Интервью, Интервью — 8 октября 2020, 17:55

Медицинские блогеры и врачи о второй волне пандемии, российской вакцине и работе в «красной зоне»

Текст:
Ольга Родина
Если бы вирусам вручали премию, то в этом году ее однозначно получил бы коронавирус, который, давайте признаем, затронул каждого. Когда он отступит — неизвестно. В связи с этим мы решили поговорить с молодыми врачами и студентами медицинских вузов (некоторые из них — блогеры) и узнать их мнение насчет того, что происходит.
Мирон Борисов, 22 года

Образование: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, студент шестого курса международной школы «Медицина будущего»



О второй волне пандемии

Как и положено будущему врачу, я на протяжении всей пандемии читаю статьи на эту тему. И если в прошлый раз, когда мы с вами разговаривали весной, еще не было ничего известно, и можно было только предположить, как будет развиваться ситуация, то сейчас в мире науки ситуация прояснилась. То, что сейчас происходит, — не вторая волна коронавируса, а сезонное повышение заболеваемости ОРЗ. И все ограничения, которые устанавливаются, к медицине вообще отношения не имеют.

В настоящее время нет никаких поводов для введения второго режима самоизоляции, который уже показал свою неэффективность. Почему? Объясню, и это не мое личное мнение, я опираюсь на научные данные. Учеными было проведено большое исследование (исследование называется COVID-19 in schoolchildren. A comparison between Finland and Sweden. Опубликовано на folkhalsomyndigheten.se. — Прим. SRSLY): сравнивали Финляндию, где был карантин, и Швецию, которая не закрывалась. Анализировали школы. В общей сложности выборка составила 1 230 000 школьников и студентов и 144 000 учителей. В мире мало таких масштабных исследований.

Было выявлено, что заболеваемость коронавирусной инфекцией в Швеции, где школы были открыты, составила около 2%, что в четыре раза меньше, чем в Финляндии — 8,4%. Объяснение очень простое: люди, которые сидят в тесных помещениях, домах и внутри каких-то коробок, не позволяющих дышать свежим воздухом и дистанцироваться, заболевают гораздо чаще, чем те, кто ведет нормальный образ жизни.

Сказав о заболеваемости, нужно добавить и о риске смерти. Составили шкалу: в каком возрасте чаще всего умирают от COVID-19. Оказалось, что до 18 лет смертность от вируса составляет 0,1%. В общей группе от 0 до 49 лет данная цифра равна 5% населения. То есть глобально это инфекция с очень низкой смертностью. Самая большая группа тех, кто умирает, — люди старше 84 лет. По данным Росстата за 2019 год, средняя продолжительность жизни в нашей стране — 73 года. Очевидно, что в нашей стране люди, которые могут попасть в группу риска, просто не доживают до этого возраста. 

По причинам смерти на первом месте — сердечно-сосудистые заболевания. Смертность от них составляет около 50 000 человек ежедневно. Фокус-группа, которая как раз страдает от этих заболеваний, — пожилые люди. Естественно, если они будут сидеть дома, не двигаясь, не выходя в аптеку за своими лекарствами против сердечно-сосудистых болезней и не посещая врачей (которые, возможно, уже приостановили прием для таких пациентов), то им на фоне прочих заболеваний станет только хуже. Да и смертность от коронавируса, согласно тому же исследованию, в среднем 3000 человек в сутки. Разве эта цифра сопоставима с первой? Оправданы ли вводимые меры? Я считаю, что нет. Для чего они вводятся? И вот на этот счет существует много интересных мнений, но так как я не специалист в политике, то не возьмусь что-то рассказывать.

Об открытии границ с некоторыми странами

В наш век глобализации закрытие границ — это огромный стресс для всех. Если бы у меня была возможность уехать, я бы провел это лето по-другому. Но я был рад путешествовать и по России — у нас очень яркая и интересная страна. Казань, куда я ездил этим летом, — это регион, который не похож ни на какой другой.

Интересно, как ситуация с самоизоляцией нарушила, по сути, основную хозяйственную формулу города. Люди работают в центре, живут на периферии. Каждый день встают и едут на работу. Их дети в это время находятся в садиках и школах — институтах, созданных специально для того, чтобы «куда-то деть» младших членов семьи, пока работают старшие. Раньше люди, живущие в одной семье, виделись только вечером. А тут всех посадили дома, и они увидели, наконец, с кем они живут. И испытали от этого колоссальный стресс.

О работе в «красной зоне»

Студентов медвузов призвали помочь в «красной зоне». Я тоже пошел работать. Попал в шоковую реанимацию. Помощь больным с коронавирусной инфекцией не отличается от помощи любым другим пациентам: я делал заборы крови, проводил тесты на коронавирус, снимал ЭКГ, перекладывал пациентов с одной кровати на другую, ставил капельницы, помогал санитарам. Ничего героического в этом нет, это обычная работа медбрата. 



