Обзоры, Кино — 11 октября 2020, 16:55

Кино недели: «Падение» и «Кто не спрятался»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Кинокритик SRSLY Денис Виленкин посмотрел вышедшие несколько дней назад режиссерские дебюты Вигго Мортенсена и Дэйва Франко и делится своим мнением.

«Падение» (Falling)


Джон Питерсен (Грэйди Маккензи) рос в классической американской семье на ферме, отец (Сверрир Гуднасон) любил охоту и приучал сына к вылазкам в лес, мать (Ханна Гросс) старалась быть кроткой и нежной, запекала птицу в духовке. Мальчик вырос и обрел черты Вигго Мортенсена, переехал в Лос-Анджелес и сыграл свадьбу с китайцем с гавайскими корнями Эриком (Терри Чен). Сильно постаревший отец (Лэнс Хенриксен) утомился от одинокой жизни в глубинке, поэтому решил навестить сына и купить дом где-то недалеко от него. Но встреча оказалась полной непреодолимых конфликтов, слез и ненависти.

«Падение» — режиссерский дебют Вигго Мортенсена, еще один птенчик из списка картин, отобранных на Каннский кинофестиваль 2020 года. Мортенсен, никогда не страдавший от недостатка хороших ролей, испытывает подлинную вторую голливудскую жизнь. После истории о нетерпимости к современным нравам в «Капитане Фантастике» и к темнокожим в «Зеленой книге», в своей режиссерской и актерской работе «Падение» Вигго поднимает ряд существенно важных тем. Кино лишь на первый взгляд про нетерпимость правого старика, выросшего на фильмах Джона Уэйна и голосующего за Маккейна, к гомосексуалам. На самом деле «Падение» оказывается куда серьезнее и говорит о первопричинах куда более глубинных.

Отец героя пытается максимально маскулинным воспитанием и своим враждебным взглядом на мир, катализатором которого является любовь к охоте, вырастить ребенка по своему подобию. Но человек, в любом случае, вырастает собой. Гомосексуалом, потому что он был рожден гомосексуалом, а не потому что это естественная реакция организма на хейт и абьюз властного отца-плейбоя.

Семья — не обязательно люди одной крови, а любовь — не обязательно счастье, а несчастье, невозможность исправить то, что ты натворил. Ненависть старика к миру — взгляд, обращенный на себя. Я ненавижу себя за то, что сделал со своей семьей. Беда, когда человек неисправим. Падение.

Пусть Вигго немного перебирает с финалами, а где-то в середине картина провисает, его свежий и уверенный режиссерский взгляд задают дебюту довольно высокую планку. Прекрасные малыши, как из «Фанни и Александра»; сильные актерские выходы, среди которых ударная сцена обеда, где появляется и младшая сестра (Лора Линни); несколько мастерских экспериментальных склеек (плачущая мать, кричащий младенец, будто бы 25-м кадром прорывающийся в реальность из воспоминаний) — крепкая заявка на дальнейшее развитие режиссерской карьеры в 61 год.

[STAT_ART_3.0]


«Кто не спрятался» (The Rental)


Две молодые пары решают на уикенд съездить к берегу, забронировав квартиру на Airbnb. По прибытии туда выясняется, что владелец — брат не очень приятного парня (очевидно, реднека и расиста), а чуть позже герои узнают, что по дому размещены камеры. Дело пахнет жареным.

Дэйв Франко, оказавший медвежью услугу сервису Airbnb со своим набором клише-страшилок, оказывает еще и медвежью услугу жанру хоррора или слэшера (сам он не определился), поскольку в 2020 году без какого-то деконструирующего видения соваться в жанр довольно бессмысленно, если не сказать глупо. Но и тут, в общем, все не так просто. Допустим, фиг с ним, с метамодернизмом, но любой эффектный хоррор, а уж тем более слэшер, всегда движим темной историей личности, фигурой злодея. Франко не предлагает ничего, кроме унылого убийцы в маске из молотком (и то и другое как из «Драйва» Николаса Виндинга Рефна), наступая притом на совсем уж смертельно опасные грабли в виде напрочь отсутствующего финала. Ничего своего, никакого посыла, никакого ужаса, только набор крепко сбитых шаблонов. Пропала собака, съели наркотики, пытаемся открыть закрытый на замок сейф. События «Кто не спрятался» легко придумываются за полчаса времени человека, не очень даже знакомого с жанром.

[STAT_ART_1.0]

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова