Колонка, Образ жизни — 18 сентября 2020, 00:21

Платки с новостными заголовками, коридор из голов и «Валюта любви». Гид по второй Триеннале современного искусства

11 сентября в «Гараже» открылась вторая Триеннале современного российского искусства. Главной фишкой этой выставки стало то, что художников отбирали не кураторы и даже не умники-искусствоведы и культурологи, а художники первой Триеннале, состоявшейся в 2017 году. Кроме того, они были обязаны помогать участникам выставки этого года кто чем мог: кто-то в работе, кто-то консультацией, а кто-то даже идеями или попросту творческим «пинком», чтобы не наступила любимая многими прокрастинация. 

Пойти стоит хотя бы потому, что на второй Триеннале все очень честно. Если художник проплатил другому за участие, вам об этом скажут (точнее, вы можете прочесть об этом на табличках под работами, которые в большинстве своем лежат на полу), если художник — сват, брат или какой-то другой родственник, тоже. Такой метод отбора применен, конечно же, не впервые — да что там говорить, не только современное искусство, весь мир строится на карьере «по знакомству». Вот только впервые этого никто не скрывает. И потом, кто лучше художника может выбрать художника? Разбираемся вместе с колумнистом SRSLY, автором подкаста «Искусство для пацанчиков» Настей Четвериковой. Гид по выставке построен на ее ощущениях от работ.


Работы на выставке очень разные, из разных городов России, на разные темы — кстати, в этом году у Триеннале нет темы как таковой. Поэтому можно увидеть всевозможные проблемы современности в арт-интерпретации.


Relax

MAYBE THERAPY?, Альбина Мохрякова

На выставку попала по дружбе с художником Альбертом Солдатовым. Они вместе учились в школе Родченко, и Альбина снималась в фильме у Альберта для прошлогодней Триеннале.

Кадр из видео MAYBE THERAPY?/Альбина Мохрякова

О чем?

На видео Альбины молодые люди создают мандалу из транквилизаторов. Работа рассказывает о расслабленном поколении 2000-х, представители которого сбегают от действительности, пытаясь жить безболезненно ровно — достигают они это разными способами. Получается самоконтроль и осознанность на таблетках. Прийти к такому заключению Мохряковой удалось после анализа аккаунтов участников в соцсетях и проведения с ними интервью.

Особым кайфом работы можно считать музыкальное сопровождение именитого московского техно-диджея Антона Кубикова, который специально для этой видеоработы написал музыку.

Для тех, кто хочет поумничать:

Чтобы порассуждать о MAYBE THERAPY?, рекомендую посмотреть похожие работы английского художника Дэмьена Херста. Он еще в 2005 году выложил католический крест из таблеток, заявив: «Я только хотел помочь осознать, что наука является ныне новой религией для многих».

Так что идея Альбины может и не нова, но осмыслена иначе.

«Новая религия»/Дэмиен Херст


Ностальгия

«Северная гора — поселок Южный», Юрий Васильев

«Северная гора — поселок Южный»/Юрий Васильев

Правильное название работы «Северная гора — поселок Южный». Это видеоинсталляция, которая длится 14 минут 44 секунды. На выставку Васильев попал благодаря своей землячке — художнице из арт-содружества «Нежные бабы» Александры Артамоновой. Она написала о его инсталляции: «Работа не о том, как умирают пьяными в сугробах или пропускают все поезда, а о том, как одинок, беспомощен и растерян бывает человек, оказавшийся перед бескрайними "ледяными полями"». Кстати, вся выставка оформлена пенопластовыми льдами, а работы между ними как будто плывут в море, и ты вместе с ними.

О чем?

На таком «ПАЗике» под номером 25 Юрий наверняка и сам неоднократно ездил от остановки «Северная гора» до поселка Южный и обратно. Автобусы по этому маршруту до сих пор курсируют в Калининграде, родном городе художника.

Вам стоит зайти в автобус, сесть на сидение и погрузиться в свои воспоминания о неизбежности ежедневного маршрута на работу, школу, институт. Если такого опыта не было — прочувствовать его. С одной стороны, это ощущение некого безнадежного ежедневного транса, когда тебя укачивает в автобусе и ты уже находишься на грани сна и реальности. С другой — возможность выяснить, можно ли абстрагироваться и вырваться из коллективной безнадеги, ежедневно курсирующей между Югом и Севером? Постепенно начинаешь понимать, что «ПАЗик» — это целая жизнь, и только нам выбирать, на какой остановке нужно выйти и стоит ли в него вообще садиться. На видео в автобусе есть и реальные люди, и качка, не хватает разве что кондуктора, который попросит «передавать за проезд».

 

«Валюта любви», Юрий Кузьменко 

Кузьменко попал на выставку по рекомендации Марии Рыбки из творческого объединения «Наденька», они вместе уже работали над изучением еды как некого связующего людей компонента. На их «вкусных» перформансах людей кормили сладким плавленым сыром, готовили блины и даже обмазывались майонезом. Но в этот раз все было по-другому. 

«Валюта любви»/Юрий Кузьменко

О чем?

На этот раз дело именно в ностальгии вкуса. У каждого из нас полно воспоминаний, связанных с едой. Едой, которую готовила любимая бабушка, едой, которой прямо с утра пахло в детском садике. Да, в конце концов, с бичпакетами или вкусом фастфуда из далекой или не очень студенческой юности. Вот этими воспоминаниями Юрий и предложил поделиться на видео своим друзьям. Каждый приготовил что-то, о чем ему захотелось вспомнить и рассказать. На стенах есть фотографии самого Юрия, рецепты блюд, а на видео «вкусовые» воспоминания его друзей. Чтобы как-то подчеркнуть ностальгические ассоциации вкусов детства, Кузьменко забрал из дома своей бабуленьки тарелки, обёртки от конфет и даже тот самый стол, за которым столько раз сидел и ел.


Аттракционность 

Часто в современном искусстве художники предлагают вступить с ними в диалог или попробовать сделать что-то совместно. На Триеннале тоже такое есть. Итак, если устанете рассуждать и бездействовать, рекомендуем вам вот что. 

Empathy, Евгения Суслова

Это интерактивная инсталляция, состоящая из двух комнат, камеры и экрана. На выставку Суслова попала по рекомендации Александры Сухаревой, девушки определили свои взаимоотношения как «Вопрос-ответ». Судя по работе, это немой диалог, в котором не нужно даже разговаривать: вашу симпатию друг к другу, схожесть и отличия определит программа.

Empathy/Евгения Суслова


О чем?

Работу вполне можно отнести к жанру Science Art, когда наука становится искусством. Евгения написала очень заумный текст про когерентность в социальном поле, «среду совпадений» и про собственный иероглиф, кодирующем ваш взгляд.

Я постараюсь объяснить своими словами. Допустим, вы с другом приходите на выставку и садитесь в соседние зеркальные комнаты — не бойтесь, аттракцион начинается. В комнате лицом нужно повернуться не к камере, а, наоборот, к экрану. Дальше молча и пристально пялиться в этот экран, не отводя взгляда. Это займет какое-то время. Как только программа прочтет твой взгляд, она выдаст некий иероглиф, кривулину, похожую именно на твой взгляд. Мы на выставке были первыми, поэтому совпадений не было. Но чем больше людей посетит эти комнаты и оставит свой иероглиф программе, тем больше будет совпадений. И, возможно, ты сможешь обрести своего «двойника по взгляду»! Если таковой имеется и уже посетил выставку, его затылок ты увидишь на экране — как раз для этого и нужна камера сзади.

Для тех, кто хочет поумничать:

Вспоминаем легенду, описанную Платоном в «Пире». Много-много тысяч лет назад, люди были и мужского, и женского пола одновременно, конечностей у них было шесть, а лица — два. Передвигались они колесом. И чувствовали себя андрогины настолько сильными, что решили пойти против богов. Зевс же разделил их молниями пополам и приказал Аполлону стянуть и сшить разрезы в районе пупка. И вот до сих пор ходят эти несчастные половинки по Земле и ищут своих. И если находят, то снова обретают силу, а если нет — страдают. Возможно, на этой выставке и ты найдешь свою половинку по взгляду (можете закатывать глаза от такого «мимими» сколько угодно). Конечно, легенда может показаться неуместной, да и автор работы ничего такого не имела в виду, но поумничать с помощью нее и предложить новый смысл инсталляции вполне можно.


«12 265», Guest, Takir, Дмитрий Морозов

На выставку попал через Дмитрия Булатова, товарища, коллегу, соратника, союзника, сообщника и соумышленника. Булатов говорит, что при всей сложности работ своего тезки, его экологическая повестка — расширение прав на осознанное существование на планете не только плоти, пронизанной нервными окончаниями, но и материи в целом.

«12 265»/Дмитрий Морозов

О чем?

Морозов представил на Триеннале трилогию.

  • Guest рассказывает о куске метеорита с дальневосточного хребта Сихоте-Алинь — о вещи, на происхождение которой человек никак не повлиял.
  • Takir посвящен рельефу дна Аральского моря, страдающего от человеческого вмешательства.
  • «12 265», которую вы видите на картинке, — это дело рук человека, но брошенное. Таким образом автор пытается порассуждать об основных экопроблемах XXI века. 

Последняя работа достаточно известна в кругу тех, кто занимается Science Art. Она была создана еще 2018-м, когда Дмитрий попал на заброшенную Кольскую сверхглубокую скважину, оставшуюся от проекта СГ-3, которая располагается в нескольких десятках километров от города Заполярный, в Мурманской области. Морозов нашел на месте той самой скважины брошенную перфоленту от одной из вычислительных машин и попробовал переложить ее на звук.

Что еще нужно знать о Дмитрии Морозове: помимо научных и арт-изысканий, он еще занимается музыкой, ищет новые звуки в непривычных вещах и даже проектирует музыкальные синтезаторы и прочие аудиомашины. 

И вот подойдя к его «12 265», вы можете услышать, как считываются данные с той самой заброшенной людьми перфоленты, далее главный контроллер инсталляции отдает команды пяти кинетическим звуковым генераторам — миниатюрным буровым механизмам. Получив команду, каждый из буров начинает сверлить небольшие образцы породы из скважины — их автор инсталляции выкупал на аукционах и у коллекционеров с большим трудом. В итоге звук бурения усиливается, обрабатывается и становится основой для бесконечной звуковой композиции. Кстати, автор отправился на ту самую станцию и установил эту инсталляцию над шахтой, чтобы спустя 28 лет после остановки, он возобновил бурение, пусть и аудиальное.


Актуалочка

«Платки», Александр Лавров

На выставку попал через рекомендацию своих друзей — команду «Той». Кстати, сам Александр держит в Нижнем Новгороде «Игрушечный музей», так что к старым вещам он относится с трепетом.

«Платки»/Александр Лавров

О чем?

Дойдите обязательно и зацените работу Лаврова «Платки» с новостными заголовками 2020 года. Интересно, что началось все 31 декабря 2000-го, когда Борис Ельцин произнес свое легендарное: «Я устал, я ухожу». После этого основные новостные заголовки года в нашей стране начали бережно собираться автором. Параллельно с этим он начал собирать на улице потерянные носовые платки, которые сейчас уже редко встретишь в карманах людей, писал на них новости и рисовал иллюстрации. Надо сказать, что по этим платкам можно изучать историю современной России в школах.


«Молельщики и герои», Андрей Кузькин

На выставку попал по рекомендации знаменитого художника Андрея Монастырского. Их взаимоотношения определены как «гуру и член секты». И секта эта очень трезво мыслит в отношении и нашей истории, и нашей действительности.