О тестах на COVID-19 и вакцинации

На самом деле, наша страна на фоне остальных выглядит очень адекватно. В рекордно короткие сроки (буквально за две недели!) в феврале лаборатория «Вектор» разработала тест-системы. Потом были тесты на антитела. А совсем недавно у нас в стране появился новый тест — на антиген COVID-19, его будут использовать работники скорой помощи. За пять минут он сможет определить, есть ли у человека коронавирус. Конечно, вы знаете и о наших успехах с вакцинами. По сути, мы сделали это первыми. В Сети было много сообщений на тему того, что американцы якобы с недоверием отнеслись к нашему открытию и представители других стран тоже не рекомендуют делать русскую вакцину.

Причину недоверия понять можно: вакцина новая, векторная. Что это значит? В оболочку аденовируса встраивается генетический материал коронавируса, и в дальнейшем этот аденовирус производит белки COVID-19, на которые вырабатывается иммунитет. Таких вакцин до этого в мире не существовало, отсюда и страхи. Но что я видел сам: как относятся к этой вакцине в мире врачи? Недавно прошел интересный телемост между российскими разработчиками вакцины и американским COVID-клубом в Нью-Йорке. Врачи из США относятся с большим интересом к нашему изобретению, многие даже делают запросы в лабораторию Института Гамалеи, чтобы получить вакцину и сделать ее себе. Во врачебной среде напрочь отсутствует политика и негативные настроения. Мы что-то открыли, нам нужно лечить людей — так давайте делать это вместе и делиться друг с другом информацией. Что касается побочных эффектов, то да, конечно, они присутствуют и сейчас активно изучаются, для этого и проводятся клинические исследования.

Я не прививался, потому что нет смысла — коронавирусной инфекцией уже переболел. Если честно, даже не понял, как и когда это произошло. Несколько недель назад проходил тест на антитела, и у меня нашли IgG.


Единственный симптом, который присутствовал — частичная потеря обоняния: запахи ощущались, но немного слабее, чем обычно. Никаких других симптомов у меня не было.

Что касается других вакцин, то я всем советую сделать прививки от гриппа и пневмококка. Эти заболевания проходят гораздо тяжелее. При гриппе температура поднимается до 39 градусов, человек мучается от сильной головной боли, происходит интоксикация. Осложнения в данном случае могут быть более серьезными, чем после коронавирусной инфекции. Поэтому всем, особенно пожилым людям, рекомендую делать прививки. Уже появились исследования, показывающие, что среди тех, кто привился от гриппа и пневмококка, меньше смертность и от коронавируса. И если он и возникает, то проходит намного легче.

О дистанционном обучении

На днях впервые с марта сходил в свой университет, и нас снова перевели на обучение онлайн. Грустно, конечно, потому что дистанционная форма — это огромная проблема и для меня, и для всех моих коллег. Нам активно рассказывают, как хорошо работать и учиться онлайн: можно сидеть дома без штанов! Вы, конечно, будете сидеть без штанов, но будете сидеть так целый день. Потому что дома рабочий день из восьмичасового довольно быстро превращается 24-часовой. Это уже заметили все. Более того, есть интересная корреляция: чем младше человек, тем тяжелее ему заставить себя работать или учиться из дома. Именно поэтому сейчас столько проблем, связанных со школой: дети с трудом воспринимают информацию онлайн, и ответственность за получение знаний перекладывается на родителей. А родителям и без детей сейчас работать из дома непросто. Все-таки очень важно иметь физическое разделение пространства для работы и отдыха. Если этого не происходит, единственный способ заставить почувствовать себя «хозяином своей жизни», когда ограничивается свобода, — это самому себе составлять расписание и ему следовать. Иначе возникает ощущение беспомощности и ведомости, которое не вызывает положительных эмоций.




Александр Шачнев, 26 лет

Специальность: врач-дерматолог

Образование: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, ординатура на базе Российского университета дружбы народов



О второй волне и новых мерах предосторожности

Я думаю, что все эти меры правильные и вполне логичные. Мы пытаемся защитить тех, кто подвержен риску заражения в большей степени, — людей с хроническими заболеваниями и пенсионеров. Уже известно, что вирус ведет себя более агрессивно в ослабленном организме, заболевание протекает тяжелее из-за хронических проблем со здоровьем. К настоящему моменту мы набрались опыта в диагностике и лечении инфекции. Вряд ли ситуация ухудшится, но это зависит напрямую от людей и их осознанности. Нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты. Я сам пользуюсь антисептиками, ношу маску и перчатки — да, неудобно, но ничего не поделаешь. Я вообще на чистоте помешан, у меня и в «доковидное» время всегда в портфеле лежало по три антисептика.

