«Мы не рекламируем тачки, чтобы у нас была возможность их критиковать». Интервью с Сергеем Стиллавиным
Текст:
Ольга Родина
Уже десять лет Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов ведут ютьюб-канал «Большой тест-драйв», где рассказывают об автомобилях и пробуют их в деле, приглашают звезд и общаются со случайными прохожими на улице. Мы поговорили со Стиллавиным о том, почему они с Рустамом снимают сюжеты на полном экспромте и какой контент у аудитории наиболее востребован.
Сергей, вы с Рустамом и на радио вместе работаете (программа «Стиллавин и его друзья» на «Маяке». — Прим. SRSLY), и канал делаете. Как вы познакомились?
Мы знакомы уже 20 лет. 21-й пошел… Встретились впервые, когда вместе с Геной Бачинским приехали на гастроли в Воронеж. Там Рустам занимался организацией концертов — в том числе и нашего. А запомнился он мне тем, что, когда я перед выходом на сцену попросил налить мне 50 граммов виски, он отказал, сказав, что неделю назад перед выступлением нажрался Алексей Глызин и сорвал концерт. Я подумал: «Ну, гад!» Зато хорошо запомнил Вахидова.
Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов //Фото: личный архив
А в январе 2008 года Гена разбился на машине. И я, чтобы чем-то себя занять и отвлечься, хотя это невозможно, решил делать обзоры на автомобили. Машины люблю с детства.
Плюс к тому времени я уже имел опыт сотрудничества с одним итальянским автомобильным журналом, куда периодически писал. И вот потихоньку стал снимать видеообзоры вместе с журналистом издания «За рулем» Александром Дубиным — жуликом и КВНщиком. Мы использовали камеру моего тогдашнего телефона Nokia, а чуть позже приобрели миниатюрную туристическую видеокамеру. Сначала сюжеты выходили на сайте «Известий», для которых я делал в том числе и новостные выпуски. Параллельно продолжал работать на радио.
В 2008 году Рустам Иванович стал вести программу «Брендятина» на «Маяке». Я выступал в качестве соведущего. Так получалось, что мы все больше общались вне эфира, и постепенно он втянулся в нашу команду. А чуть позже появился и Артемий Двоицкий, очень активный молодой человек, хотя снаружи минорный и лежебока. Кстати, вот говорят, что никуда нельзя попасть с улицы, а Артемий пришел именно оттуда! Так что все возможно. Именно он и предложил делать проект для ютьюба. Затем присоединился еще оператор Сеня. На самом деле, у нас даже бизнес-плана никакого не было. Просто делали то, что хотели, в удовольствие и для фана.
Насколько у вас большая команда на сегодняшний день?
Она, конечно, немного разрослась со временем. У нас есть как минимум два профессиональных оператора. Монтажом по-прежнему занимается Артемий. Мы даже телевизионную версию «Большого тест-драйва» делали. Но потом, правда, сам телек скурвился, то есть перестал существовать, а вместе с ним и наш ТВ-проект скончался. Воообще, надо сказать, телевидение все-таки накладывает серьезный отпечаток сценарных заготовок и не всегда честных ходов. А лично нам всегда была любопытна правда в изложении фактов, непосредственность и экспромты, которые случались на улице при встрече с простыми людьми.
Получается, все ваши «уличные» спикеры — это случайные прохожие. Часто люди отказываются идти на контакт?
Да. Наши люди не очень любят камеру, особенно на улице. В большинстве случаев публика не то чтобы неконтактна, она подозрительна. И правильно! Фиг знает, кто может подойти и с какими целями.
Вот вы сейчас говорили про экспромт. То есть вы совсем не пишете сценарии для программы? Или все-таки какой-то план перед съемками набрасываете?
Нам он не нужен, у нас есть машина, и у каждого впечатление о ней.
Мы с Рустамом честно высказываем свое мнение, касаясь как достоинств, так и недостатков. Соответственно, удивляемся, если в чем-то совпадаем. Иногда подчеркиваем особенности, на которые другой бы не обратил внимания. Все рождается в простом живом разговоре.
Да и какой смысл в сценарии, если ты не актер? Например, я не умею переживать дважды один и тот же момент и даже в какой-то степени завидую актерам, из года в год играющим в спектакле, конец которого они знают наизусть. Это правда сложная работа, вызывающая восхищение, но мне она совершенно не по плечу.
Как долго снимаете один выпуск? И сколько роликов получается в месяц?
Если снимаем с женщиной, то все занимает где-то час, если без нее, то можно сделать и за 20 минут. Но зато с женщинами получаются смешные диалоги. Обычно у нас выходит от четырех до восьми выпусков в месяц.