«Молельщики и герои»/Андрей Кузькин

О чем?

Спустившись на первый этаж «Гаража», вы не пройдете мимо этой эпичной работы. Она мне чем-то напомнила фрагмент сериала «Игра престолов» про девочку, у которой нет имени, и про остров, где в специальном помещении находились многочисленные маски для превращений в другого человека. Или баночки с головами из «Футурамы». Но тут все глубже и жестче, чем на экране.

Вы идете по небольшому коридору из голов и приближаетесь к огромному шкафу, наполненному фигурками молящихся людей. Все фигурки, если присмотреться, разные и сделаны из уникальных материалов, в которых и скрыта суть работы. Они выполнены из хлеба, и сам художник объясняет это и хлебом как телом Христа из обряда причастия, и одновременно культом лепки из хлебных мякишей в тюрьме. «Головы героев облиты моей кровью», — поясняет Кузькин. Все персонажи его работы делятся на молящихся и героев. «Так, большинство людей готово терпеть несправедливость, страдать и молит о спасении бога или царя. А те, кто на протяжении истории уничтожается государственной машиной, позже могут быть выставлены на пьедестал и героизированы», — пишет Андрей.


Ну такое 

«Растительный Вестник», Анастасия Кайнеанунг

На выставку попала через рекомендации коллег из «Лесной газеты».

«Растительный Вестник»/Анастасия Кайнеанунг

О чем?

Сейчас тема экологии — одна из самых актуальных, и на Триеннале она тоже затронута. Если пройдетесь по выставке, то постоянно будете встречать экраны с зеленью и вопросами. Знайте, это все про новых собеседников.

На ютьюбе есть канал «Растительный вестник», в котором робоголос берет интервью у разных растений. Да, те пока ничего не отвечают, но это первый шаг к диалогу с флорой, живой материей, которая, несмотря на то что не говорит, живет и, может быть, даже не мыслит.

Для тех, кто хочет поумничать:

Недавно была опубликована статья ученых из Тель-Авивского университета о том, что некоторые растения издают высокочастотный звук, свидетельствующий о боли, которую они испытывают при воздействии на них внешних факторов.

Растения табака ученые лишали воды, а у растений томата надрезали стебли и с помощью микрофона записывали их реакцию. В обоих случаях растения издавали звуки в диапазоне от 20–100 килогерц, которые и были сигналом к бедствию. Когда исследователи, например, надрезали стебель томата, то он в течение часа издал 25 ультразвуковых сигналов бедствия. Растения табака издавали более интенсивный звук, когда их лишали воды, чем когда их надрезали.

Подумайте: о чем вы бы поговорили с домашним фикусом или яблоней во дворе? 

 

«Русское инородное», Алиса Горшенина

На выставку попала благодаря знакомству с художником Александром Баюн-Гнутовым (сначала оно было виртуальным и только потом переросло в реальное), который видит в работе Алисы множество символов: от схожести ее героинь с легендарными античными невестами и женами Эвридикой (мертвой подружкой Орфея) или Персефоной (женой Аида) до женского искусства в лице Луизы Буржуа (погуглите ее знаменитую паучиху) и других современных художниц.

«Русское инородное»/Алиса Горшенина

О чем?

О ней. Работы Алисы только про нее саму. «Мои работы принадлежат только мне и никому другому, они должны ассоциироваться только со мной, фотографироваться в них могу только я или члены моей семьи. В мире перестали ценить частное, я же стараюсь его сохранить», — сказала художница.


К чему мне хотелось подвести вас этим мини-гидом? К тому, чтобы вы не боялись смотреть шире на мир российского современного искусства и не боялись высказывать свои мысли по поводу того или иного объекта. Помните, мы с вами — главные в современном искусстве!


Фото: предоставлено пресс-службой МСИ «Гараж»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова