет Алексей.  


Алексей отмечает, что в последние годы в сфере образования и на рынке труда в целом в тренде все, что связано с IT-направлением. И добавляет: «Тут нужно понимать, что учебные курсы типа наших обеспечивают кратчайшую траекторию до получения работы. У нас были случаи, когда ребят уже после двух-трех месяцев занятий забирают в компании». Алексей обращает внимание на тренд, который находит свое отражение и в секторе дополнительного профессионального образования, — получать как можно более разносторонние знания. 

Здесь можно вспомнить концепцию T-shaped: "ножка" — это  твое погружение в предметную область специализации, а "шапочка" определяет объем знаний, который ты имеешь в смежных областях. Иными словами, мы все должны быть немного в курсе того, что происходит справа и слева, хотя начинаем, как правило, с этой самой "ножки".

Эксперт отмечает, что, если вы решили пойти в несмежную со своей основной сферу деятельности, то, для того чтобы минимизировать риск потери времени на пробу через обучение, нужно интересоваться темой — читать, ходить на конференции, смотреть открытые лекции. Если действительно увлекает, то, скорее всего, надо идти учиться. «У нас частенько бывали случаи, когда ребята приходили на курсы по SMM и думали, что это про котят и лайки, и удивлялись, что им рассказывают про инструменты аналитики и про метрики», — делится опытом программный директор Нетологии. Он обращает внимание, что у них есть проект, который называется «Диджитал-старт». Он помогает как раз тем, кто с нуля хочет погрузиться в сферу. Там рассказывают про современный срез профессий, заполняют  карьерную карту и дают рекомендации по дальнейшему развитию карьеры. 

По словам Алексея, одними из самых востребованных сейчас стали курсы тестировщика. Эта совместная с «Альфа-банком» программа обучения буквально за полгода вырвалась в лидеры. «По нашим наблюдениям и согласно опросу студентов, причина в том, что, в отличие от курсов по программированию, где нужно пройти достаточно длительную подготовку для того, чтобы начать работать, — от четырех до восьми месяцев, в тестировании достаточно двух-трех, чтобы сесть в команду разработчиков. Мы собрали очень большую аудиторию ребят, которая пока почему-то боится идти в программирование. Тестирование им кажется более понятным. Этот курс действительно стал своего рода бомбой для нас», — рассказал Алексей.

Эксперт подчеркивает, что сейчас компаниям, цель которых — делать продукт и зарабатывать деньги, нужен не диплом, а опыт кандидата, которого хотят взять на работу, — «корочка» стала атавизмом, и ее требуют чаще всего в государственных компаниях. 

На европейском и американском рынках труда есть разные системы объективной оценки кандидатов. И, например, для дизайнеров портфолио на Behance намного важнее, чем диплом какого-то суперкрутого университета где-нибудь в Мадриде. 


На правах рекламы 
Фото: shutterstock
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро