Питерская коммуналка в московском музее: репортаж с выставки «Невский экспресс» в галерее AРT4
Текст:
Ольга Родина, olga-rodina
До 16 октября в московском музее AРT4 будет проходить выставка «Невский экспресс», которую создала группа питерских художников под руководством Александра Цикаришвили. Пространство музея превратили в настоящую коммунальную квартиру. В качестве элементов декора авторы использовали куски старого дерева, мусор, посуду б/у, чьи-то тапки и прочие предметы в духе концептуального творчества. SRSLY сходил на выставку и узнал у художников, что они хотели всем этим сказать.
Участники проекта — представители совершенно разных питерских конфессий и динамических групп: «Север-7», «Фикус у окна», «Паразиты», «ПНИ № 6», Kunsthalle nummer achtundsiebzig. Куратор «Невского экспресса»
Александр Цикаришвили — скульптор, живописец, график и один из основателей группы «Север-7», ставшей главным петербургским явлением в искусстве последних лет.
«Тема выставки — коммунальная квартира. Петербург плотно ассоциируется с коммуналками, которых там до сих пор довольно много, — говорит Цикаришвили. — Это своего рода символ. Сам я в такой квартире никогда не жил, но мы с ребятами неоднократно там бывали».
Художники постарались представить все знакомые элементы быта коммуналок. Настоящим гвоздем программы стал огромный синтепоновый таракан, который, правда, распугал всех пришедших на выставку детей. Его создала Лиза Цикаришвили.
«Какая коммуналка без таракана? Но мы отошли от классического образа и сделали некоторое существо, которое является своего рода духом. Зато его невозможно не заметить. Вы сразу начинаете его изучать, а он вас», — пояснил менеджер по маркетингу AРT4 Григорий Корбасов.
«Ленинградское суши из серии «Mybestgrandma», Александр Цикаришвили, Виктор Юльев
«Я пришла сюда поддержать своего брата Вадима Кондакова. Он выставляется здесь с арт-объектами "Форма исключения" и "Домашние растения", созданными из металла, — рассказала SRSLY Алина, гостья выставки. — Если честно, то я ничего не понимаю в современном искусстве, но искренне пытаюсь разобраться».
По правде говоря, некоторые экспонаты действительно нуждались в расшифровке. Например, арт-объект Ильи Овсянникова «Сидящая обнаженная». Экспонат состоит из трех элементов: первый — холст, на котором изображена обнаженная девушка (хотя на самом деле это не совсем холст — он сделан из части двери коммунальной квартиры; позади даже сохранилась старая задвижка), второй — сама героиня картины, третий — глухарь, трофей дедушки художника.
«Сидящая обнаженная», Илья Овсянников
Еще одна работа — «Седло из Петербурга» Петра Дьяконова. На первый взгляд, это обычное потертое кресло, только потом замечаешь, что вместо передних ножек — человеческие ноги в домашних тапках.
«Седло из Петербурга», Петр Дьяков
Отдельного внимания заслуживает кухня. Ну, кстати, она вполне себе предсказуема: раковина с грязной посудой, стол, а на столешнице, собранной из каких-то обломков, — суши. Их Александр Цикаришвили слепил из мусора. «Вообще, я больше люблю творить из грязи, — рассказал Александр. — Она бывает разная. Мне очень нравится мексиканская, из нее можно много что слепить».
«Кухня», Иван Чемакин
Художница и участница проекта Анна Андржиевская пришла на выставку в компании своей собаки Тутти, которая и стала главной героиней одной из ее работ. «Картина называется "Тутти-Фрутти". На ней нарисована моя собачка, — рассказывает Андржиевская. — По сюжету растения начинают нападать на животных и людей, им приходится себя защищать. Вот, например, Тутти отрастила щупальца».
«Тутти-Фрутти», Анна Андржиевская
Еще одна работа Анны Андржиевской — раковина с посудой. «Грязные тарелки — настоящий камень преткновения, из-за них постоянно ссорятся жители коммуналок, — говорит художница. — Все хотят, чтобы их посуда была чистой. А если она надолго остается немытой, то в раковине может завестись новая жизнь. Посуду покупала в известном интернет-магазине, где продаются б/у-товары. Раньше доставала все на барахолках, но теперь они закрыты».
«Раковина», Анна Андржиевская
Среди зрителей оказалось немало людей, так или иначе связанных с творчеством. «Я пришла посмотреть на своих коллег, — рассказала художница Даша. — Каждый человек сам вынесет отсюда что-то главное, для меня — это эмоции. Современное искусство никогда не понимали, в основном воспринимали в штыки. Только арт-сообщество чувствует его. Но при этом есть люди, которые хотят понять, что же хорошего есть в искусстве. Я считаю, современное искусство откликается в сердцах тех, кто не живет по какой-то системе, а чувствует все здесь и сейчас».
По случаю открытия Александр Цикаришвили организовал перформанс. 20 художников переоделись в бабушек, каждая из которых чем-то занималась — кто-то срывал с настоящего подсолнуха семечки и грыз их, кто-то вязал. Бабушка, как говорит сам Цикаришвили, — это его альтер эго. «Сегодня питерские бабки приехали знакомиться с московскими, — улыбается художник. — Какая коммуналка без бабки!»
Образ жизни — 28 августа 2020, 10:10
Почему Бэнкси самый известный и значимый художник современности? Лучший виртуальный гид в вашей жизни
Фото: на обложке — работа Андрея Рудьева Frida/PR-служба ART4