Этим занимается Рустам — человек, который в теме, модный и так далее. У медийщиков как-то принято идти навстречу друг другу, если, конечно, кто-то не напакостил или не нагадил другому когда-то. А вообще, есть люди, актуальные именно сейчас, а есть те, кто интересен всегда. Обычно Рустам предлагает: «Давайте вот этого человека позовем». Я, как правило, соглашаюсь. С одними получается, другие встают в позу. Но это рабочие моменты.
О ком у вас остались наиболее приятные впечатления?
Понимаете, в чем дело, душа моя... В медийном пространстве довольно распространено явление, когда человек на камеру или в микрофон работает эффектно, а потом выдыхает и потухает. То есть общаться и получить результат по работе — это очень разные вещи. Конечно, медийная персона — яркая или скандальная, которая, так сказать, обросла всякими причиндалами, — вызывает интерес сама по себе. Грубо говоря, выезжать на таких людях проще.
Но поскольку мы со всеми нашими гостями, как мне кажется, общаемся на равных, а не как в телевизионном шоу (где все строится вокруг звезды), то не всегда получается суперинтересно. Потому что с одним человеком ты быстрее сходишься, с другим — медленнее. И опять же, мы со звездными гостями ничего заранее не обговариваем. Исключение, если он сам попросит не трогать какую-то тему. Хотя я даже не могу сейчас вспомнить конкретного человека, который бы так сказал, но тем не менее. Все мы интеллигентные люди.
Что касается впечатлений, то я вообще отношусь с большой долей скептицизма к тому, чтобы каждый рабочий день обязательно приносил какое-то нереальное удовольствие. Тебя, безусловно, должно переть от того, что ты делаешь, но испытывать радость получается не всегда. Тут, наверно, больше играет роль профессионализм — знаешь, что сделал свою работу, и тебе хорошо от этого. Можно кайфовать от процесса, но, на самом деле, правильнее все же от результата, продукта. Тем более наша программа — это не единоличное произведение искусства, как говорится. К нему прикладывают руку операторы, монтажеры, то есть это коллективный труд.
Как считаете, насколько популярность ведущих (вы, например, были известны и до ютьюба) влияет на раскрутку канала?
Конечно, влияет. Но, на мой взгляд, еще быстрее раскручивает канал какой-либо скандал. Вот, к примеру, однажды Рустам Иванович случайно выбил стекло автомобиля «Жигули», и это было максимально быстро растиражировано. На скандальных съемках или происшествиях можно неплохо раскрутиться.
Как вариант, еще можно показывать тачки, о которых мечтают обыватели — этакие фетиш-кары типа «теслы» и «кайена». Хотя и массовый сегмент, как показывает практика, вызывает не меньший интерес. Человек, у которого условно такая же машина, смотрит и сравнивает, насколько его личное мнение совпадает с тем, что говорят ведущие.
Как часто приходится что-то вырезать из выпусков?
Нечасто. Единственное, что могу попросить, — «запикать» мат. Второй случай — если во время разговора проскочит какой-нибудь острый политический момент. Тоже попрошу убрать. И это связано даже не с цензурой, а скорее с тем, что кто-то, возможно, обидится.
У ютьюб-канала «Большой тест-драйв» уже больше миллиона подписчиков. Наверняка к вам часто обращаются с рекламой. Что вы никогда не будете рекламировать?
У нас принцип такой: не рекламировать тачки, чтобы иметь возможность их критиковать. А вот все сопутствующее — например, масло, шины и так далее — без проблем! Можем также отказаться от рекламы сомнительных товаров, которые не несут никакой пользы для авто. Ну и, конечно, не связываемся со всякими игроманскими делами.
По сути, вы являетесь одним из первых российских автоблогеров на ютьюбе. Плюс у вас в инстаграме почти 300 тысяч фолловеров. А на кого из блогеров вы подписаны? Кто вам лично интересен?
Среди моих подписок блогеров нет. Зато есть красивые женщины, потому что на фотографиях они молчат, а в реальности очень сложно встретить привлекательную девушку, которая не разговаривает. Также я подписан на коллег. А вот чтобы прямо на блогеров — такого нет. Я как-то пропустил момент, когда они стали появляться.
Что касается автомобилей, то мы, да, наверное, были первыми. Тут еще вот что: когда ты сам занимаешься каким-либо делом, то очень трудно еще на кого-то смотреть. Вот я, например, не люблю слушать радио, хотя сам на нем работаю. А с какой целью я буду блогерами интересоваться? Смотреть, что они делают интересного, и подражать им? Или, наоборот, не повторяться? Не думаю, что такое может быть, все-таки я оригинально мыслю. Да и чему могу научиться у людей, которые младше меня? Это я сейчас без снобизма говорю.
Последний вопрос. Насколько хороший доход приносит ютьюб-канал?
Я по-прежнему не считаю канал стабильным источником дохода. Это своего рода приятный бонус, который я получаю время от времени.
Новости — 12 августа 2020, 22:11
Новый выпуск подкаста «Сережа и микрофон»: о психофилософии, репутации Ксении Собчак и отношениях