Еще один немаловажный фактор, о котором не стоит забывать, — наступает пора сезонной респираторной инфекции. На первых этапах грипп крайне тяжело отличить от коронавируса, поэтому ситуация требует разносторонней диагностики, скрининга, включающего обязательные тесты на COVID-19, рентген, КТ и так далее. Мы должны понимать это и принимать.

Главный урок — наконец-то все поняли, что такое инфекция, а самое смешное, мы узнали, как нужно мыть руки и зачем!


Об удаленке

Во многих крупных компаниях удаленная работа возобновляется, а где-то она и не прекращалась. Думаю, что все это делается для людей. Если такие меры действительно помогают в ограничении распространения инфекции — значит, они необходимы. Плюс еще и в том, что многим, насколько я знаю, понравилось работать дома. Но есть минусы: мои друзья, сидящие на удаленке, говорили, что стираются границы между отдыхом и делами. То есть рабочий день, по сути, превращается в 24-часовой. Но давайте признаем: остаться без работы все равно хуже.



Об открытии границ с некоторыми странами

Думаю, что при соблюдении всех мер это не возбраняется: многие люди любят отдыхать именно за границей. Но лично я никуда не выезжал.

О тестах и вакцине

Я часто делаю тесты, что необходимо из-за работы. Проходить вакцинацию пока не планирую. Буду внимательно следить за клиническими исследованиями и решу по итогу, нужно мне это или нет. Посмотрим.

О блоге

Аккаунт в инстаграме зарегистрировал в 2013 году, с тех пор мой блог несколько раз менялся. Не могу сказать, что сейчас у него есть концепт. Когда-то я увлекался музыкой, пел, записывал каверы, и страничка была больше посвящена этой теме, но затем все просто перешло в формат красивых картинок, мыслей и путешествий. Цели становиться блогером не было, так само вышло. И поначалу получалось неплохо, однако через какое-то время пришлось забросить это дело: совмещать блогинг, медицину и работу терапевтом параллельно с учебой стало крайне сложно. Все же, когда речь заходит про контент (думаю, меня поймут все блогеры), нужно регулярно выкладывать свежий материал, а это тоже достаточно непростая задача, особенно при такой загрузке.

Сейчас пытаюсь развивать свою врачебную страницу, поскольку неудобно совмещать ее с личным блогом: не позволяют профессиональная этика и прочие нюансы, так что предстоит еще проделать большую работу.



О выборе профессии

С детства был уверен в том, что буду работать в медицине. Из всех специальностей, которые были в универе, выбрал дерматологию и косметологию, так как они ближе всего мне по духу. Мне нравится делать людей красивыми и здоровыми.

О том, что не нравится в российской медицине

Медицину я люблю и уважаю, считаю ее перспективной, ежедневно меняющейся наукой. В российской медицине мне не нравится неопределенность в плане образования. Нехватка бюджетных мест, особенно это касается узких специальностей, а также многие нюансы, связанные с этапами получения самого образования. Впрочем, это довольно широкая тема, осветить ее кратко не получится. В целом меня все устраивает: мы развиваемся, взрослеем, набираемся опыта. Быть врачом — тяжелый путь, чтобы встать на ноги, нужно долго и упорно учиться.



Кирилл Широгоров, 22 года

Образование: Ярославский медицинский университет, студент пятого курса факультета педиатрии



О второй волне пандемии

Существует мнение, что всю эту историю раздули из-за политики. То есть обычным врачам заплатили денег, чтобы они говорили, что есть коронавирус? Но весь мир не мог сговориться! Проблема существует, и вирус реально уносит жизни людей. Заметьте, что до последнего наша страна не закрывала границы. А можно было это сделать сразу после Нового года, и, возможно, сейчас мы бы жили спокойно.

Когда мои знакомые собирались на отдых в феврале-марте, я спрашивал: «Ребят, вы едете? Вам не страшно?» Они лишь отмахивались со словами: «Кирилл, перестань. Все открыто и работает, — значит, опасности нет».

У нас вообще люди легкомысленно относятся к собственному здоровью — авось пронесет. К врачу лишний раз не придут, поэтому часто узнают о болезнях на поздних стадиях.


Институт, в котором я учусь, одним из первых перешел на удаленный режим, потому что, помимо учебы, мы еще параллельно работали в поликлиниках. Я сразу же уехал в Вологду (это мой родной город), где два месяца сидел дома безвылазно, только с собакой гулял. Даже бабушкам своим не разрешал выходить на улицу. Сам все правила изоляции соблюдал и маску носил вплоть до послаблений. 

Об открытии границ с некоторыми странами

Считаю, что еще годик можно было бы подождать, а свои прихоти отодвинуть на задний план. Только спад пошел, и начали открывать границы. Многие сразу же ринулись за рубеж. Я не понимаю: все жалуются, что хотят в отпуск, но у нас же такая большая страна, столько крутых мест! Неужели негде отдохнуть в России?



