Колонка, Музыка — 12 сентября 2020, 17:22

Поэзия стартапа. Борис Барабанов о том, как молодые предприниматели борются за аудиторию при помощи рэпа

Самая большая ценность по состоянию на 2020 год — не деньги, не золото и не нефть, а внимание. Способность его удерживать — свойство, которое автоматически дает фору любому, кто находится в ситуации конкуренции. Любой, кто когда-либо защищал свой проект перед инвесторами или просто рассказывал о своей идее незнакомым людям, знает, что простейшая бизнес-презентация сегодня должна укладываться в одну поездку в лифте, и если выжать из нее все лишнее, она должна состоять из семи слов. В музыке сегодня происходит то же самое.

Так же, как стартапер борется за внимание инвестора, начинающий музыкант пытается привлечь внимание слушателя. У стартапера сотня конкурентов, претендующих на бюджет. У музыканта — тысяча чужих треков в плейлистах, и его собственная песня не должна среди них затеряться. Игроки музыкального рынка обязаны учитывать, что, например, в сторис может звучать лишь 15-секундный отрывок трека из Spotify, а плата за прослушивание трека на цифровых площадках начинает списываться после прослушивания 30 секунд песни. Это значит, что в первые 30, а то и 15 секунд трека музыкант должен привлечь к себе внимание, иначе слушатель «перепрыгнет» на следующую дорожку плейлиста. В эти 15–30 секунд человек должен понять, в каком стиле работает автор, каков ритм песни, есть ли в ней мелодия и о чем хочет исполнитель рассказать в тексте. Неподъемная задача.

В августе, когда в конце мрачного ковидного тоннеля забрезжили первые лучи возвращения к нормальной деловой жизни, в соцсетях появились первые ролики проекта #стартапрэп. Идея #стартапрэп родилась в компании молодых столичных стартаперов, занимающихся самого разного рода проектами и разработками. Концепция состояла в том, чтобы объединить две субкультуры: Россию стартапа и Россию хип-хопа. Если сегодня важнее всего внимание, если большая аудитория ценнее, чем большой бюджет, если рэп — самая популярная музыка, значит, можно попробовать превратить «питч» в рэп-трек и посмотреть, что получится. Что если превратить питчинг в рэп-баттл, а скучную презентацию в песню?

#стартапрэп — горячая история. На ресурсах проекта пока опубликованы только лишь первые треки, созданные в московской студии TDS при участии профессиональных музыкантов — рэпера Мэйти и битбокс-группы Jukebox Trio.

Саундпродюсер проекта Богдан Солодовник утверждает, что в этом проекте ему интереснее всего работать с людьми, которые не имеют никакого отношения к хип-хопу и к музыке в целом. «Ни он, ни мы не знали, что получится в итоге, — говорит Богдан. — Тем интереснее наблюдать, как человек слушает итоговую запись: у него буквально округляются глаза, потому что он сам от себя такого не ожидал».

Справедливости ради стоит сказать, что совсем уж чужой вещью рэп не был ни для кого из участников конкурса. Так или иначе, с этой культурой сталкиваются все. И никто уже не относится к ней снисходительно, никто не шутит насчет широких штанов и не приговаривает с издевкой «йоу!». Это нормальный современный язык. А некоторые из участников привлекли к созданию треков профессиональных артистов. Например, Георгий Хаусман из диджитал-студии «Прожект» записал свой «питч» в компании исполнительницы по имени Mireku Djima, которая начинала свою карьеру в Booking Machine, а сейчас является артистом Universal.

Первым в рамках #стартапрэп вышел ролик Руслана Мусина из компании Verspeak, которая внедряет новые технологии синхронного перевода. Сам Мусин музыкой никогда в жизни не занимался. И чувство ритма — не его сильная сторона. Как он говорит сам, в его жизни было увлечение игрой на барабанах, но продлилось оно всего один день, так как наставники дали понять, что это точно не его стезя. Тем интереснее смотреть, как человек, который фактически задушил в себе музыканта, становится к микрофону, и его трек набирает тысячи просмотров.


А вот еще одно изобретение — кубик сна. Это устройство умещается на ладони, а если положить его на прикроватную тумбочку, то вам обеспечен здоровый глубокий сон с яркими картинками. Не верите? Посмотрите, как об этом рассказывают авторы стартапа Филипп Огульник и Игорь Блохин. 

  

13 сентября Руслан Мусин и Филипп Огульник вместе с организаторами конкурса #стартапрэп и дружественными музыкантами примет участие в презентации проекта в рамках Российской креативной недели. Сам конкурс продлится до конца ноября, и его победители получат возможность принять участие в Российском инвестиционном форуме в феврале 2021 года. Все подробности можно найти на сайте стартапрэп.рф.


Фото: Getty Images
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More