Исследователи из американского Национального института стандартов и технологий (NSIT) провели эксперимент, в ходе которого воссоздали картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Причем сделали они это при помощи света, а копия получилась около одного миллиметра в длину. Звучит немного странно и бесполезно, но на деле все оказывается куда интереснее. Обо всем по порядку.
Если вы гуманитарий, приготовьтесь поднапрячь мозги. Вкратце: ученые изготовили двуокись титана (часто это вещество используется как пищевая добавка, которая придает продуктам белый цвет. — Прим. SRSLY) с сечением эллиптической формы на стеклянном столбе. При помощи специального поляризационного фильтра и вращения этих наноразмерных столбиков менялась интенсивность проходящего света. В итоге ученые научились регулировать цвета и их яркость.
Созданная таким образом минирепродукция шедевра Вермеера получилась очень точной. Так, во всяком случае, заявляют ученые. По данным издания The Science Times, на этой иллюстрации можно даже разобрать текстуру масляной краски. Только представьте, насколько качественной получилась работа, если разглядеть ее текстуру можно при многократном увеличении.
Но новую технологию можно будет использовать для решения вполне себе прикладных задач. В частности, для модернизации оптических коммуникаций и борьбы с фальшивомонетчиками. Преступникам, говорят исследователи, будет сложно подделать бумажные деньги с новыми усовершенствованными цветовыми деталями.
Для любителей оптических фокусов есть еще одна новость: блогер Эндрю Стил рассказал, как можно «раскрашивать» черно-белые снимки, используя исключительно собственный мозг. Все дело в хроматической адаптации глаза. Человеческий мозг умеет запоминать цвета наблюдаемого объекта и внедрять их тогда, когда изображение эти самые цвета теряет. Мы во всех подробностях описали проведенный Стилом эксперимент.
Но экспериментировать, как оказалось, можно не только с плоскими изображениями. К примеру, искусственный интеллект научился «оживлять» древнеримские статуи. Сначала нейросеть восстанавливает черты лица скульптур и «очеловечивает» их в специальной программе. Затем в работу может вмешаться дизайнер: основываясь на исторических документах, он может добавить некоторые детали с помощью фотошопа. Автор эксперимента заявил, что к полной достоверности не стремится. Он называет свое увлечение «художественной интерпретацией художественных интерпретаций». И тем не менее, выглядят его работы очень даже реалистично.