О тестах и удаленке

Я сдавал тест один раз, потому что мне нужно было устроиться в больницу. Каждое лето на протяжении четырех лет прохожу практику и работаю. Хотя в этом году практикантов почти не брали: представляете, люди даже практику дистанционно проходили. Как это возможно? Об обучении онлайн вообще молчу: оно совершенно не эффективно для тех, кто получает медицинское образование. Но ничего не поделаешь, такова реальность. Думаю, не просто так пробежал слух о том, что мы будем сидеть на удаленке до января…



О вакцинации

Я всегда делаю прививки, например, от гриппа и пневмококка, поскольку знаю, что от них реально есть польза, хотя многие и против, особенно молодые мамы. Вакцину от коронавируса сделаю только тогда, когда она пройдет клинические испытания.

О выборе профессии

Моя мама раньше работала бухгалтером в поликлинике и много общалась с медиками. Она мечтала, чтобы я стал врачом, а я хотел быть нефтяником. Поэтому в девятом классе начал усиленно заниматься физикой и химией с репетиторами. А потом мы с мамой как-то сели и поговорили. Она мне сказала: «Кирилл, ты такой аккуратненький, чистоплотный. Профессия газовика не для тебя, ты будешь постоянно находиться где-то в лесу и в командировках. Тебе нужно быть врачом». Я подумал немного и согласился с ней. Сейчас учусь в Ярославском медицинском университете на педиатра, на бюджете по целевому направлению. Меня уже прикрепили к Вологодской детской больнице, в которой я должен буду отработать после окончания учебы.

Я хотел пойти на лечебный факультет, но не попал. Поначалу расстраивался, а потом понял, что эти направления, по сути, мало чем отличаются. Просто педиатры — врачи, которые должны знать и детский, и взрослый организмы. И это, поверьте, самые умные врачи.


Вообще, я всегда был очень модным и хотел связать свою жизнь с творческой профессией. Помню, изначально некоторые парни косо на меня смотрели, а впоследствии стали обращаться за советами, что лучше надеть. Мне нравилось принимать участие в организации мероприятий, я занимался фотографией — снимал красивых девочек, но все это было на уровне Вологды. Конечно, слово «медицина» тогда прозвучало для меня как приговор. Только после «Школы юных врачей», где стал заниматься, я по-настоящему захотел учиться в медицинском университете.



Было желание уехать в Москву, но меня спугнула большая разница между столицей и маленьким городком. Засомневался: «А вдруг не потяну по деньгам?» Образование, проживание и прочие расходы — в Москве все дорого. Поэтому решил, что сначала встану на ноги, оперюсь, а потом уже в столицу махну.

О блоге

Я зарегистрировался в инстаграме, когда учился в девятом классе, до этого времени вообще без телефона ходил. На блогинг меня сподвиг один друг. Я начал с того, что публиковал фотки красивых девушек, которые сам же и делал. На аккаунт стали подписываться. Потом уже и о себе рассказывал, и сам снимался. Люблю фотосессии. Первое сотрудничество было с компанией Daniel Wellington, которая мне подарила часы по бартеру. Я тогда подумал: «Вау, круто как!» Рост аудитории всегда был органическим, никогда даже в гивах не участвовал. Пишу обо всем, что меня волнует. 

Об откровенных фотографиях

У меня есть несколько довольно откровенных снимков, не вижу в этом ничего плохого. Конечно, мне писали «добрые люди» со словами: «Какой ты врач после этого?! Да тебе нужно в порномодели идти!» 

В сознании многих сложился стереотип, что если ты будущий врач, студент меда, то обязательно должен сидеть дома безвылазно и читать книжки. По их мнению, нельзя быть блогером и врачом одновременно. Но я никогда не воспринимал такую критику всерьез. Этот негатив даже греет душу, ведь получается, людям интересна твоя жизнь. А что касается фото, то оголенное красивое тело всегда привлекает внимание и набирает больше охватов и просмотров. Мне кажется, это всем известно.



Кстати, в бюджетной больнице, где я работаю, меня все поддерживают. Хотя, по слухам, в скором будущем со мной состоится разговор в деканате по поводу фотографий в инстаграме. Но я не считаю свое увлечение чем-то плохим: через блог я самовыражаюсь. 

О том, что не нравится в российский медицине

Регионы никак не развивают, и очень больно от этого, ведь я сам живу не в столице. В Вологодской области есть прекрасная и современная детская клиническая больница — масштабное здание с большим количеством аппаратуры и т.д., но кадров не хватает. Наверное, молодых ребят не устраивает зарплата: они хотят путешествовать и хорошо жить, потому все и едут в Москву либо выбирают другую профессию.


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More